Обыкновенное есть при сем радостном торжестве взаимное между Христианами сие приветствие: Христос воскресе. И на то каждый ответствует с веселым духом: Воистинну воскресе. Кажется таковый вопрос и ответ сами по себе вразумительны: однако со всем тем, по моему разсуждению, великаго требуют объяснения. Ибо, ежели только сии слова разуметь о едином лице Христове, и о едином свойственном Ему воскресении, то из сего заключить можно, что акибы мы еще о том усумневалися. Ибо оным ответствием сие бы могло быть означаемо: слыши, возлюбленный о Господе брат! я тебе возвещаю радостную весть, что Христос воскресе. На то кажется мог бы он мне сказать: как! разве сия весть для меня есть новая: я еще во крещении сочетался Христу умершему за меня, и воскресшему: разве ты каковое о сей вере моей имееши сумнение, что акибы сия весть для меня была или новая или мною неверуемая?
Любезная братия! почтим сие церкви обыкновение, и стократно и тысящекратно не престанем радостными устами возвещать Христово воскресение. Но при всем том взойдем мы выше разсуждением своим.
Сии слова, Христос воскресе, и Воистинну воскресе, не к единому лицу Христову, не к единому Его воскресению могут относимы быть. Единожды в лице Своем умер Христос, и единожды воскрес. Но в членах Своих многократно Он умирает, и многократно воскресает. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. гл. 3, ст. 27). Сим таинственным действием стали мы едино с Ним тело.
Ежели неповинно за правду страждем, страждет и Он в нас, по сему Апостольскому слову: Исполняю лишение скорбей Христовых в теле моем (Колос. гл. 1, ст. 24): тоесть, чего Христос не претерпел на кресте, то дополняет Он страданиями моими. И для того хваляся восклицает: Язвы Господа моего на теле моем ношу (Гал. гл. 6, ст. 17). Ежели мы грехом душу умерщвляем, то и Он умирает в нас. Ежели мы чрез покаяние и исправление воскресаем, то и Он воскресает в нас. Сие доказывают оныя Павловы слова: Чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал. гл. 4, ст. 19). Тоесть, дети! я духовно родил вас, и изобразил в вас лице Христово: но вы грехами своими Его умертвили: почему я принужден, яко жена раждающая, мучиться, доколе в вас паки умершаго Христа не воскрешу: Дондеже вообразится Христос в вас.
Положив таковое разсуждение, яко с истинною Христианскою точно сходственное, сии слова: Христос воскресе, и воистинну воскресе, уже так разуметь надлежит. Христос воскресе: Дух Христов не умерщвлен ли в тебе каковыми грехами? Действует ли Он в тебе по всей силе своей? Все ли в тебе дела суть таковы, каковы свойственны человеку имеющему живущаго в себе Христа? Ежели же Он грехами твоими в тебе умерщвлен, то хотя при спасительном поста подвиге, при нынешнем Его воскресении, чрез покаяние и причащение воскрес ли Он паки в тебе? Воскресе Христос?
Ты ответствуешь: Воистинну воскресе. Тоесть, я чувствую благодатное действие Христа живущаго во мне. Исповедую, яко грешен есмь: но при помощи Его признал свой грех, истинное в нем принес раскаяние и сокрушение, и сие благое намерение утвердил в себе принятием святыни причащения. И потому ныне чувствую себя облегченна совестию, успокоенна душею, лучшее начинаю жить жительство: и для того заключаю, и радостно восклицаю: Воистинну во мне воскресе Христос.
О прямое воскресение! О величайшее для Христианина торжество! Воскрес ты в сей день, и тем радостнаго дня сего радость приумножил: да и самому Христу, новое приобрел воскресение. Столько днесь воскресений сих, сколько есть воскресших душ. Веселятся Ангели на небеси, которые и о едином грешнике кающемся, радуются (Лук. гл. 15, ст. 7, 10).
Когда мирское какое совершается празднование, обыкновенно оно бывает сопровождаемо общим сродников и приятелей пированием. По сему, мню, важному резону древняя святейшая церковь имела сие препохвальное обыкновение, что все Христиане в сей пасхи день причащались. Предлагала она на жертвеннике нетленную пищу, и оною насыщала радостных чад своих: возносила чашу безсмертия, и сим питием увеселяла сердца Христиан торжествующих.
Вы, в прошедшие спасительные дни восприявшие сию святыню, возвеселитеся днесь. Составьте лик общаго празднования. Блюдитеся притом, да не како паки умрет Христос в вас: но чтоб вы всегда могли с незазорною совестию восклицать: Воистинну в нас воскресе Христос. Аминь.
Говорено в Успенском Соборе, 1783 года, Апреля 16 дня.
25 апреля 2024 г. (12 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра