Глава 67

Глава 67

О ГЕТМАНE ХОТКEЕВИЧЕ

По сем же прииде ис Польши гетман Хоткeевичь со многими Польскими и Литовскими людьми и стал в Красном селe и боярина князя Дмитрея Тимофeевича Трубецково с товарыщи осадили. И бысть в Руском воинствe скудость и глад велик, и свинцу и зелью пищальному недоставшу, и великою скорбию стeняющеся.

Боярин же, князь Дмитрей Тимофeевичь Трубецкой, с товарыщи и со всeми атаманы писали в Троицкой Сергиев монастырь со многим молением о свинцу и о зелии. И паки моляще, чтобы писали грамоты о помощи на Польских и Литовских людей.

Архимарит же и келарь сотворишя собор, созвавше бояр и дворян и дьяков, прилучившихся тогда в монастырe Троицком от разорениа Московскаго государства. И совeтовавше, паки написашя грамоты со многим молением ко всему христолюбивому воиньству о помощи на иноплеменных и разослашя во вся грады Росийскиа державы и для збору ратных людей из Троицкого Сергиева монастыря в Ярославль и во всe Замосковные и Поморские городы отпустили боярина князя Ондрeя Петровича Куракина, да дьяка Михайла Данилова, а с ними дворян и дeтей боярских в Володимерь и во всe Понизовные городы отпустили стольника Василья Ивановича Бутурлина, да диака Сыдавново Васильева. А под Москву к боярину и воеводe ко князю Дмитрею Тимофeевичю Трубецкому с товарыщи и ко всему воинству послали пeших Троицких слуг и служебников с свинцом и з зелием и укрeпляюще все воинство писании благонадежным быти и ждати помощи вскорe. Свинцу же и зелиа много посылающе им всегда. И бысть в монастырe скудость зелию. Келарь же, ис полуторных и из верховых и ис полковых пищалей заряды выняв, к ним посла.

Грамотам же от обители Живоначальныя Троица дошедшим во вся грады Росийскиа державы, и паки начашя быти во единомыслии. Паче же в Нижнем Новeградe крeпце яшяся за се писание и множество народа внимающе сему по многи дни. Во един же от дьний сшедшеся единодушно и глаголаше койждо к ближнему своему, яко уне1 есть нам умрети, нежели предати на поругание Пречистые Богородицы образа Владимерские и честных и многоцeлебных мощей Петра и Алексeя и Ионы и прочих Московских чюдотворцов и православные христианские вeры в поругании видeти. И избравше всему воиньству начальника, стольника и воеводу князя Дмитрея Михайловича Пожарсково, к нему же избравше для земские казны збору ис посадских людей Козму Минина. И тако совeт их и начинание благо и дeло бысть. Слух же о сем протече по всей Росии и собрашяся от всeх градов дворяне и дeти боярские и всякие служивые люди в Нижней Новгород к стольнику и воеводe ко князю Дмитрею Михайловичю Пожарскому. Он же комуждо по достоянию дааше им денежное жалование и кормы и трапезами учрежаше их и во оружии готовы ко брани устрояше их. И вси, иже от воинственнаго чина, и нищии обогатишяся и бышя конны и вооружены, и паки бысть многое воиньство.

Гетман же Хоткeевичь, услышав многое собрание Росийского воиньства, отиде от Москвы к Волоку к Ламскому. Из Ростова же полковник их Каменской к нему же прииде на сход. И от Москвы и до Ярославля путь очистися. А от князя Дмитрея Михайловича передовые люди от Нижнево в Ярославль и на Кострому приидошя.

О НОВОМ ЛОЖНОМ ЦАРИ

В то же время в 120-м году (1612 г.) научением диаволим, иже непрестанно воюя род христианьский, проявися паки во Псковe вор и назвася царем Дмитрием. Сему же вражию совeту бысть единомысленик Иван Плещeев с товарыщи. И по казачью злоумышленому заводу затeяли в полкeх под Москвою крестное цeлование и всeх дворян и дeтей боярских и Московских жилцов привели х крестному цeлованью, цeлующе животворящий крест тому вору Псковскому, нарицающе его царем Дмитрием; и вси сплетшеся низводими к велику грeху неволею. В велицей же Лаврe Живоначальныя Троица архимарит и келарь со всею братиею непоколeбими пребышя и грамоту, присланную за воровскою лже-Христовою рукою оплевашя. Того же ради и многие грады к злому совeту тому не присташя и от того грeха соблюдошяся; вору креста не цeловали.

И слыша под Москвою боярин и воевода, князь Дмитрей Тимофеевичь Трубецкой с товарыщи, что у Троицы в Сергиевe монастырe пребышя вси отнюдь непоколeбими, врагу и вору Псковскому креста не цeловали, а прямят истинно Московскому государьству, и вскорe в Сергиев монастырь прислал дворян Михайла да Никиту Остафьевичев Пушкиных, моля о сем, чтобы писали от обители к стольнику и воеводe ко князю Дмитрею Михайловичю Пожарскому о немедленном шествии под царьствующий град Москву, и все бы воиньство было в соединении. А под Москвою всeм воиньским людем тeснота и глад и скорбь велика; и пришествиа гетмана Хоткeевича к Москвe паки вскорe чающе со многими Польскими и Литовскими людьми и з запасы.

Архимарит же и келарь вскорe отпустили в Ярославль ко князю Дмитрею Михайловичю Пожарскому и ко всeму воиньству соборных старцов Макарья Куровскаго да Илариона Бровцына со многомолебным писанием, повeдающе им вся содeваемая под Москвою. Князь Дмитрей же писание от обители в презрeние положи, пребысть в Ярославлe много время. Архимарит же Дионисей и келарь старец Аврамей паки посылают к нему соборново старца Серапиона Воейкова да старца Офонасья Ощeрина, много моляще его вскорe приити к Москвe и помощь учинити, ово пишуще к нему с молением, ино же и з запрещением, понеже наченьшем дeло добро и о том нерадяще и мняще сладкое горко, и горкое сладко и сладость мнящем вседневное насыщение. И прочаа от Божественных Писаний доволно писавше и к сему прирекше: аще прежде вашего пришествиа к Москвe гетман Хоткeевичь приидет со множеством войска и з запасы, то уже всуе труд вашь будет и тьще ваше собрание.

Князь Дмитрей же Михайловичь, старцов ко обители отпустив, сам же медлено и косно о шествии промышляше, нeкоих ради междоусобных смутных словес в Ярославлe стояще и войско учрежающе, под Москвою же вси от гла- да изнемогающе. Враг же Хоткeевичь виде междоусобие в Руском воиньствe, тщив сый и готов на пролитие крови христианскиа, скоро к шествию пути устремляется. Но Господь гордых пути препинает и нестройно бывает шествие его.

Видeв же сие дeйство диаволе, Троицкой келарь Аврамей, и между воевод вражду и яко того ради православному христианству бывает конечнаа погибель, и совeтовавше со архимаритом Дионисием и з соборными старцы, и пeвше молебнаа, взем благословение от архимарита и от братии, пути емлется, поиде в Ярославль июня в 28 день; о сем моляся Богу, да труд пути его не бесплоден будет. И пришедшу ему во град Ярославль, и видe мятежников, и ласкателей и трапезолюбителей, а не боголюбцов, и воздвижущих гнeв и свар между воевод и во всем воиньствe. Сиа вся разсмотрив, старец и князя Дмитрея и Козму Минина и все воиньство поучив от Божественых Писаний и много молив их поспeшити под царьствующий град и к тому таковым мятежником не внимати. Князь Дмитрей же Михайловичь и Козьма Минин и все воиньство, послушавше молениа старца, и посла преже себя к Москвe воевод, брата своего, князя Дмитрея Петровича Пожарсково Лопату да Михайла Дмитрeевича Самсонова, а с ними отпустиша дворян, и дeтей боярских, и стрельцов, и казаков, и всяких воиньских людей множество. Воевода же князь Дмитрей Петровичь с товарыщи, пришед к Москвe, стал у Тверских ворот, а Иван Заруцкой, исполнен сый зависти, со единомышленными своими и заслав полку своего множество казаков, да убиют воеводу князя Дмитрея Петровича и войско его разбиют. И много бившеся, тружающеся всуе, ничто же успeшя, но со срамом итъидоша.

Потом же и сам князь Дмитрей Михайловичь и Козьма Минин поидоша под царьствующий град со всeм воинством. И слышавше во градe Псковe о сем вси людие и с прежереченным Иваном Плещeевым совeтовавше; потом же и казаки от прелести обратишяся: вора, иже назвася царем Дмитреем, поимавше к Москвe приведошя. А Иван Заруцкой, стоя под Москвою с казаки своими, мятяше всeм воиньством и всeми православными христианы, грабяще и насилующе; и слыша, яко князь Дмитрей Михайловичь идет под Москву, и весь лукавый совeт его разорися и бысть ни во что же. К сему же увeдeв, яко мнози и от его полку от прелести обращахуся ко истинe и отторжеся от благаго совeту, нощию бeгу емлется со единомысленными своими. И пришед во град Коломну к Маринкe к Юрьеве дочери Сандомирсково, котораа была у вора в Тушинe, и назва сына ея царевичем, не по мнозeх же дьнех и оттолe побeжа, поем с собою и прежде реченную Марину и сына ея.

Но на предписаннаа возвратимся. Егда прииде князь Дмитрей Михайловичь к Троицы в Сергиев монастырь с достальными2 людьми августа в 14 день и восхотe стояти во обители, а боярин и воевода князь Дмитрей Тимофeевичь Трубецкой пишет непрестанно из-под Москвы в Троицкой Сергиев монастырь к архимариту и келарю и к соборным старцом, что ис-под Москвы казаки всe для великие скудости хотят ити прочь, а к Литовским людем в Москву идет Хоткeевичь на проход3 со многими людьми з запасы, и Дмитрею бы Михайловичю к Москвe поспeшити и Литовских бы людей в Москву не пропустити. И архимарит Деонисей и келарь старец Аврамей много о сем моляху князя Дмитрея и все войско, в них же бысть много разньствиа и нестроение велико: ови хотяху под Москву итти, инии же не хотяху, глаголюще: «Князя Дмитреа манят под Москву казаки, хотят его убити, как и Прокофья Ляпунова убишя». Келарь же много прещаше им и князю Дмитрею глаголаше: «Помни, княже господине, слово в Евангелии реченное: «Не убойтеся от убивающих тeло, души же коснутися не могущих». Но аще что и случит ти ся и постражеши, то мученик будеши Господеви». Многа же и ина глагола ему от Божественых Писаний, яко умилитися ему. И оставив вся своа размышлениа и страх ни во что же вменив, но все упование возложив на Всесильнаго в Троицы славимаго Бога и на великих чюдотворцов Сергиа и Никона, и пeвше молебнаа, поиде изо обители Живоначальныя Троица со всeми людьми под царьствующий град Москву, августа в 18. Поемлет с собою и келаря старца Аврамиа. Пришедшу же князю Дмитрею Михайловичю под Москву и ста у Арбатских ворот, и Литовским людем во градe конечную тeсноту учинили.



Оглавление

Богослужения

12 апреля 2021 г. (30 марта ст. ст.)

Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662).
06:30 Постовая служба
Сергиевский Трапезный храм

16:45 Вечернее богослужение
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.