В день Святых Апостол Петра и Павла и тезоименитства Его Императорскаго Высочества

СЛОВО

В ДЕНЬ СВЯТЫХ АПОСТОЛ ПЕТРА И ПАВЛА,
И ТЕЗОИМЕНИТСТВА
ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА.

На сем камени созижду церковь мою.

Матф. гл. 16. ст. 18.

Два храма невместимаго божества мысль наша представить себе может, а имянно видимый сей мир и церковь. Ибо как весь мир Бог присутствием своим наполняет: так и в церкви своей особенным обитает он образом. Но мир состоит из разных одушевленных вещей; а церковь из одних добродетельных душ. И для того, по свидетельству святых книг, небо и небо небес недовлеют, чтоб вместить безконечнаго Бога;1 а о церкви своей он сам у Пророка говорит: зде покой мой в век века, зде вселюся, яко изволих его.2 Весь мир создать стоило Богу единаго слова: рече, и быша: повеле, и создашася.3 Но чтоб создать церковь, надобно было ему самому вид раба принять, и своею кровию напоить ея основание. Сей священный дом Отец создал, Сын искупил, Дух Святый освятил. И по тому, когда мир из оснований своих подвижется, церковь во век пребудет непоколебима. Что предвидя Исаия сими приветствует ее словами: ты наречешися град Господень, Сион святаго Израилева, положу тя в радость вечную, веселие родом родов.4 И по сей-то причине нынешнее Евангелие благовествует нам, что церковь создана на камени. Но дабы яснее понять сию церкви твердость, потщимся мы то доказать из самаго события. Ты же всемогущий мира и церкви правитель! собравшейся во имя твое церкви сей благоволи мало вникнуть в божественныя дела Твои, и почудиться премудрости Твоей.

В совесть всякаго вложил Бог чувствие Богопочитания. Сия совести сила во многих благополучно действовала. Сих многих истинных богопочитателей собрание есть церковь. И понеже оная совести сила имела свое действие от самаго начала мира; так тогдажь церковь и получила свое основание. Основание сие Евангелие ныне чтенное называет каменным. Причина тому есть ясна сама чрез себя. Ибо дом на твердом каменном основании строится с тем, дабы случающиеся ветры, бури, дожжи, и другия противности повредить его не могли. По чему когда и церковь создана на камени, следует, что она свои имела опасности. Твердость какого нибудь дому узнаем мы из того, ежели он при всех своих противностях пребудет непоколебим. По чему ежели хочем узнать и твердость церкви, и что подлинно создана она на камени, надобно разсмотреть, как она при всех своих бывших несчастиях осталась со всею своею славою.

Церковь имела два нещастия. С одной стороны ее безпокоила злоба и суеверство; а с другой смущали ее вредныя мнения и учения.

Первое церкви безпокойство Спаситель начинает от крове Авеля праведнаго, которую пролил родной брат Каин. Все убо гонители путем Каиновым ходят.5 От Каина пошел нечестивый род, а от Сифа наследника Авелева благочестивой. Первые последним сим непрестанным были в благочестии препятствием. Но после истреблены были потопом; а церковь в малом ковчеге от пожирающей вся бездны сохранена была. После потопа при умножении человеческаго рода умножилось число злых людей, которых как будто предводителем был нечестивый Хамов род. Около сих времен возникло идолопоклонство, и сие зло разливалось по всей вселенной; но при том во всяком роде и везде были такие люди, которые в средине суеверств хранили истинну веры непорочно. Нет сомнения, что они от суевернаго рода были безпокоены, хотя их имена древность времени и скрыла от нас. По случаю умножившихся в свете заблуждений благоволил Бог церковь свою присвоить ко Авраамову роду, дабы весь свет ясно видеть мог его судьбы в управлении сея видимыя церкви, которая в лице своем представляла всех избранных Божиих разсеянных по лицу земли. Авраам, Исаак, Иаков чрез огнь искушений и напастей доблественно прошли. Благочестивое потомство их в железной порабощения печи мучилось чрез несколько веков от Египтян. По изшествии церкви из Египта разные народы на нее нападали и тщались ее искоренить. Когда казалось, что церковь получила покой в земли обетования, тогдаж она от разных соседних народов была безпокоена и утесняема. А напоследок и из места своего была выгнана рукою двух сильных восточных владетелей Салманассара Ассийрийскаго и Навуходоносора Вавилонскаго Царя. По изшествии церкви из плену Вавилонскаго несколько времени казалась она быть успокоена, пока напоследок не подпала тем же искушениям при Маккавеях. И сие злоключение продолжалось почти до самаго Спасителева в мир пришествия.

Видим мы теперь, каким несчастиям была подвержена церковь ветхозаветная. Все Пророки понесли прекословие и озлобление; и все крепкие от Израиля и мужи чрезвычайныя святости от самаго тогдашняго времени питаемы были хлебом оскорбления, и пили чашу горести. Кратко сказать: кровь праведная начала проливаема быть от Авеля; а окончалась на крестителе Иоанне, предвозвестнике благодати. И сие в ветхом завете.

А в новой благодати сам Спаситель предначал сей святейший подвиг, и своею божественною особою освятил для всех нас спасительное ношение креста. Своему учителю последовали ученики, которые посланы были от него в мир, яко агнцы посреде волков. Ныне празднуемые нами Апостолы сею блаженною увенчались кончиною. Они сами о себе говорят, что свет их почел за сор, и что позор были миру, Ангелом и человеком.6 И как Апостольская кровь была некоторым семенем, из котораго нечаянно произрасло неизчислимое множество Христиан, то все они как овцы были закалаемы, и как пшеница пожинаемы были. Но сие несчастие было для церкви самое щастливое. Ибо когда казалась она не только быть утесненною, но и со всем уничтоженною, тогда нечаянно с большею славою разширялась, на подобие искры, которая бывши сокровенна, вдруг великий пламень возжигает. И сие подало случай одному церковному Учителю сказать: чем больше нас жнут, тем больше растем: семя есть кровь христианская.

Сии явныя злоключения продолжались до времен Константина великаго. Престали они при сем благочестивом Государе; но не престали скрытыя, какия во всякое время добродетель от злобы претерпевает. Христианы по всей вселенной от частых набегов неверных народов оскорбляемы и убиваемы были. Но кроме сего чрез не долгое время паки на церковь Христову пал жребий несчастливый. Востоком завладел Махомет; и сия язва разливаясь по Аравии, Египте, Палестине и Сирии, напоследок весь восток заразила; от чего восточная церковь приведена в печальное состояние, в котором и доселе еще мы ее оплакиваем. В сииж самыя несчастливыя времена запад отделился от востока и подвержен стал игу властолюбиваго Папы, который нося на себе имя Христианское, горьким зделался Христиан гонителем.

При сих тесных обстоятельствах, когда церковь на востоке порабощена была, а на западе была она развращенна, что Бог делает? О неусыпнаго его о церкви своей промысла! сию великую трату дополнил он Россиею, которую около самых тех времен благоволил просветить истинною верою, и престол вечнаго царства своего пренес к нам. А тем самим преясно доказал, что он церковь свою основал на камени, и что ее ни врата адовы,7 то есть, никакия вражеския козни преодолеть не могут. Видели мы, какия были против церкви бури, но утихли, огни погасли, мечи притупились, и врагу оскудеша оружия в конец; а церковь сверьх врагов своих желания и чаяния над ними торжествует.

Но торжество сие покажется нам светлейшее, ежели заглянем мы и на безпокойства внутренния, которыя она так-же победила, но тем с большею славою, чем опаснейшия были сии смущения. Ибо чрез них тщался враг напасть на самыя веры основания, и погасить искру истинны зажженную в самой внутренности души. Иным влагал он в мысль, что Бога нет; иным, что их два, доброй и злой; другим, что их великое множество; иные думали, что хотя и есть Бог; но о мире никакого не имеет попечения: другие оттуду заключали, что все в свете делается или по случаю или по необходимости, следовательно в одно мешали добродетель и порок. Другие нападали на безсмертие души, и тщалися опровергнуть все будущия блаженныя надежды. Иные не хотели признать естества нашего немощи, и Евангельскую благодать, которая ее исцеляет, упорно отвергали. Все века такими чудовищами были обезчещены, и от них наибольше утроба церкви Христовой раздиралася. Ежели разсудить по человечески, кажется, не можноб надеяться и следам остаться истинны при таких тесных обстоятельствах, а наипаче, что гонителей было наибольшее число; а церковь напротив была малое стадо избранных Божиих. Но нет! сей священный корабль между волнами не погрузился: сия райская роза между терниями больше процветала: сие веры злато всегда с большею светлостию выходило из огненной несчастия пещи.

Мы здесь не должны обойти и церковь Российскую, которая также, как и церковь Вселенская, чрез многия безпокойства до толикой славы достигла. При самом ея младенчестве бывшия в России междоусобныя войны, кто не скажет, сколько делали препятствия разширению Царства Иисус Христова? не успело сие волнение утихнуть, как вдруг загремела ужасная буря Татарской орды, которая пленила Россию, и священныя Христиан собрания всюды разсеяла. Под сим игом не один век отечество наше страдало, и церковь казалась быть при последнем своем издыхании: но вдруг всесильный ея Правитель запретил бури и стала тишина велия. Сим Божиим благодеянием и доселе церковь наша наслаждается. Не имеет она никакова гонения: ибо царствует в церкве мир под покровительством благочестивейшия нашея Монархини, которыя венец украшается усердною к Богу верою, Престол премудростию, Порфира милосердием.

Так гдеж делись твои, о церковь, возлюбленная мать наша! где делись твои гонители? куды прошли облаки твоего несчастия? мы уже их, слава Богу! не видим: ищем их места, и не обретаем. А напротив видим лице твое радостное, смотрящее на собранных в недра твоя чад твоих. Но чем, скажи ты нам, чем их победила ты, которая не имеешь, и не любишь никаких оружий? Но видим, что ты победила их терпением, слезами своими их потопила, их мечи притупила своею плотию, их огни погасила своею кровию, совсем их посрамила надеждою будущия радости. Веселися убо и ликовствуй, Христова церковь, священный истинны ковчег! возвеличи Господа благодетельствующаго тебе, возноси яко трубу глас твой во вся концы земли, что твое основание есть на недвижимом камени; и по тому врата адовы не преодолеют тебя.

Помянув мы о церкви Российской, не должны оставить, чтоб не помянуть и о самой России. Всемогущая десница Господня, которая управляет церковию, та же управляет и государствами: а наипаче, что благополучие церкви соединено есть с благополучием государства. Церковь Российская, сказали мы, имела свои безпокойства: многим же и Россия подвержена была переменам, многим несчастиям. Но победив она мужественно все противности, от-часу в большую возрастала славу; наподобие винограда, который чем больше обрезывается, тем изобильнейший приносит плод. Еще мы все в свежей носим памяти, сколько возвеличил Бог отечество наше чрез Великаго Петра, и его мужеством посрамил неприятелей наших. В полном течении славы осталась Россия по смерти сего безсмертием почтеннаго мужа. Но как уже и после того времени некия начали входить в отечество наше смущения; и тогда Бог показал себя неспящим о благополучии нашем. Обрадовал он скорбящих Россиан кротчайшею и милосерднейшею Елисаветою.

Потом избрал Тебе, Всеавгустейшая Государыня наша! священным орудием своего премудраго промысла. Ты утешила мать нашу церковь; а печальному отечеству была Сама Матерью радости. И сие твердое положив основание, строишь на нем Храм благополучия благоразумным правительством. Добродетель в Твоем сердце находит себе приятное жилище, неповинность безопасное убежище, заслуга щедрое награждение, Божия благодать всегда готовое содействие. И потому уверены мы, что неусыпно хранит Бог церковь нашу, хранит и отечество: и сего святаго союза не разрывность утвердил он в помазанной Особе Твоей.

Но О несказаннаго к нам Божия милосердия! не довольно было ему утешить нас настоящими, ежелиб при том еще не ободрить и будущею надеждою. Видим мы всепресветлейшую Монархиню нашу, яко плодоносное древо, во всей своей полноте добродетелями цветущую; видим же и прекрасную Ея ветвь, Тебе, Пресветлейший Государь Наследник, дражайший наш Имянинник! мы почитаем особу Твою за несумнительный залог продолжения Божией к нам благости, и потому церковь уповает во свое время найти в Тебе дух напоенный благочестием и ревностию к разширению вечнаго царства; а отечество сокровище добродетелей. Дабы сему чаянию удовлетворить, потщись Ты, Благоверный Государь! чтоб цветы младых Твоих лет принесли довольные плоды. Имеешь Ты побуждение домашнее и действительное ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО дражайшую Родительницу Свою. Ты заимствуя от Ея жизнь естественно, заимствуй от Ея и добродетель добровольно. Но вот и примеры, которые Тебе подает сам Бог, ныне празднуемые Апостолы Петр и Павел. Петр да будет Тебе пример благочестия, а Павел премудрости. Петровыми ключами отверзай храм полезных учений; а Павловым мечем разсекай все узлы трудности, которыеб Тебе препятствовали в прекрасном сем течении. Мы сего желаем, мы надеемся, мы молим всещедраго Бога, чтоб ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА о Тебе попечение обрадовано было благословенным успехом, а всея России чаяние того исполнением, Аминь.

Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и Его Императорскаго Высочества в Красном селе при лагере 1765 года, Июня 24 дня.



Оглавление

Богослужения

25 апреля 2024 г. (12 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.