Слово на Крещение Господне

СЛОВО

НА КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Благоволил Господь верующих в него отличить от всех других, яко некоторым царским знамением, таинственным святаго крещения действием. У Иудеев почитался тот вне церкви их, который не обрезан был: у нас всяк тот есть вне церкви Христовой, который не просвещен крещением. Сие знаменитое наше наименование есть светлее и славнее всякаго титла мирскаго. Ибо мы по силе наименования сего имеем право называтися и быти сынами Божиими, и наследниками всех благ богатства Божия. Почему и зело нужно и полезно нам хотя ежегодно воспоминать свое крещение, не только, чтоб усладить свою душу воображением преимуществ посредством сего действия нам дарованных, но и на память привести те обязательства, которыя мы в крещении на себя приняли, и изследовать, пребываем ли мы верными оных хранителями.

Сие изследование для настоящаго времени довольно будет, естьли токмо изъясним одни те именования, коими почтено крещение наше по различным свойствам его.

И вопервых нарицается оно погружением. Ибо как мы обыкли что-либо не потребное повергать в воду и скрывать оное от очес во глубине: так и действием крещения вся наша греховная нечистота остается яко погребенною в водах спасительных. Не вода сию имеет силу: ибо она сама собою душевных нечистот омыть не может; но благодать Божия, которая сим в воду погружением изобразуется. Потомуж нарицается и банею. Ибо сколько сия тело наше омывает; столько крещение очищает душу.

Нарицается оно паки-бытием. Созданы мы из ничего: ибо прежде нежели на свет сей произведены, были мы ничто. Но получив бытие тотчас узнали самих себя, увидели себя внезапу обогащенных многими дарами и душевными и телесными, и начали оными действовать утверждая блаженство бытия своего.

Но когда уже мы стали быть: то каким образом чрез крещение паки быть начинаем? Изъясню то простым примером. Часы тогда, можем сказать, что имеют бытие, когда свое совершают течение порядочно. Но когда совсем разстроены и не показывают ни часов ни времени: тогда они не иначе почитаются, как бы их совсем не было. Человек грешный и законопреступный есть тварь разстроенная и все свое совершенство потерявшая. Почему хотя и кажется он живущим; но поелику бытие его есть горестнее самаго небытия: то по справедливости пред лицем Божиим не иначе почитается, как бы его совсем на свете не было. Ибо хотя и называется человеком, но не есть то, что прямо составляет человека. А как чрез благодать крещения в прежнее приходит человек устройство, и потерянныя совершенства возвращает: то потому снова начинает быть; и длятого крещение справедливо называется паки бытием. В сем же разуме нарицается оно и отрождением, то есть, новым рождением, и новою жизнию.

Нарицается еще крещение обновлением духа. Порок разслабляет тело, разслабляет и душу. Разслабленное тело есть подобно телу от старости одряхлевшему, и ни к какому делу не способному; а потому близко оно тления. Разслабленная душа есть также ни к чему доброму не действительна, и подобна древу в корени изсыхающему, и потому ни плодов, ни цветов, ни листвия произвести не могущему. Действием крещения сии ослабевшия душевныя силы укрепляются, и паки, яко младыя и свежия, действовать начинают. И потому крещение называется обновлением духа.

Нарицается оно и сыноположением, или усыновлением. Сын ты тому, кто тебя родил. Сын ты человеческий, коли родил тебя человек: Сын ты Божий, коли родил тебя Бог. Изходя ты из купели неиначе почитаешися, как бы исходил ты из чрева Бога раждающаго тя, и Себе усыновляющаго. Глас не видимый в тот час оглашает крещаемаго: Сей есть Сын Мой возлюбленный о немъже благоволих (Матф. гл. 3, ст. 17).

Возлюбленные братия! когда таковыми не мы, но слово Божие возвышает крещение похвалами: то нам можетъ-быть сие не вероятным кажется. Ибо мы, и по принятии крещения, теже в себе пороки, теже недостатки, теже грехи и беззакония усматриваем, как бы и не крещены были. Горе нам, что мы и при светильнике помраченны, и при вся омывающем источнике нечисты!

Страшитесь в сем мраке винить светильник; в сей не чистоте винить источник. Действует благодать, когда и мы содействуем тому. Не освещает тебя светильник, когда ты очи свои от него отвращаешь. Не омывает тебя источник, когда ты оной или обходишь, или и по измытии паки в прежнюю тину устремляешься.

Для того-то и я сие о крещении слово предприял; а паче для того-то и церковь сие ежегодное крещения воспоминание творит, чтоб мы возъимели случай взойти в самих себя, и испытать: чувствуем ли в душе своей действие крещением преподаваемое. Должны сокрушаться, ежели ничего того в себе не находим, и стыдиться, что приобретенное богатство потеряли, стыдиться, но не должны отчаяваться. Зависит сие от нашего произволения, тщания и веры. Сей священный день да будет нам началом к сему мужественному предприятию.

Сего спасительнаго действия как себе, так и вам, бл. Христиане! усерднейше желаю, призывая на вас осенение духа Божия на Иордане явльшагося, и при моем с вами разлучении препоручаю вас милостивому и вся во благое устрояющему Промыслу. Аминь.

Говорено в большом Успенском соборе, 1782 года.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.