Троицкая Сергиева Лавра состоит в Московской Губернии, разстоянием от Москвы в 64 верстах на Север, наклоняясь несколько к Востоку. Извне окружена она великим селением, в котором считается до 800 обывательских домов, и имеется 8 приходских церквей, из коих 7 каменных, а 1 деревянная. То место, где находится Лавра, со всех сторон окружено горами, но так притом, что отвсюда здание монастырское видно за 10 верст и более. При ней находится малая речка, именуемая Кончура, которая, начинаясь в двух верстах выше Монастыря, и протекая мимо его с западной и потом южной сторон, впадает наконец в четырех верстах ниже в речку Торгошу.
Прежде то место, где сооружен Монастырь, и окрестности его, были не населены и покрыты лесом. Но в первые годы великаго княжения Симеона Иоанновича, Преподобный Сергий Игумен, Радонежский чудотворец, который до пострижения в монашество назывался Варфоломей, по смерти своих родителей, удалившись от мира в оный лес, построил себе в нем хижину, а потом и церковь деревянную, во имя Святыя и Живоначальныя Троицы, которая скоро потом и освящена была по благословению Феогноста Митрополита всея России. Место, где Преподобный в 1337 году, на двадцать втором году от рождения, поселился, было области Радонежской, города Радонежа, которой от сея обители отстоял 10 верст, а ныне там село, называемое городок, и от сего Радонежа и Преподобный проименован Радонежским. Родился Святый Сергий во граде Ростове в 1З15 году от родителей благородных Кирилла и Марии, коих тела опочивают в Хотькове девиче монастыре.
Хотя сокрыл себя Преподобный Сергий в пустыню, но не мог сокрыть своего имяни. Слава о святости жития его в скором времени далеко распространилась, а потому и начали стекаться к нему многие иноки из других монастырей на сожительство. Они, приходя, строили с дозволения Преподобнаго себе келлии деревянныя. Сперва число иночествующих состояло в двенадцати человеках, кроме Преподобнаго; а сверх онаго числа никто принимаем не был. Но потом пришедшим от Смоленска одним Архимандритом, именем Симоном, для сожития к Преподобному, то определенное число нарушилось. После сего приходящих и поселяющихся монашествующих число день от дня умножалось, а по мере умножения их распространялся и Монастырь строением. Такое было начало Троицкаго монастыря, и в сем состоянии пребывал он до кончины Преподобнаго Сергия и несколько лет после.
Когда число монашествующих в обители умножилось, и имя Преподобнаго Сергия учинилось известным во всей России: тогда многие Князи, Бояре и простолюдины начали приходить на поклонение в обитель.
По причине таковаго день от дня умножаемаго стечения народа, и окружность онаго Монастыря начала быть населяема. И сие есть начало селения, имеющагося при Лавре, которое отнесть надлежит ко временам государствования Великаго Князя Иоанна Иоанновича, и которое в последующия государствования день от дня умножалось по причине уже позволительных грамот, данных от Великих Князей на поселение при оном месте.
По преставлении в 1393 году Преподобнаго, во время государствования Великаго Князя Василия Димитриевича, когда Едигей, Князь Татарский, приходя к Москве, многия в окрестностях ея учинил раззорения: весь Монастырь Троицкий, в каком был он тогда состоянии, и окрестныя селения были от него сожжены и раззорены до основания; тогда в Монастыре сем Игуменом был Преподобный Никон. Он, услышав о приближении неприятельском, заблаговременно уклонился от нападения. А по выступлении Едигея из России, Преподобный Никон возвратился в свою обитель, в которой когда увидел все труды Преподобнаго Сергия в прах обращенные, собрав разсеянную братию, на томже месте вновь построил Монастырь; в нем создал Церковь во имя Живоначальныя Троицы, и для братии келлии и трапезу деревянныя же.
По возобновлении Монастыря в последовавшие по том годы, а особливо по обретении мощей нетленными Преподобнаго Сергия и после других знаменитых происшествий, учинившихся в оном, о коих ниже будет упомянуто, обитель постепенно восходила в большую знаменитость, силу и могущество, так что наконец, до определения штатов с приписными своими монастырями, имела до ста шести тысячь крестьян, состоящих в разных уездах и принадлежавших Лавре. К ней было приписных четырнадцать монастырей, а имянно: Пешношский в Московской Губернии; Киржацкий во Владимирской Губернии; Стромынский в Московской Губернии; Белопесоцкий в Тульской Губернии, близ города Коширы; Свияжский в Казанской Губернии, в городе Свияжске; Казанский в самом городе Казани; Астраханский в самом городе Астрахане; Авнежский в Вологодской Губернии; Богоявленский, что в Москве; Ново-Троицкая Сергиева пустыня, что близ Петергофа, ныне учреждена второкласным монастырем; Махрищской, о коем сказано будет ниже; Алатарской в Симбирской Губернии; Георгиевская пустыня во Владимирской Губернии; Хотьков девичь монастырь, состоящий ныне в штате. Они ныне большею частию или состоят в числе заштатных монастырей, или обращены в приходския церкви.
По мере прихождения Монастыря в силу и умножения его достатка, смотря по обстоятельствам, в разныя времена производились в нем разныя строения; к чему наипаче споспешествовали желания и ободрения Государей и немалыя их вклады вотчинами.
В настоящее время в Лавре следующия суть здания.
I.
Каменная ограда с постановленными в пристойных местах осмью великими башнями, простирающаяся вокруг на 642 саженях, вышиною в 4 сажени, а инде саженей до 6 и до 7 и более; толщиною в 3 сажени, а инде и более. Она начата строиться с постановлением над Святыми вратами храма во имя Преподобнаго Сергия в 1513 году при Великом Князе Василие Иоанновиче, но особливо приходила в совершенство и действительно окончана при государствовании Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича. И хотя она строена была собственно монастырским иждивением; но много однако к тому вспомоществуемо было и от Государей: ибо данными граматами от Царя Иоанна Васильевича в 1540 и 47 годах, не только дозволено было брать белой камень и обжигать известку везде, гдеб только Монастырь за способное признал, без всякаго за то платежа в казну, или другим частным людям, в чьих дачах найдена она быть могла; но и самые монастырские крестьяне, с коих поборами частию та ограда строена была, от всяких Царских податей и накладок и от данья подвод проезжим Царским людям, пока производилось строение той ограды, освобождены были. А в 1546 году, все Троицкаго Монастыря вотчины, села, деревни, слободы, варницы и дворы, по причине строения городовой стены, от дачи съестных припасов к Казанскому походу освобождены были. И понеже в 1609 и 1610 годах, та сделанная ограда, во время осады, от Польских приступов во многих местах была повреждена: то в последовавшее потом мирное царствование Царя Михаила Феодоровича все повреждения исправлены, и многия места вновь перестроены монастырским иждивением.
При оной ограде с восточной стороны сделан был ров, с двумя для проезда каменными мостами, обделанной частию белым камнем, а частию кирпичем, а четыре наугольныя башни и две средния, одна на восточной, а другая на северной сторонах, окружены земляными регулярными крепостными бастионами. Оный ров сделан в 1609 году, во время осады, для удержания неприятельских приступов; для подкрепления же стены обделан камнем и кирпичем, а крепостныя бастионныя строения, окружающия башни, сделаны, по преданию, при Государе Императоре ПЕТРЕ I, после спасения Его в сем Монастыре от Стрелецкаго мятежа. Оный ров до Святых ворот, и один мост, и средний бастион уничтожены в 1823 году, и площадь пред восточною стеною выровнена иждивением Лавры.
При всей великолепности ограды, Святыя врата почти не отличались от других; для того в 1807 году тщанием Преосвященнаго Митрополита Платона устроены вновь Святыя врата Готической архитектуры пред башнею, над вратами стоящею. Снаружи оныя украшены полу-колоннами и карнизами из белаго камня; на куполе, покрытом белым железом, поставлено изображение Преподобнаго Сергия, с медным вызолоченным крестом; а пониже купола с передней и других двух сторон помещены пирамиды, и другия очень искусно сделанныя фигуры; внутри же оныя врата росписаны живописью альфреско; и самые железные затворы покрыты местами, листовым золотом и серебром.
Из вышеписанных осми башен, первая особливаго примечания достойна, по превосходству Готической архитектуры, башня, именуемая Красная, которая между наилучшими строениями иметь место долженствует. Вышиною она до 25 саженей; строена, в начале государствования Царя Алексия Михайловича, монастырским иждивением, и окончана в 1648 году. У нея верьх оканчивается обелиском и на нем поставленною из камня высеченною уткою, позлащенною в 1780 году. Вторая башня, называемая Каличья, имеющаяся на Северной стороне ограды, построена на место башни, называвшейся Каличья же, которая была построена при Государе Царе Алексие Михайловиче, и разобрана в 1757 году, по причине оказавшихся на ней ветхостей. Сия новая башня началась строиться Лаврским иждивением 1758 и 59 годов, и окончана тщанием Преосвященнаго Митрополита Платона в 1771 году.
II.
Троицкий Собор весь из белаго камня, кроме трапезы, имеющейся при нем, в длину с олтарем на 9-ти саженях, а с трапезою и с стенами на 12-ти саженях и 2-х аршинах, с приделанною же в 1793 году вновь второю трапезою на 15-ти саженях, в ширину же на 7-ми саженях. Построен над гробом Преподобнаго Сергия, по обретении его мощей нетленными, Игуменом Никоном, Радонежским чудотворцем, в конце Великаго княжения Василья Димитриевича и в начале государствования Василия Васильевича Темнаго, монастырским иждивением и вкладом от Князей, а особливо от Князя Юрья Димитриевича Галицкаго, который особенное усердие имел к Преподобному. По построении, в скором времени оная церковь была росписана стенным писанием, монастырским иждивением, тщанием того же Преподобнаго Никона, чрез двух иконописцов, Даниила и спостника его Андрея, которые потом росписывали церковь в Андрониеве монастыре. И как оное стенное писание от множества лет после обветшало; то 1635 года при Царе Михайле Феодоровиче возобновлено было монастырским же иждивением. А в прошлом 1777 году по Имянному Ея Императорскаго Величества Указу ассигнованною из Государственной Коллегии Экономии суммою оное стенное писание, как прежнее обветшало и полиняло, с положением во всей церкви вновь золота, паки возобновлено, так как иконное письмо в той церкви поновлено, и иконостас и Святыя Иконы все вновь обиты серебром чеканным золоченным, и венцы на Святыя Иконы сделаны новые, чеканные, серебряные, позлащенные червонным золотом, которое росписание и все прочее вновь сделано, и новый чугунный с вылитыми цветами и словами пол устроен в 1779 году, тщанием Преосвященнаго Митрополита Московскаго и сея Лавры Архимандрита Платона. На оной церкве весь верьх позлащен: ибо не только глава и крест обиты медью, позлащены чрез огонь червонным золотом, что учинено в 1556 году, по повелению и иждивением Государя Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича, но и самая над церковию и олтарем железная кровля покрыты были червонным листовым золотом около 1720 года; потом также кровля золочением на вкладныя деньги возобновлена 1750 года, а в 1805 году, оная кровля и олтарь по прежнему железу покрыты медью, золоченою особенным искусством, и обшиты кругом подзорами из белаго железа, монастырским иждивением.
По основательной вероятности место сего Святыя Троицы храма называлось Маковка; ибо он построен на самой крутой остроконечности холма, поелику только с Северной и Восточной стороны положение места к нему равное, а с Полуденной и Западной великая и очень крутая отлогость. И хотя сия отлогость ныне мало видна, но разсуждая по зданиям близ онаго храма с Полуденной и Западной сторон, коих нижния жилья находятся глубоко под насыпью земли, заключить надобно, что по сей причине в разных Церковных книгах и Летописях обитель сия называется Монастырь Преподобнаго Сергия, иже в Маковце.
В сем храме отличныя достопамятности суть следующия: а) Два образа Святыя Троицы, из коих один устроен Царем Иоанном Васильевичем, а другой, что у Царских врат, Царем Борисом Феодоровичем Годуновым и Царем Михаилом Феодоровичем, покрыты златым окладом и украшены драгоценными камнями. б) Два образа Преподобнаго Сергия также украшены златым окладом, с драгими каменьями. в) Царския двери, все кованыя серебреныя, местами вызолоченныя, в коих весу 4 пуда, 13 фунтов, устроенныя одною благочестивою вкладчицею; а прежде бывшия, устроенныя Царем Михаилом Феодоровичем, покрытыя чеканным серебром, перенесены в церковь Преподобнаго Никона. г) Три, одно большее и два средней величины, паникадила серебреныя. д) Образ Преподобнаго Сергия, устроенный из гробовой Преподобнаго доски, бывший во всех походах Государя ПЕТРА I и Царя Алексия Михайловича. е) В нем погребен в 6934 году Князь Андрей Радонежский, во иноцех Савва, в коего области Монастырь устроен.
III.
По правую сторону того Троицкаго Собора имеется церковь Преподобнаго Никона, в которой длина 4 сажени и два аршина, ширина же 4 сажени с половиною. Она построена над гробом Преподобнаго Никона в 1552 году при Государе Царе Иоанне Васильевиче; потом по разобрании первой, вновь устроена в 1623 году больше первыя, при Архимандрите Святом Дионисии. В 1635 году была она вся монастырским иждивением украшена при Царе Михаиле Феодоровиче стенным писанием, которое как после все почернело, то и было забелено и покрыто известью, так что того росписания никакого вида не оставалось. Но в 1779 году, как вся оная церковь внутри вновь украшена стенным писанием и извне росписана мрамором под один вид к Троицкому Собору, также в ней иконостас и рака Преподобнаго Никона сделаны новыя и позлащены по полименту червонным золотом, тщанием Преосвященнаго Митрополита Платона. На оной церкви глава и крест позлащены червонным золотом в то же время, как выше о позлащении кровли на Троицкой церкви сказано. Оная глава в прошлом 1780 году вся вновь позлащена подаянием от доброхотных дателей. В 1805 году на оной церкви глава, кровля и олтарь покрыты медью, также, как на Троицком Соборе, золоченою, обшиты кругом подзором из белаго железа, и крест вновь вызолочен листовым червонным золотом, монастырским иждивением.
IV.
При оном же Троицком Соборе с Южной стороны имеется так называемая Серапионовская палатка, вновь в 1783 году перестроенная: вся внутри росписана иконным писанием по местам с позлащением. В ней гробы Святых угодников под спудом: 1) Преосвященнаго Серапиона, бывшаго Архиепископа Новгородскаго. 2) Святейшаго Иоасафа Скрипицына, Митрополита Всероссийскаго. 3) Архимандрита Дионисия, мужа Святаго и толико подвизавшагося во время смутное Польских нахождений. В сей же палатке была, по преданию, келлия Сергиева, где он удостоился в видении узреть Пресвятую Матерь со Апостолы.
V.
Успенский Собор, среди Лавры стоящий. Церковь великая о пяти больших главах, сделанная наподобие Московскаго большаго Успенскаго Собора, в длину с олтарем, кроме крыльца, на 19-ти саженях и с стенами, а в ширину на 13 саженях с аршином и с стенами: вышины до 10 саженей, а с Полуденной стороны и более, украшенная внутри стенным писанием. Она построена при Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче, освящена же в 1585 году, 15 дня Августа, Дионисием Митрополитом Московским и всея России, в присутствии Государя Царя и Великаго Князя Феодора Иоанновича и Супруги его, Благоверныя Царицы и Великия Княгини Ирины Феодоровны, стенным же писанием украшена в 1681 году по повелению Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра, Алексеевича на вкладныя деньги 4000 рублей, данныя Преосвященным Моисеем, Архиепископом Рязанским, который в том Соборе в 1651 году и погребен. В олтаре оныя церкви имеются три придела, из коих два освящены были в 1585 году, в тот самый день, в который и главная церковь освящалась, в знак благодарности за посещение Государю Царю и Великому Князю Феодору Иоанновичу и Государыне Царице Ирине Феодоровне, во имя их Царских Ангелов: Святаго великомученика Феодора Стратилата и Святыя мученицы Ирины. А третий освящен в 1609 году, Маия 9 дня, во имя Святаго Николая чудотворца, во время осаждения Монастыря от Поляков, для испрошения у Бога, с помощию молитв Святителя, освобождения от усилившейся на многих осажденных цынготной болезни. На оной церкви средняя превеликая глава была позлащена червонным листовым золотом, тщанием бываго в Лавре Архимандрита Афанасия, бываго потом Епископа Ростовскаго, иждивением монастырским, между 1754 и 58 годов. А в 1806 году оная средняя глава вся покрыта медью, яблоко сделано медное, и вызолочены также, как кровля на Троицком Соборе; крест железной вновь позлащен листовым червонным золотом, подзор покрыт серебром. Прочия меньшия четыре главы в 1807 году покрыты голубою краскою, украшены медными, разной величины, вызолоченными звездами, и на всех сих главах яблоки и сияния сделаны медныя золоченыя, кресты вновь позлащены листовым червонным золотом, а подзоры, вновь сделанные, раскрашены. Все сие устроено из Лаврской суммы. В прошлом 1781 году с Западной стороны у того Собора сделано для всхода великолепное крыльцо. При сей Успенской церкви погребены бывшие на Престоле Российском: Борис Феодоровичь Годунов, супруга его Мария Григорьевна, и сын их Феодор Борисовичь, и дочь их Ксения. Их троих тела, по повелению Царя Василия Иоанновича Шуйскаго, в 1606 году перенесены были из Варсонофьевскаго, что в Москве бываго монастыря, в Троицкой монастырь, где погребсти их велено было честно, а дщерь их Ксения Борисовна после, а именно в 1622 году, бывши пострижена по повелению Гришки Отрепьева и наречена Ольгою, по смерти своей погребена при гробе своих родителей. Внутри же оной церкви на Западной стороне, за левым крилосом погребены: 1) Королева Марфа Володимировна, дочь Князя Владимира Андреевича Старицкаго, которой был сын Князя Андрея Иоанновича, брата роднаго Великаго Князя Василия Иоанновича, а дяди роднаго Царю Иоанну Васильевичу: она была в супружестве за Принцом Датским Магнусом, Королем Лифляндским: 2) Королевна Евдокия, дочь того Принца Датскага Магнуса, с Марфою Владимировною.
VI.
Церковь Сошествия Святаго Духа каменная, стоящая в длину на 7-ми саженях с двумя аршинами, а в ширину на 6-ти саженях. Она основана в 1559 году, Маия 16 дня, в неделю Патдесятницы, повелением Царя Иоанна Василиевича, во имя Святыя Троицы, и на основании был сам Царь и с Царицею Анастасиею и с детьми с Царевичами, Иоанном и Феодором и с братом своим, Георгием Василиевичем, и с Царем Казанским, Александром; а закладывал Гурий, владыка Рязанский, бывый прежде Игуменом в сей обители, при Игумене Иоасафе. И хотя сия церковь основана во имя Святыя Троицы, а ныне именуется Сошественскою: но не можно и не должно иную разуметь, как сию. Ибо настоящая Троицкая церковь построена Преподобным Никоном, на которой, до устроения сей вновь заложенной церкви, только за три года, Царь Иоанн Василиевичь главу позолотил. Да в сей же Сошественской церкве имелся и придел во имя Царскаго Ангела, Усекновения главы Иоанна Предтечи. И сие выписано из записок Летописца Синодальной Типографии, взятаго из Троицкаго Монастыря 1703 года. Еще упоминается в Летописце, печатанном в Синодальной Типографии 1784 года, на странице 286, что в 6984 году, заложена бысть и начата делати в Сергиеве монастыре церковь Святыя Троицы кирпичная другая, вместо деревянныя церкви, и о сей церкви разуметь надлежит, что она по ветхости и малости разобрана Царем Иоанном Василиевичем, и вновь им заложена и устроена вышепомянутая. А не можно сие разуметь о настоящей соборной Троицкой церкви: ибо она устроена, как сказано, Преподобным Никоном, и не кирпичная, как сия; но вся из белаго камня, да и именно сия от настоящей Соборной церкви отличена. Ибо точно сказано, что кирпичная другая. А что она прозвана Сошественскою, и то для того, что в сей церкви обыкновенно издревле праздник совершается на другой день Троицына дня, то есть в понедельник, в день Сошествия Святаго Духа.
В 1655 году, при Государе Царе Алексие Михайловиче, повелением Святейшаго Патриарха Никона, росписана она была стенным писанием, монастырским иждивением. А в 1778 году, как оное стенное росписание возобновлено, так и иконостас с Святыми иконами весь сделан новой, позлащенной; пол в 1807 году, устлан чугунными плитами; а на оной церкви глава позлащена была червонным листовым золотом в 1808 году, тщанием Преосвященнаго Митрополита Платона. В сем же 1808 году, оная глава отделана на подобие искуственной небесной сферы. По средине проведен из медных аршинных позлащенных листов пояс; сверху под яблоком сделано медное сияние, и местами по голубой земле положены медныя позлащенныя, разной величины звезды; снизу по золоту украшено приличным к тому росписанием, и в некоторых местах, также по голубой земле, положены медныя позлащенныя звезды, и крест на сей главе вновь позлащен листовым червонным золотом, Лаврским иждивением. При сей церкви с Западной стороны пред папертию имелась прежде каменная небольшая колокольня, которая в 1738 году разобрана.
При сей церкви с Северной стороны в особливой, вновь же перестроенной при Преосвященном Митрополите Платоне, часовне, находится гроб ученаго Максима Грека, знаменитаго своими переводами, сочинениями и святостию мужа.
VII.
Церковь Преподобнаго Сергия с трапезою, построена на 34 саженях с олтарем, трапезою и сеньми, включая и стены; а ширины 9 саженей и с стенами, наилучшею Архитектурою, снаружи росписанная наподобие шахмата, украшенная разными из камня высеченными фигурами, и при окнах колоннами резными, сделанными превосходною работою, и окруженная вокруг открытою галлереею, коей в окружности до 100 саженей, и весь галлереи пол покрыт чугуном. Для входа имеются два крыльца, также украшенныя резными колоннами и разными фигурами. Она начата была строиться монастырским иждивением в 1686 году, по повелению Царей и Великих Князей, Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича. А совершена строением и наружным украшением в 1692 году, и в том же году, Июля 24 дня, освящена в присутствии их Царских Величеств, Государей Царей и всего их Государскаго Дома, краснейшим Архипастырем, Святейшим Патриархом Кир Адрианом, с коим купно на освящении были Преосвященные Митрополиты: Евфимий Сарский и Подонский, Иларион Суждальский и Юрьевский, и многие Архимандриты. Оная церковь с олтарем, трапезою и сеньми украшена внутри и росписана превосходною живописью: в ней иконостас позлащенной и местами по серебру прикрытой голубою краскою, сделан вновь, и Святыя иконы, кроме нижних местных образов, написаны вновь наилучшею живописною работою, а на стенах клеймы позлащены червонным золотом, а прочия штукатурныя фигуры посеребрены. Краски же положены в олтаре вердеповаго, в церкви голубаго, в трапезе палеваго, а в сенях розоваго цветов, которое все внутреннее украшение сделано в 1778 и 780 годах; тщанием Преосвященнаго Митрополита Платона. В сей церкви и олтаре пол сделан из шлифованнаго мрамора. Над сею трапезою особливаго примечания достойна железная кровля, сделанная искуснейшим Механическим образом. Ибо она поддерживается одним равновесием, чрез уменьшение у одной части чрез другую тяжести. Оная кровля сделана была в 1747 году, после учинившагося в Лавре в 1746 году пожара, Лаврским иждивением; а мастером при оной кровле был Артиллерийской кузнец Василий Еремеев. При сей трапезе на Южной стороне имеются: 1) приборная особливая палата, где обыкновенно братия кушают, а в великие праздничные и торжественные дни в большой трапезе. 2) Келлия для трапезаря. 3) Палата, где хранится запасная ризница. 4) Над самою церковию в большой палате хранятся монастырския разныя церковныя печатныя и рукописныя во многом числе книги, также и всякия монастырския крепостныя дела. Они все строены в одно время с трапезою. 5) Над церковию глава и крест вызолочены червонным золотом, тщанием бываго Архимандрита Афанасия, монастырским иждивением. В прошлом 1808 году оная глава покрыта медью, также как на Успенском Соборе, позлащенною, яблоко поставлено медное и крест покрыт местами позлащенною медью, монастырским же иждивением.
VIII.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, что на вратах, шириною на 7 саженах с половиною, а длиною на 9 саженях и с галлереею. Она построена была иждивением господ Строгоновых на месте, где прежде была церковь на вратах во имя Преподобнаго Сергия, основанная в 1513 году, купно с каменною оградою, и освящена в 1514 году, в присутствии Великаго Князя Василия Иоанновича, Варлаамом, Митрополитом всея России. А в 1693 году, по разобрании прежней церкви, и как во имя Преподобнаго Сергия построена большая трапезная церковь, по просьбе Архимандрита Викентия, грамотою Патриарха Адриана благословлено, построить на том же месте церковь каменную во имя Рождества Иоанна Предтечи, которая и освящена в 1699 году, при Архимандрите Евфимии; по грамоте того же Патриарха, кои грамоты и хранятся в Лавре, в архивной палате. Сия, Рождества Иоанна Предтечи, церковь в 1746 году, Маия 18 дня, во время бывшаго в Лавре великаго пожара, со всею утварию и украшением погорела, и на ней имеющияся главы деревянныя сгорелиж. Почему в последовавшие потом годы Лаврским иждивением она возобновлена, внутри и снаружи живописным писанием украшена в клеймах позлащенных, и сделан в ней новый столярный с разными штуками резными, крытый червонным золотом по полименту, красивый иконостас, в коем поставлены Святыя иконы, писанныя живописным художеством с немалым вкусом Лаврскими живописцами. На верху же ея не только пять глав, сделанныя вновь в наилучшей пропорции, но и самые столбы, имеющиеся при окнах и раковины, и у нижних столбов капители, позлащены червонным листовым золотом; которое все устроение и украшение происходило между 1753 и 1760 годов, иждивением монастырским и от некоторых вкладом. По возобновлении таким образом, оная церковь освящена была в 1763 году в присутствии Ея Императорскаго Ввеличества в Лавре, в Бозе почивающия Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСИЕВНЫ. А в прошлом 1806 году малыя четыре главы, для лучшей соразмерности с небольшею величиною церкви, сняты и оставлена одна средняя, которая вновь покрыта позлащенною медью; яблоко сделано медное позлащенное, крест вновь позлащен листовым червонным золотом. Так же и пониже той главы четвероугольный купол, покрыт медью позлащенною; а фонарь вновь росписан красками, Лаврским иждивением.
20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра