На Рождество Иисуса Христа Спасителя нашего

СЛОВО

НА РОЖДЕСТВО ИИСУСА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО.

Не бойтеся, се бо благовествую
вам радость велию.

Лук. гл. 2. ст. 10.

В сей благословенный день празднуем мы вожделеннейшее Спасителя нашего на землю пришествие, а тем самим совершаем знатнейшую благочестия Христианскаго тайну. Ибо сим несказанным Сына Божия к роду человеческому снисхождением, истинна прежде век определенная исполнилась, древнейшия пророчества збылися, явственнейшия проображения окончились, неизследимое богатство благости Божия открылося; пришел к нам чаяние всех языков, самое блаженство к нам на землю пришло. Явилась гора Исаием виденная, процвел жезл из корене Иесеова;1 отсекся от горы камень без рук, Даниилом предозначенный, которой славою своею наполнил землю всю.2 Сей есть оный источник, из котораго иногда Давид пить восхотел, о сем пел Пророк Аввакум: Господи! услышах слух твой, и убояхся; Господи! разумех дела твоя, и ужасохся.3 О благополучия нашего! о неизреченнаго твоего к нам, Боже наш, милосердия!

Трудно сказать, когда изобильнейший излился на нас благодеяний Божиих источник, в создании ли, или во искуплении. По истинне более мы приобрели во Христе, нежели сколько погубили во Адаме. Аще бо прегрешением единаго, как богомудрствует Павел, мнози умроша, множае паче благодать Божия и дар благодатию единаго человека Иисуса Христа по многих преизлишествова.4 Но дабы сия истинная радость сердца наша более наполнила, кратко изчислим спасительныя пришествия Христова плоды; а ты, которой не возгнушался в вертепе и во яслех положен быть, чрез слово твое божественное вселися и в нас!

Сколь было горестное состояние рода человеческаго прежде пришествия Спасителя нашего; было, говорю, но и ныне есть во всех тех, кои отвергают пришествие его, и какой напротив возсиял божественный свет чрез благовестие Евангельское, о том вам, яко от Духа Святаго просвещенным, напоминать было бы излишно; но радость бывает многоглаголива. Почему не льзя умолчать благодать Божию, которая нас после беднейшаго состояния изобильно обрадовала.

Род человеческий был крайне растлен, слушатели. Сие ни мало не сумнительно из святых книг, которыя, хотя кратко, но явственно говорят, что растлеся земля пред Богом, и наполнися земля не правды; и виде Господь Бог землю, и бе растленна.5 Но тож самое во всех почти языческих книгах найдем мы. Ибо самая употребительная у языческих писателей есть материя охуждать человеческия нравы. Они в своих сочинениях то и делают, что пересмехают человеческия поступки, обличают не пристойныя склонности, оплакивают человеческую бедность, негодуют на мира сего непостоянство, вопиют против наглостей и неправд человеческих. Иныя из них сказывают, что правда и мир, которыя прежде царствовали на земли, потом от несносных беззаконий преселены на небо. Другой пишет, что уже миновал златой век, а наступил железной, в которой изгнанная правда уступила место неправде и своевольству. Что много? не стало у Демокрита силы смеяться суете человеческой, а у Гераклита слез к оплакиванию бедности человеческаго рода. Сколько ни старалась Философиа сие исправить повреждение, но не могла. Ибо не только рачители ея ни мало не были своими делами лучше других; но и сама она не пристойнейшими мнениями наполнена была. Обуи бо Бог премудрость мира сего.6

Но что не могла Философиа, то исправила благодать Иисуса Христа: чрез сего ходатая человечество в новой преобразуется вид. Древняя мимоидоша; се быша вся нова.7 Возсияла новая Философиа не словами, но делами любомудрствующая, которая показывает нашу болезнь, да вместе показывает и средство ко излечению оныя. Сим небесным вдохновенныя учением начали усмирять склонности плотския, начали презирать самую смерть, и утрудившися суетою мира сего, искать постояннейшаго небеснаго жилища. Не имамы, вопиют, зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем.8 Вот сладчайший плод пришествия Христова.

Род человеческий был идолопоклонник. Не может быть ужаснее заблуждение, как то, чтоб Творцу от твари забыту быть; не может же быть и большая слепота человеческаго ума, как та, чтоб честь пристойную величеству божества отдать самым подлым вещам. Мы теперь хотелиб тому не верить, что мир некогда весь столь глубоким был покрыт мраком, что покланялся тленному дереву, сребру и золоту, или изображениям, но таких людей, коим Пииты всенародно приписывали наигнуснейшия мерзости, или хотя и не совсем худых людей, но людей. Да что, говорю, изображениям человеческим? четвероногим и гадам, как то крокодилам, волам, кошкам и ибисам божественная честь поставлением жертвенников и приношением пребогатых жертв отдаваема была. И сего благоговейнаго служения сподобились и лук и чеснок, так, что можем с одним языческим пиитом возопить, о щастливы те народы, у коих полны огороды богов! Кратко сказать: у Язычников все было бог, кроме самаго Бога; да в сем заблуждении находились не дикия только народы, но самыя почитаемыя за просвещенных, как то Египтяне, Греки и Римляне. Сия смертоносная язва столь была сильна, что и самый Израиль, возлюбленный Богу народ, заразила. За что на него жалуется Бог истинный чрез Пророка Иеремиа, что и Цари их, и начальницы их и священницы их, и пророцы их, древу рекоша: яко отец мой еси ты, и камени: ты мя родил еси, и обратиша ко мне хребты, а не лица своя, глаголет Господь Саваоф, святый Израилев.9 Сею пагубною заразою поврежденно было некогда и наше любезное отечество, пока не блеснул на него Восток с высоты. Но как пришел от всех веков ожидаемый Спаситель, как сей небесный Учитель разверз уста своя, и как истинна его осветила вселенную, падают идолы, сокрушаются жертвенники, исчезают богомерзския курения, посрамляются языческия тайны; открывается горняя Богословия, и показывается истинный путь богопознания. На котором месте нечестивому Сатурну убиваемы были младенцы, на том истинному божеству приносится жертва истинная, дух сокрушенный. Где дым возносился на небо от сожжения множества скотов, там церковь Христова проливает свои молитвы восходящия до престола благодати. Кратко: быхом иногда тьма; ныне же свет о Господе.10 Сию чудесную перемену прозрительным оком предвидев Исаиа восклицает: Светися, светися Иерусалиме; прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия. Се тьма покрыет землю и мрак на языки, на тебе же явится Господь, и слава его на тебе узрится. И пойдут Царие светом твоим, и языцы светлостию твоею.11 Вот вожделеннейший плод пришествия Христова!

Род человеческий был всякими беззакониями преисполненный. О! да не возглаголют уста моя дел человеческих.12 Откуду произошли всякия неправды, блуды, лукавства и злобы? от человека. Где зависти, клеветы, убийствы? между человеками. В ком гордость, пиянство, ненасытное сребролюбие и немилосердие? в человеке. Кто подымает оружие друг на друга и тщится у ближняго своего свирепым образом живот отнять? никакое животное, как только человек. Ктоб мог подумать, чтоб краснейшая тварь созданная по образу Божию и по подобию, столь страшному безобразию подвергла себя. Да все сие и печальный опыт доказал; и святое писание вопиет, что вси согрешиша, и лишени суть славы Божия.13

Но пришествием от самой вечности определеннаго Мессии сей глубокий беззаконий мрак разогнан, грехи наши заглажены, скверны омыты, и новая отворена веры дверь ко оправданию. Слышу я, что ты, Божественный Павле, во уши мои вопиеш: и вы, сказывает, такия же были, то есть, как и все язычники; но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и духом Бога нашего.14 Да возрадуется убо душа наша о Господе: облече бо нас в ризу спасения, и одеждою веселия одеял нас; яко на жениха возложил на нас венец, и яко невесту украсил нас красотою.15

А чтоб не сказал кто, что те же самыя беззакония и до ныне пребывают не в язычниках токмо, но и во многих именующихся Христианами: тот пусть знает, что такия не исправныя Христиане не суть истинныя Христиане, но плевелы в пшенице Христовой. А мы еще изследуем пришествия Христова плоды.

Род человеческий не знал пути ко спасению. Ибо иныя о том ни мало не думали, иныя тому и не верили, другия, кои казались благоразумнейшими, Бога старались умилостивить жертвами, которыя в протчем их делами оскверненны были, и думали, что Бога умилостивить можно чрез самих себя. Но тем самим были преокаянныя, что и свою немощ не усматривали, и о правде Божией весьма погрешительно разсуждали, и темное имели понятие о милосердии Божии, которое будто бы в Боге может быть с нарушением вечныя правды его.

Но Евангелие Иисуса Христа показало нам совершенный путь, каким мы можем дойти до милосердия Божия и стать пред судом его не осужденными. А сей путь есть спасительная вера, по которой мы твердо содержим, что смерть Иисуса Христа умилостивила раздраженнаго Бога, и дражайшия его заслуги приобрели нам великую любовь небеснаго Отца. Не оправдится бо человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою: почему и мы во Христа Иисуса веровахом, да оправдимся от веры Христовой, а не от дел закона,16 вопиет премудрый Апостол. Вот паки видим дражайший пришествия Христова плод.

Род человеческий был под проклятием. Ибо что беззакониями заслужить может человек, как токмо, чтоб правосуднейший Бог его от своего милосердия отверг? а за сим следуют все нещастия. Ярость и гнев, скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое,17 написал Апостол. Но Христос искупил нас от клятвы законныя, быв по нас клятва.18 Чрез сего божественнаго споручника исполнилось, что Бог нам чрез Исаию некогда обещал: на время мало оставих тя, а с милостию великою помилую тя: в ярости мале отвратих лице мое от тебе, но милостию вечною помилую тя.19 И для того то, когда родился спаситель наш, Ангели воспели мир. Слава в вышних Богу и на земли мир.20

Род человеческий был беден. Ибо что жизнь человеческая, разве горесть и печаль, ежели надеждою будущаго лучшаго состояния не будет услажденна. Но Христос благовествовал нам вечную блаженную жизнь, которую мы здесь как бы уже вкусивши, радостно течем поприще нашея жизни, и все наши труды, нещастия, и все наши искушения ободряет непостыдная надежда вечнаго живота. Лехкое бо печали нашея, по Апостолову слову, по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает нам.21

Толикия получив благодеяния, какою чистою радостию дух наш взыграть должен, благословеннии Христиане, и каким мы благодарением обязаны нашему дражайшему Спасителю, который нас призвал из тьмы в чюдный свой свет. Что воздадим Господеви за вся, яже воздаде нам? потщимся с Волхвами всегда приносить ему злато добродетели, ливан усердных молитв, и благовонную смирну нелицемерныя веры, Аминь.

Сказывано 1763 года, Декабря 25 дня.



Оглавление

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.