Должны мы с радостию принимать, что церковь частыя представляет нам празднования, и тем хощет содержать нас во всегдашнем благочестия упражнении: однако суетный мир не редко между тем сии холодныя поговаривает слова: к чему столь много праздничных дней? Естьли чрез праздничныя дни разумеются таковые дни, в которые люди оставив должности и работы, упражняются в одних гуляньях, в невоздержании и праздности: то подлинно много дней праздничных, и желательно, чтоб таковых ни одного в году дня не было. Но ежели чрез праздничныя дни разумеются, как-то и разуметь должно, таковые дни, в кои мы поучаемся закону Божию, как поправить нам свои испорченные нравы, и уметь управлять самих себя: то таковых дней не много, и желательно, чтоб оные приумножены были.
Так мыслящие и дерзающие говорить люди подобны ныне в Евангелии упоминаемой Марфе, которая не только одними светскими суетами себя занимала; но еще и роптала на сестру свою к учению прилежавшую: Господи! небрежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? (Лук. гл. 10,ст. 40). Но как справедливо и Мария с своей стороны имела довольно резонов ко опровержению и поступка и жалобы Марфиной: то мы в настоящем слове разсмотрим, что под именем сих двух сестр разуметь должны, в чем состоят их взаимные требования и жалобы, и как оные примирить мы можем?
Сие не согласное родство всегда внутрь нас самих есть. Плоть и дух суть две сии сестры, которые хотя в едином находятся нашем составе, и весьма тесно между собою сопряжены: однако их свойства и требования суть различные; а потому не возможно, чтоб взаимныя между ими не происходили неудовольствия и жалобы.
О сих двух противных в нас свойствах так Апостол Павел говорит: вижду ин закон во удех моих противувоюющ закону ума моего, и пленяющ мя законом греховным (Рим. гл. 7, ст. 23); или простее сказать: когда я разумом понимаю доброе, и оное весьма приятным мне представляется, и исполнить то и склонность и желание имею; но в тоже самое время что-то нахожу в себе, которое до сего меня не допущает, и отведши от добра, как бы насильно заставляет делать худое. Свойство ведущее к добру называет Апостол духом и внутренним человеком; а ведущее к худому называет плотию и человеком внешним.
И как видите, что свойства их суть противныя; потому должны быть их и требования несогласныя, и друг на друга жалобы непрестанные.
Плоть желает все чувствам делать удовольствие; вкус усладить разными яствиями и напитками, чтоб слух всегда оглашаем был приятными музикийскими пениями, чтоб зрение увеселять красотою различных очи удивляющих прелестей, чтоб обоняние довольствовать редкими благоуханиями и ароматами, чтоб осязание насытить многим на мягких постелях сном, и ступать по одним розовым цветам. И хотя все сие снискать стоит великих забот и сует: однако и заботы таковые кажутся сносны и суеты приятны.
И как дух не только в сем никакого участия не приемлет; но и смотрит на то с негодованием и презрением, поелику все то есть ему препятствием в честных его подвигах и предприятиях: то плоть не оставляет противу его свои произносить жалобы, и с Марфою говорить: Господи! небрежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? Почто я едина таковые подъемлю труды? Мое упражнение не есть безчестно: я не только доставляю чрез то удовольствие всем человеческим желаниям; но и споспешествую его щастию. Таковым образом человек снискивает более себе друзей, доброжелателей и патронов; с большим почитанием везде приемлется, везде его имя прославляется, яко человека жить в свете умеющаго. Очи людские не столь скоро внутренность проницают: а блистательною наружностию скорее уловляются. И потому удобнее сим средством доброе у них заслужить о себе мнение. Но дух все сие презирает, да и смотрит на то с посмеянием: Господи! небрежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы ей, да ми поможет. Таково есть плоти желание и жалоба.
Но духа желание и стремление есть, чтоб просветить разум, в порядке содержать нравы, успокоить совесть, непренебрегая телесных нужд, паче стремиться, к небеси, и вечному щастию предуготовить основание. И хотя сие требует не малаго труда и подвига; однако все то преодолевает с помощию горящия к Богу любви. И как плоть в сем не только мало приемлет участия; но и смотрит на то с негодованием, поелику все оное находит препятствием своей нежности и сластолюбию: в таком случае дух не оставляет свои противу плоти произносить жалобы: Господи! небрежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? Я добродетелию основываю истинное щастие: но плоть угождая страстям оное разрушает. Я свой покой нахожу в трудах; она влечет к гулянию и праздности. Я истинное тщусь снискать просвещение; она к мирским мудрованиям себя привязывает. Я помышляю о будущем; она думает только о настоящем. Я устрояю благосостояние внутреннее, и ее самую приуготовляю к безсмертию: она мое разстроивает спокойство, да и себе самой готовит одно тление. Она, яко со мною соединенная, должна мне споспешествовать в общем нашем благе. Господи! небрежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы ей, да ми поможет. Таковое есть духа требование и противу плоти жалоба.
Плоть ищет принаравливаться к мирским мнениям и обычаям; почитая, что естьли в свете щастливо жить, то надобно себя вести по примеру других. Дух полагает дел своих основанием истинное просвещение, твердость и безпристрастие, не поставляя пример и обычай без ошибочными; и почитает, что щастие человеческое не состоит в одной наружности, но в беззазорной совести, и делать угодное Богу.
Плоть с жадностию тщится умножить корысть, каковым бы то образом ни было: ибо разсуждает, что с помощию имений не только можно прожить спокойно: но сим средством и всякие могущие быть нещастливые случаи от себя отвратить.
Дух со Апостолом почитает великим прибытком благочестие с довольством. Не отвергает он приобретение правдою и трудом снисканное: но естьлиб оное не можно было получить, как только с нарушением правды; то лучше желает последнюю претерпеть бедность, нежели таковым приобретением отяготить совесть и нарушить святость закона.
Плоть смотрит токмо пользы своей. Ей нужды нет, чтоб возъиметь попечение о щастии других. Она в самой себе заключает весь мир, и все свои намерения и предприятия на одну саму себя обращает: да еще не отречется других разрушить щастие, естьли токмо чрез сие может утвердить собственное свое.
Дух промышляя о пользе своей, не оставляет и пользы других, а особливо общаго блага. Ибо почитает, что в общем блаженстве и его заключается; а с опровержением онаго, разрушается и его собственное. Почему естьли того общая польза требует: приносит ей в жертву не только собственную свою пользу, но и самую жизнь.
Вот видите, каковые суть плоти и духа требования, и в чем состоят их взаимные жалобы. Сие внутреннее двух наших сестр несогласие мы всегда в самих себе печальным опытом находим; и колико сия домашняя наша брань для нас есть отяготительна и мучительна, всяк из нас то всегда сам в себе с воздыханием чувствует.
Как же сии взаимные жалобы примирить, и наше внутреннее спокойство возставить? Сие требует особливаго не малаго разсуждения. Почему я в краткости о том скажу: надобно, чтоб плоть и дух в своих праведных пребывали границах: чтоб плоть, имея попечение о житейских трудах, паче всего прилежала о просвещении и честности нравов: а дух простирая себя к небеси, яко соединенный с плотию, не всеконечноб пренебрегал и житейские необходимости. Надобно, чтоб Мария, сидя при ногу Иисусову, и слушая слово Его, несколько внимания обратила и о принятии в доме своем сего вожделеннаго Гостя: а Марфа, единственно упражняясь, как угостить сего великаго Посетителя, не оставлялаб с большим усердием напоевать себя безсмертным словес Его источником.
Таковым образом естьли мы дела свои располагать будем: удостоимся быть добрыми гражданами и добрыми Христианами; соединим небо с землею; пожив на земли счасливо, сподобимся и на небеси увенчанны быть блаженством никогда некончаемым. Аминь.
Говорено в Новодевичем монастыре, 1781 года, Июля 28 дня.
20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра