Нынешнее Евангелие, хотя оказать цену смерти Христовой и величество явленныя Его Божия роду человеческому любви, восклицает сицевым образом: Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть (Иоан. гл. 8, ст. 10). Сие слово, тако, означает, что сколько ни было Божиих к роду человеческому благодеяний; но восприятая Им по любви к нему смерть все протчие несказанным образом не только превосходит, но и в такое приводит удивление, что сего ни мыслию совершенно понять, ни словом довольно изобразить не можем. Тако возлюби Бог мир! да и подлинно восприятая Богом за нас крестная смерть есть доказательством той любви, какой больше никак быть не может, и которой мы ни каковаго подобнаго примера изобрести не в силах. Сравним токмо сие с протчими Его благодеяниями, и узрим светлость истинны сея.
Создал Бог мир сей, и тем открыл нам величество благости Своея. Но все сие хотя пречудное произведение стоило Богу токмо единаго слова. Да будет свет, рек Он; и бысть свет (Быт. гл. 1, ст. 3, 14 и проч.). Да будут светила на тверди небесней: и тотъчас сии пресветлыя светила возгорели. Да произрастит земля былие травное; и на сей один всемогущий глас тот час она произрастила. Да будут птицы, звери, рыбы и протчия животныя: и тот час на повеление Господина своего, яко послушные рабы все они предстали. Произведение самаго человека хотя иным образом происходило: ибо потребно было премудрости Божией наперед возъиметь о сем таинственный совет, и потом брать брение, составить из онаго состав тела человеческаго, и оживить его дыханием жизни из уст Его изшедшим; однако все сие не приносило Богу ни каковаго ни изнурения, ни утруждения, ни истощания, ни унижения.
Но в деле воплощения Сына Божия и в смерти Его не довольно было одно слово. Надобно было унизить величество Свое до восприятия рабия, да еще и грешнича зрака; понести все нужды бедныя человеческия жизни; алкать, жаждать, претерпеть поношение, висеть на кресте между злодеями, и погружену быть в потопе крове Своея. Сие и само чрез себя есть унизительно и ужасно; но несравненно большим оно кажется, что все сие страждет непростый человек, хотяб Он был и праведный, но Сам Бог, величества неприступнаго, славы вечныя, Источник всех жизни, Создатель и Правитель мира; но пред коим и весь мир есть малейшая капля из Окияна.
Созидая Бог мир и человека не токмо не обретал ничего для Себя утрудительнаго и оскорбительнаго; но напротив сладчайшее, коли можно так сказать, чувствовал в Себе увеселение: Возвеселится Господь, по слову пророчю, о делех Своих (Псал. 103, ст. 31). Да и как было не веселиться! Ибо виде Бог, что ни созидал, и се добро зело. Видел Божественное Свое воображение на тварях Своих сияющее, и бездну разума Своего прекрасными потоками проистекающую.
Но в искуплении рода человеческаго вместо таковых увеселений была душа Его прискорбна до смерти. Совершал Он подлинно величайшее дело: яко из винограда изгнетал питие спасительное: но между тем все Его ризы были сим током кровным омоченны. Все сие тем для Него было горестнее, что в самое то время, в которое совершал дело спасения человеческаго столь таинственным образом, однако человек в самое сие драгоценное для Него время не только Его не узнавал но и презирал и поносил.
При открытии Божиею десницею красот мира сего, воспеша Его вси Ангели Божии (Иов. гл. 38, ст. 7); но при деле искупления человеческаго, слышал Он только от неблагодарнаго человека сии поносныя слова: льстит народы (Иоан. гл. 7, ст. 12): не сего отпусти, но разбойника Варавву (Иоан. гл. 18, ст. 40): возми, возми, распни Его (Лук. гл. 23, ст. 21).
Мы бедные человеки не очень охотно благодетельствуем и тем, от коих ни чем не раздраженны; а может быть и тем, от коих некоторым образом одолжены. Естьли же бы хотели мы кому благодетельствовать; но тот не толькоб наших благодеяний не хотел признать, но еще бы нас и презирал и поносил: чтоб таковому мы зделали? Не толькоб лишили его благодеяний своих, но не избежал бы он и мщения, нашего разгневаннаго духа; да может быть, по нашему разсуждению, и не без справедливости.
Но воплотившийся Бог, нашед нас таковыми, не сократил над нами Свою благодетельную руку; но еще тем паче являл к нам Свою любовь. Идеже умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. гл. 5, ст. 20). Может ли таковая любовь иметь каковый пример и подобие? Великий Павел ее столь пространною почитает, сколь пределы всего мира: да возможете, говорит, разумети со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота (Ефес. 3, ст. 18). А под сими именами тут же изъясняет он любовь Христову всяк ум превосходящую. Но я смею сказать, что сие подобие есть недостаточно: ибо пределы мира, сколь ни широки, сколь ни долги, сколь ни глубоки, сколь ни высоки, но имеют свой конец: а любовь Божия никакими пределами ограничена быть не может: есть безначальна и безконечна. Но еще и более придем мы во удивление и в восторг, естьли разсмотрим и плоды таковыя любви; плоды, коими единственно блаженство наше было приобретаемо.
Когда создал Бог человека: наивящшее Его было к Нему благодеяние, что Он его сотворил по образу Своему и по подобию. Ибо не токмо сим преимуществом отличил его от всех тварей, но и предпочел им. Притом некоторым образом поставил его на земли видимым изображением Божества Своего. Подлинно благодеяние и честь величайшая! Но воплощением Своим и смертию Своею что Он нам приобрел? О разумнейшие небесныя существа! споспешите мне, чтоб достойно изъяснить величество вещи. Но и они сами изнемогают. Ибо, по Апостольскому слову, в тайны сии и сами Ангели желают приникнути (1 Петр. гл. 1, ст. 12): то есть, издалека воззрети на них, не смея приближитися к вещи августейшей и славою божественною покрываемой.
Но из богословов величайший Павел утверждает, что сокровенная от Ангел, нам откровенна суть. Он хотя сию Божию любовь называет неизследованным богатством Христовым; однако притом говорит: да скажется ныне началом и властем на небесных церковию многоразличная премудрость Божия (Ефес. гл. 3, ст. 10). А из сих слов видим, что сея великия тайны ведение имеет церковь Христова на земли, и оное может доставить церкви Ангельской на небеси. В чем же состоит сия таинственная Божия к нам любовь? Да слышит церковь земная и небесная, не меня грешнаго; ибо я не доволен и недостоин к изъяснению сего: да слышит сосуда избраннаго Павла: спосади, говорит, на небесных во Христе Иисусе (Ефес. гл. 2, ст. 6): и неси уже раб, но сын; аще же сын, и наследник Божий Иисус Христом (Гал. гл. 4, ст. 7); сожители святым, и присни Богу (Ефес. гл. 2, ст. 19), то есть, домашние у Бога.
В создании впечатлел Он в нас образ Свой и подобие. Но во искуплении, се видим, удостоены мы вкупе с Богом сидеть на престоле славы величества Его: ибо естество наше человеческое Христом восприятое с божеством есть нераздельно. В создании почтены мы владычеством всех тварей, но оставлены на земле, произносящей терние и волчец. Но ныне вознесены на небеса, и сотворены наследниками всех богатств благости Божия: а притом Бог в лице же нашем человеческом имеет судити всей твари, живых и мертвых.
Падения Ангелов богословы причиною полагают, что они предвидев таковое человеческое возвышение, позавидовали тому, вознегодовали, и от гордости не восхотели столь возвышенному человеку повиноватися. Подлинно было чему завидовать; или паче, естьлиб они сохранили первыя своея доброты совершенство, было о чем сорадоваться.
Помышляй сие Христианин и сим размышлением возвышай дух свой; освящай сердце свое. Горе тебе! естьли таковой любви твоею к Нему любовию соответствовати не будешь. Чтоб ты Ему ни принес, все не есть твое, но Его дар: да и ты сам по Апостольским словам, неси свой: куплен бо еси ценою (1 Кор. гл. 6, ст. 20). Не преставай очами веры взирать день и нощь на столь возлюбившаго тя Господа. Когда же очи веры твоея ослабеют; воззри тогда на сие победоносное оныя любви знамение, и вспомни пострадавшаго на нем. Лобызай Его лобзанием святым; и рцы: Боже! лобызая жертвенник священный, на коем благоволил Ты принести себя в жертву за меня, приими мою недостойную жертву, дух сокрушен и смирен, и даждь ми умрети в любви креста твоего. Аминь.
Говорено в Воздвиженском монастыре, Сентября 14 дня, 1781 года.
20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра