Богослужение праздника Рождества Христова

Из «Писем о бoгocлyжeнии» А.Н. Муравьева

Ни одно coбытиe Евангельское не празднует Церковь с такою paдocтию – после светлых дней Пасхи, – как Рождество Спасителя, и ни к какому дню не собрано ею столько ликующих гимнов, единомысленных по предмету, разнообразных богатством созерцаний. Подражая пастырям Вифлеема, по зову Ангела, приникшим к колыбели Воплощенного, многие пастыри и витии церковные воспевали вокруг нее свои высокие гимны. Казалось, божественный Младенец в яслях доступнее был их священным восторгам, нежели мужественный Страдалец Голгофы, и сквозь детскую улыбку менее ужасало Божество Его, нежели сквозь кровавые капли пота. Через их уста и до нас достигла ангельская песнь: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Но как всякое торжество христианское требует и духовного приготовления, чтобы с чистым сердцем приступить к созерцанию Таин Божиих, то и пред великим воспоминанием воплощения Бога Слова, нас ради приявшего зрак раба, учрежден сорокадневный пост по подобию Великой Четыредесятницы. В бдениях и молитвах должны мы смирить свою житейскую гордость, чтобы достигнуть духовной нищеты пастырей Вифлеемских, которые легко уверовали в спасительного Младенца не потому только, что им отверзлось небо ангельскими гимнами, но и потому, что их собственное сердце уже готово было вместить небесные песни и, подобно убогим яслям, приять земное убожество Небесного Владыки.

«Христос рождается! – восклицает еще среди поста на утреннем каноне Григорий Богослов, – славьте: Христос с небес – cpетайте; Христос на зeмли – возноситеся!» И тот же певец заключает свою дивную песню: «Таинство странное вижу и преславное: небо – вертеп! престол Херувимский – Дева! ясли – вместилище, в коем возлежит неприступный Христос Бог».

Светлостию наступающего торжества озаряются предшествующие дни, озаряются и последующие, как будто бы звезда, руководившая волхвов к колыбели, однажды и навсегда стала вверху, на тверди церковной, ибо при кратком ее сиянии соединила Церковь вокруг величаемого ею Младенца всё божественное Его семейство и самых праотцев. Так памяти Адама и Евы, искупленных от клятвы Божественным семенем жены, которое по слову Моисея стерло главу искусителя змия, и памяти всех Богоотцев Христа по плоти посвящены два предыдущие воскресенья, а последующее празднует кроткого предка Его Давида, и мнимого отца Иосифа, и брата Иакова, первого святителя Иерусалимского. Не забыты и невинные младенцы, избиенные жестоким Иродом, искавшим погибели Boплощенного; на другой же день Рождества торжественно собирается вся Церковь воздать должные хвалы Пресвятой Деве Матери, послужившей орудием нашего спасения.

За пять дней до самого праздника уже начинается предпразднство. «Незаходимое солнце грядет возсиять из девственного облака и просветить всю подсолнечную, воспевают лики духовные. Потщимся встретить Его чистыми очами и чистыми деяниями и приготовимся духом приять ныне грядущего к своим чрез странное рождество, который, дабы возвести опять устранившихся от жизни Эдемской (райской), человеколюбиво рождается в Вифлееме. 

«Бог Слово, носимый на раменах Херувимских, облекшись плотию, вселился в непорочную утробу, и сделался чeлoвекoм, и грядет на землю родиться от племени Иудова; святый вертеп украшается для Царя всех как бы величайшая палата, и ясли как престол огнезрачный, в коих полагает Неописанного Младенца Девa Мария в обновление создания».

«Готовься, Вифлеем, откройтеся врата Эдема (рая), красуйся дом Давида Ефрафа! се древо жизни процвело в вертепе от Девы и утроба ея явилась для нас мысленным раем, с божественным насаждением; вкушая от него, мы не умрем подобно Адаму, но живы будем: Христос рождается прежде падший возставить образ».

«Восприими, Вифлеем, Божию митрополию, ибо Cвет незаходимый в Te6е приходит родиться. Ангелы, удивляйтесь на небесах; человеки, воспойте на земле; волхвы, от Персиды преславные дары принесите; пастыри, на свирелях Трисвятую песнь сладко воспойте: всякое дыхание да хвалит Вседетеля».

Внимая столь возвышенным гимнам, кажется, внемлешь небесному пению самих Ангелов, которое земля подслушала у неба и устами пастырей передала Церкви.

«Ангельская предыдите силы, приготовьте ясли в Вифлееме: Слово рождается, мудрость происходит, приемлет целование Церковь».

«Горы да каплют сладость, се Бог приходит от юга; языки, покоряйтесь; радуйтесь, Пророки; Патриархи, взыграйте; человеки, восплещите руками: великий и крепкий Князь Христос рождается, Царь небес на землю приходит».

«Гряди, тяжкосердый Израиль, отвергни лежащий на cepдце твоем облак, познай Создателя, рождающегося в вepтeпе; сей есть чаяние языков, сей разрушит твои праздники, ибо ты не хочешь взывать ему: Христос Царь Израилев!»

Последний день перед праздником Рождества Христова особенным образом посвящен посту и молитве, и верные, памятуя звездy волхвов, не нарушают поста до появления первой вечерней звезды, встречая ее на молитве; в этот день поздняя Литургия Василия Великого соединена с вечернею. И особенные часы, называемые царскими, составлены для этого дня из псалмов, и пророчеств, и чтений новозаветных подобно часам Великого пятка; ожидание Спасителя в смиренном образе человечества столь же торжественно для Церкви, как и последующие страдания Богочеловека. Византийские императоры всегда присутствовали в своих палатах с великою пышностию на этих часах, и отсюда произошло названиe «царских» и многолетие, возглашаемое по их окончанию. Служение совершается посреди храма.

Перед закатом солнца начинается Литургия с вечернею, и первые стихиры ее двух Патриархов Германа и Анатолия уже достаточны, чтобы возбудить все внимание верных к наступающему торжеству: «Приидите, возрадуемся Господу, возвещая настоящую тайну: средостение вражды разрушилось, пламенное оружие обратило тыл, и Херувим отступает от древа жизни, и я приобщаюся райской пищи Эдема, отколе был изгнан за преслушание; ибо неизменный образ Отца, образ Его вечного существа зрак раба приемлет, рождаясь от неприкосновенныя Матери, но пременения не терпит: Бог истинный, Он остается, каким был, и то, чем не был, на Себя приемлет, по человеколюбию сделавшись человеком; возопиим к Нему: "Боже, родившийся от Девы, помилуй нас"».

«Что Te6е принесем, о Христе, за то, что ради нас Ты на земле явился человеком? каждая из созданных Тобою тварей благодарение Te6е приносим: Ангелы – пение, небеса – звезду, волхвы – дары, пастыри – удивление, земля – вертеп, пустыня – ясли, мы же – Матерь Деву; предвечный Боже, помилуй нас».

И вот перед торжественным входом с Евангелием и тихою песнью «Свете тихий» какую верную обширную картину языческого миpa при появлении Христовом развивает в песнях своих Церковь, и эта величественная песнь есть творение инокини отшельницы Кассии.

«Августу, единоначальствующему на земле, престало многоначалие человеков, и Тебе, вочеловечшемуся от чистой Девы, упразднилось многобожие идолов: под единым царством мирским были все грады, и в единое владычество Божества уверовали все языки; повелением Keсаревым была перепись народам; мы же во имя Тебя, вочеловечшегося Бога нашего, вписались в число верных; велия Твоя милость, Господи, слава Тебе».

Затем начинается возвышенный ряд паремий по подобию ветхозаветных чтений Великой субботы. Здесь соединены все предзнаменования и пророчества о Рождестве Спасителя.

Последнее из них заключается словами, которые обратились в торжественную песнь на всенощной наступающего дня: «С нами Бог, разумейте языки и покоряйтеся, услышите даже до последних земли, яко с нами Бог».

По окончании Литургии все священнослужители подобно пастырям, собравшимся из ночной своей долины, где пасли стада, возглашают при сиянии светильника, как бы звезды вечерней, пред Царскими вратами: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия миpoви свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды и Тебя ведети с высоты востока; Господи, слава Тебе».

«Дева днесь Пресущественнаго раждает и земля вертеп Невместимому приносит; Ангели с пастырьми славословят, волхвы же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо – Предвечный Бог».

Таково духовное приготовление, бывающее накануне великого дня Рождества Христова, дабы верные, однажды проникнутые всею важностью события, могли достойно его встретить. Когда же оно случается в субботу или воскреceньe, дни, собственно, не посвященные постному бдению, тогда Царские часы переносятся на предшествующую пятницу, а Литургия накануне праздника совершается в обыкновенное время, к вечеру же остается вечерня с ее паремиями. Но великое повечерие и утреня празднества неизменны, и они изобилуют красотами витийственными, ибо два великие певца Косма Maиyмский и Иоанн Дамаскин излили свое вдохновение в стихирах и канонах.

«Небо и земля днесь совокупились чрез Рождество Христово, днесь Бог снисшел на землю и человек взошел на небо; днесь невидимый естеством ради человека видим чувственно, и мы славословя возопиим ему: слава в вышних Богу, и на земли мир, дарованный Твоим пришествием, Спасе».

«Небо принесло Тебе, Младенцу, лежащему в яслях, начаток языков, и звездою призванные волхвы ужаснулись, видя не скипетры и престолы, но крайнюю нищету: ибо что хуже вертепа и что смиреннее пелен, в коих просияло богатство Твоего Божества? и вот дары, принесенные ими: злато как Царю веков, и ливан как Богу всех, и смирна бессмертному трехдневному мертвецу. Молитвенно послала их дщери Давидовой Вавилонская дщерь, повлекшая некогда в плен детей Cиoнa, и органы их, уклонившиеся тогда от песней плачевных в земле чуждой, ныне разрешаются мусикийскими звуками в Вифлееме над колыбелью Христа».


Источник: Вечное/«L'Éternel». Православный журнал. - Аньер (Франция), 1948



Оглавление

Богослужения

2 мая 2024 г. (19 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.