Пояснения к Приложению 1

1 После Большого Московского Собора 1666–1667 гг. не было Соборов до 1917 г.

2 Двойное министерство существовало с 1817 г. до 1824 г. Его министром и обер-прокурором Святейшего Синода одновременно являлся массон князь А. Н. Голицын. Он был наместником императора и неограниченным правителем в Синоде.

3 Кроме соборных определений, это запрещается посланиями иерусалимских патриархов Софрония (1580) и Досифея (1685) и других.

4 См.: Суворов Н. Учебник церковного права. М., 1902. C. 406.

5 См.: правило 47-е VI Вселенского Собора, правило 18-е VII Вселенского Собора, завещание преподобного Феодора Студита.

6 Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. СПб., 1911. С. 630.

7 Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 1877 / М., 2000. С. 711–712.

8 Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. СПб., 1911. С. 631.

9 Там же. С. 633.

10 Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 1877 / М., 2000. С. 724–725.

11 Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. СПб., 1911. С. 532.

12 Емченко Е. Б. Стоглав: Исследование и текст. М., 2000. С. 330.

13 Емченко Е. Б. Стоглав: Исследование и текст. М., 2000. С. 332.

14 Там же. С. 333.

15 Там же. С. 389–390.

16 Серафим (Курчинский), иеромонах. Первый Всероссийский съезд монашествующих 1909 года. Воспоминания участника. М., 1999. С. 229, 247.

17 Кормчая (Номоканон). СПб., 1997. С. 1309.

18 Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 2. СПб., 1912. С. 583.

19 Там же. С. 585.

20 Памятник под названием «Святейшего отца нашего Антония Великого аввы правила или каноны, к чадам своим духовным, монахам» был переведен с арабского на латынь Авраамом Экхелленсисом. Впервые он был издан в 1646 г. и воспроизведен в PL 40, 1065D-1073B вместе с другим средневековым переводом 1661 г. того же памятника. В современной патрологии эти «Правила» считаются не принадлежащими преподобному Антонию. Например, известный греческий патролог П. Христу объясняет это тем, что «Антоний не оставил организованного монашеского жития» (Christou, Elliniki patrologia. T. 3. S. 129), которое как раз и регламентируется «Правилами». Частичную подлинность «Правил» защищал в конце XIX века B. Contzen (см.: B. Contzen, Die Regel des hl. Antonius. Metten, 1896). Для перевода на русский язык выбран перевод «Правил» из арабского собрания, единственного полного сборника подлинных и неподлинных сочинений преподобного Антония. Вне зависимости от решения вопроса об авторстве, ценность и авторитетность «Правил» для монашеской жизни не подлежит сомнению. Поскольку никакой другой серьезной кандидатуры в качестве автора «Правил» не было предложено, мы здесь условно называем преподобного Антония их автором.

21 Древние иноческие уставы, собранные свт. Феофаном Затворником. М., 1994. С. 428–429.

22 Житие преподобного отца нашего Саввы Освященного // Палестинский Патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. С. 199.

23 Феодор Студит, преподобный. Огласительные поучения и завещание. М., 1998. С. 336.

24 Там же. С. 338.

25 Выдержки из устава приводятся в русском переводе, а оригинальный текст см. в издании: Древнерусские иноческие уставы. М., 2001. С. 49–50.

26 Там же. С. 96–97, 212.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.