<Примечания к главе 3 части 2>

1 В одной рукописи, написанной в Троицком монастыре в 1497 году, читается запись: «Лета 7018 (1510) ходил велики(й князь в) Новгород, да и Псков взял месяца генваря 20 д. А пришед на Москву был в Сергиеве монастыре месяца июня 16, да поставил свещу негас(имую) у Сергиева гроба. Того же лета побили верх железом (подразумевается белым, т. е. жестью) у Троици в Сергиеве монастыре месяца маия 19». Рукопись в настоящее время – в библиотеке Ярославского купца И. А. Вахромеева (по описи А. А. Титова № 778).

2 [Вид собора и план его из сей книги см. на приложенной фототипической таблице № VII].

3 Находятся еще священные изображения в не закрытых папертями и Никоновской церковию подкровельных камарах, или полукруглых печурах, на южной и северной стенах собора. Относительно этих последних изображений нужно думать, что они написаны не в позднейшее только время, а, напротив, в более или менее древнее время (после которого потом большее или меньшее количество раз письмо возобновляемо было), ибо назначение камар именно и состояло (или, по крайней мере, было полагаемо) в том, чтобы в них помещаемы были священные изображения.

4 В соборном приговоре монахов Троицкого монастыря новопоставленному игумену Митрофану 1584 года, напечатанном в III томе «Актов Юридических» Калачова (№ 274, соl. 26), упоминается еще не как трапеза, или заднее отделение церкви, а как паперть, или сени в церкви.

5 В 1642 году Троицкие власти докладывали царю Михаилу Феодоровичу: «В Троицком Сергиеве монастыре у соборной церкви живоначальные Троицы паперть покрыта тесом и та кровля поогнила и теча большая, и о том как государь царь и великий князь Михаил Федорович всеа Русии укажет: над тою папертью по прежнему ли велит покрыть тесом или каменные своды зделать укажет?» Государь приказал «зделать свод каменной, укрепя на столпах» (см. в статье иеромон. Арсения о служках, с. 54). После того как сделан был свод, паперть, вероятно, и превращена была в трапезу с постановкой в ней иконостаса. Что касается до нынешнего устройства трапезы, то, вероятно, его именно разумеет митр. Филарет в письме к наместнику Антонию от 17 апреля 1832 года, когда говорит: «устроение трапезы Троицкаго собора, как описываете, должно быть хорошо».

6 Павел Алеппский говорит, что в западной паперти собора две двери («Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1898, кн. IV, с. 30).

7 [Этот подсвечник, пришедший в ветхость, в 1898 году исправлен и помещен в Трапезной церкви за престолом, а на место его поставлен точно такой же подсвечник, сделанный в том же 1898 году иждивением лавры из старого серебра, хранившегося в ризнице (см.: «Историч. описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры». Св.-Тр. С. Л., 1902, с. 16–17)].

8 Перевод на русский язык акафиста Божией Матери, читаемого в субботу на 5-й неделе вел. поста, – в Прибавл. к твор. св. отцев (ч. XIV, 1855, с. 139). О неседальной песни (peri tou akathistou hymnou) есть исследование М. К. Параникаса, помещенное в одном греческом журнале (см. «Византийский Времен.», т. III, вып. I, с. 215 sub., fin.). См. «Известия Академии Наук» (т. VI, №, 5, с. 440) и «Православные Русские акафисты» А. Попова (Казань, 1903, с. 54 sqq.).

9 См.: «Описание славянских рукописей, хранящихся в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой лавры» архим. Леонида, напечатанное в 4-й книге «Чтений Общ. Истор. и Древн. Росс.» (1880, № 13, с. 35) и «Выходы государей» (с. 691; 25 сентября 1680 г.).

10 Старообрядческий Клинцовский иконописный подлинник, принадлежащий гр. Строганову, уверяет, что одна из икон Троицы написана Андреем Рублевым, именно говорит: «преподобный Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев, писаше многия святыя иконы, чудны зело и украшенны; бе той Андрей прежде живяше в послушании преподобнаго отца Никона Радонежскаго: той повеле ему при себе написати образ Пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему Сергию чудотворцу». Но в описи монастыря 1641 года ни одна икона Троицы не усвояется Андрею Рублеву, а только находящаяся по правую сторону царских врат называется чудотворною. Митр. Филарет в одной своей записке, написанной против Ровинского по тому поводу, что этот говорит об иконе Троицы, находящейся на правой стороне от царских врат, будто она писана древним Итальянским художником, утверждает: «в Сергиевой лавре постоянно сохраняется предание, что сей образ писан Андреем Рублевым при преподобном Никоне». Но должно думать, что люди, которые делали для митрополита справку, выдали ему за постоянное Троицкое предание то, что говорит Клинцовский подлинник (так как А. В. Горский в своем Описании лавры вовсе не говорит о принадлежности иконы Рублеву, то и справка должна быть усвояема не ему). Царь Иван Васильевич прежде Бориса Федоровича, как должно думать, сделал ризу на ту икону Троицы, которая занимала высшее место, или находилась на правой стороне. Почему потом, после Годунова до 1641года, иконы переменены местами – не можем сказать, может быть, потому, что именно в этот промежуток времени икона, находящаяся теперь на правой стороне, прославилась чудотворениями. В 1641 году чудотворный образ Троицы находился в особой киоте, у которой были затворы, стоявшие отдельно от образа и приставлявшиеся к нему только на время, о чем в описи монастыря нашего года читается: «у чюдотворново образа киот обложен серебром басмою, вверху написано отечество (Бог Отец), по сторонам Борис и Глеб, венцы резные, кругом строка чеканная: поклонимся Отцу и Сыну и Святому Духу, наверху крест, обложен серебром басмою, золочен; у киота затворы на четырех цках, на них писано троицкое деяние, обложен серебром басмою, венцы резные, подписаны на финифте, а поставлены те затворы на левой стороне от церковных северских (sic) дверей с краю, а к образу живоначалные Троицы ставятся на время». Троицкий монастырь, в который принесен был в 1567 году образ Троицы, написанный иконником диаконом Никифором Грабленым, о чем говорит 2-я Новгородская летопись (Полн. собр. русск. лет., т. III, с. 161 fin.), есть не наш Троицкий Сергиев, а Троицкий Клопский, находящийся близ Новгорода. Иконы Спасителя на убрусе и Спасителя на престоле считаются произведениями кисти знаменитого придворного иконописца второй половины XVII века Симона Ушакова, причем принимается, что первая икона написана в 1677 году, а вторая – в 1685 году (см. статью Г. Д. Филимонова «Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи», напечатанную в Сборнике Общества древнерусского искусства за 1873 г., с. 46, fin., и 50). Но обе иконы упоминаются в описи 1641 года. Может быть, дело нужно понимать так, что Ушаков написал вновь те же самые иконы? В Кратком описании, начиная с издания 1796 года и кончая последним изданием, 1829 года, упоминаются «два образа преподобнаго Сергия, украшенные златым окладом с драгоценными каменьями». [Ср.: В. П. Гурьянов. «Две местные иконы св. Троицы в Троицком соборе Св.-Тр. Сергиевой лавры и их реставрация», М., 1906, и Н. П. Лихачев. «Манера письма Андрея Рублева», СПб., 1907, изд. Общ. любит. древн. письмен.]

11 Вероятно думать, что мелких размеров иконы, поставленные в первом и во втором тяблах иконостаса, представляли собою выбор из тех икон, которые приносимы были в монастырь на гробах разных погребенных в нем богатых людей.

12 Во вкладной книге монастыря записано: «1559 г. княгиня Евфросиния с сыном своим князем Владимиром Андреевичем дали вкладу в раку чюдотворца Сергия денег 600 рублев, да перстень золот, а в нем яхонт лазорев». Из этой записи, кроме участия княгини Евфросинии с сыном в сооружении раки, видно и то, что последняя начата быть делаема не позднее как в 1559 году. Прямое известие, что рака была делаема в продолжение 29 лет, а именно что ее начали делать в 1556 году, читается в одной летописи ХVII века, находящейся в библиотеке Петербургской духовной академии (№ 298), – той, на которую Карамзин ссылается под именем Александроневской летописи и часть которой недавно напечатана в III томе «Русской Исторической Библиотеки», издаваемой Археографическою Комиссиею, см. в 3-м томе «Странника» 1892 г. (сентябрь) статейку «О раке преп. Сергия» (с. 153–154). О награждении царем Федором Ивановичем 24 августа 1585 года 14 человек серебряных мастеров, делавших раку преподобного Сергия, см. в Дополн. к «Акт. Истор.» (т. I, № 131, с. 210, со1. 2). О лежании преподобного Сергия в деревянной раке до нашей серебряной читается в одной Академической рукописи (фундам. № 201, л. 253 об.) запись: «Сергий чюдотворец лежал в раке древяной 163 лета, а преложение мощем его из древяные раки в серебряную в лето 7093 году августа в 15 день». В XVII веке воспоминание преложения мощей преподобного Сергия было празднуемо в Троицком соборе лавры 14 августа, о чем в одной содержащей Троицкий устав рукописи этого века под 14 августа записано: «в той же день празнуем преложение мощем преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия чюдотворца, – бдение со свещами, а поют все, яко указася сентября 25, а празднуют в одной церкви в Троице» («Опис. ркп. Синод. библиот. Горск.» и Невостр., № 400, л. 160 об.). Прежняя рака по приказанию царя Феодора Ивановича разнята была на иконы (как говорится это в надписи на иконе «Видение Богоматери преп. Сергием», написанной именно на доске от раки в 1588 году и находящейся теперь над южными алтарными дверями Троицкого собора). Игумения Страстного монастыря Евгения Озерова пишет в своих «Записках», что в бытность ее в лавре 1 августа 1869 года ей открывали главу преподобного Сергия (в «Русском архиве» Бартенева, 1898, № 8, с. 392 sub., fin.).

13 Прежняя верхняя доска была не металлическая, а только обложенная металлом деревянная кипарисовая; она также употреблена была на иконы (в архиве лавры дело 1835 г., № 60, о написании икон – двух больших и нескольких малых – на снятой с раки преподобного Сергия деревянной крышке).

14 Обычай носить на поясе ножик и ложку, каковая пара с влагалищем, или футляром, называлась связней, оставался у нас еще в XVII веке, и в описании, напр., казны патриарха Филарета упоминается несколько таких связней, состоявших из ножика булатного и ложечки каповой (см. «Русск. Историч. Библиотеки», издаваемой Археографич. Комиссиею, т. III, со1. 928). Павел Алеппский говорит о деревянной посуде, даваемой в Троице-Сергиевом монастыре на благословение: нож, ложка и посох («Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1898, кн. IV, с. 34).

15 Образ «Видение Сергиево» был посылаем Грозному под Казань в 1552 году или список с образа послан в дар (Полн. собр. русск. лет., т. VI, с. 312).

16 [По возвращении из последней войны она была исправлена иконописцем В. П. Гурьяновым. См. его брошюру «Икона явления Божией Матери преподобному Сергию и пр.», М., 1907].

17 А другая икона архангела Михаила, стоящая на северной стороне левого подкупольного столба, стоит тут с самого времени ее поставления в 1562–1566 годах (см. о. Арсения «Летопись наместников, келарей, казначеев и пр.», с. 33, казначеев № 10).

18 [Снимок ее, как уже сказано, помещен в «Житии и подвигах преп. Сергия», составленном иеромонахом, ныне епископом Никоном, изд. 5-е, 1904, с. 215].

19 О возобновлении стенной живописи в соборе в 1635 г. говорит Симон Азарьин в «Новых чудесах преп. Сергия» (чудо 15-е, печатн. изд., с. 48–49), а «летопись» о сем возобновлении живописи, которая была написана «вокруг по стенам» собора, см. в Вивлиофике (XVI, с. 311, fin.). По словам И. М. Снегирева в «Путеводителе из Москвы в Троице-Сергиеву лавру» (с. 89), эта летопись вдоль стен заменена была символом веры при росписании 1854–1855 гг. Относительно этого (1635 г.) возобновления живописи мы не можем ответить на вопрос, так как по описи 1641 года на всех трех стенах Троицкого собора было много икон в киотах, то была ли живопись за иконами или же они закрывали пустые места стен? От 24 августа 1855 г. митр. Филарет писал наместнику Антонию: «От двух или трех благородных посетителей лавры известно, что они соблазнились картиною страшнаго суда в Троицком соборе, где в аде написаны люди с еполетами и журналист с торчащею из кармана тетрадью. Если что подобное допущено, постарайтесь на сих днях поправить. Соблазнились и изображением святителя Николая на соборе, ударяющаго в ланиту Ария. Это, помнится, видел и я: и, конечно, лучше не представлять действия, которое собор осудил и которое Видящий сердца простил, но которое, конечно, не должно быть примером для подражания. Но это не без основания написано. Соблазнились еще и тем, что у Ария на шее изображен злой дух. И в сем случае не нужно было выставлять для всех, что видели только прозорливцы». От 1 сентября того же 1855 года митрополит писал наместнику: «Благодарю, что сделали исправление в стенном иконописании. Много было толков о сем: лучше, чтобы они не возобновлялись в сие время» (во время пребывания государя в Москве). Какую великую свободу позволял себе покойный о. Антоний не только в отношении к стенной живописи, но и в отношении к древним и важным иконам – см. в книге гр. М. В. Толстого «Хранилище моей памяти» (кн. I, с. 83–84).

20 Чтения Общ. Истор. и Древн. Росс., 1898, кн. IV, с. 30.

21 Из письма митр. Филарета к наместнику Афанасию от 6 марта1824 г. видно, что в которой-то из надписей была «заключена еретическая мысль» (митрополит поручал наместнику исправить «бестолковые выражения» в надписи по совету с ректором академии). В письме к наместнику Антонию от 25 октября 1835 г. митр. Филарет говорит о каком-то неизвестном тайном хранилище в Троицком соборе, именно: «тайное хранилище в Троицком соборе заделывать не надлежало и для того, чтобы воздух был незапертой; но не надобно показывать сию старинную новость». В «Монастырских письмах», в письме XV от 12 марта 1843 г. говорится совсем непонятно для нас, что тогда жил под алтарем Троицкой церкви один старичок сам третий. Вероятно, тут обмолвка или опечатка: Троицкой вместо Смоленской.

22 В 1590 году пели панихиду преп. Никону («Дополн. к Акт. Истор.», т. I, № 135, с. 216).

23 Павел Алеппский называет ее изящною («Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1898, кн. IV, с. 32).

24 В Малороссии до сих пор Духов день – в воскресенье, а Троицын день – в понедельник «Бандуриста» Закревского см. «Троицкие песни»).

25 Часть этой церкви см. на виде Троицкого собора и окружающих его зданий на с.177.

26 См. Карамзина т. VIII (прим. 586, со1. 79); А. Ф. Бычкова «Описание сборников Импер. Публичной библиотеки» (с. 2, 140, 400). В верховьях реки Вори, на северо-запад от Радонежа, было село Бели и его (Бельские) деревни (см.: «Собр. гос. грам. и догов.», ч. I, с. 32, 34, 44, 255, 257, 261, 263, 376; «Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1886, кн. III, с. 83, 85, 97, 110; М. С. Боголюбский, «Историко-географический очерк пределов Московской епархии», М., 1894, с. 29).

27 Сенаник, вечный сенаник, повседневный сельник (от «село», т. е. тетрадь поминовенная, в которую записаны давшие села?) и вседневный список см. в «Описании Московского Богоявленского монастыря», сост. еписк. Никодимом (Белокуровым), с. 25, fin.

28 Об устроении будто бы королевой Нидерландской Анной Павловной двух приделов в соборе см. Указатель к «Собранию мнений и отзывов» митр. Филарета, слова «Анна пророчица» и «Анна Павловна» (с. 21, со1. 2), и «Успенский собор» (с. 622).

29 Что паперть разобрана была в 1780–1781 годах, перед самым строением нынешнего крыльца, – это видно из дела о построении нынешней ризницы. В деле говорится, что в 1782 году выбирали бутовый камень бывшей трапезы Успенского собора для фундамента новой ризницы.

30 См.: Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1902. С. 26.

31 Ср.: С. А. Белокуров. О библиотеке Московских государей XVI столетия. С. 258, прим.

32 При убиении матери и брата оставленная в живых, чтобы поступить на ложе самозванца, после довольно продолжительного пребывания в гареме последнего, она была пострижена в монахини с именем Ольга в Горицком Воскресенском монастыре, находящемся на Шексне, в шести верстах от г. Кириллова и от Кирилло-Белозерского монастыря. Вызванная отсюда царем Иваном Васильевичем Шуйским для сопровождения тел своих родителей из Москвы к Троице, она осталась потом жить, чтобы быть близ гробов родителей, в Подсосенском монастыре, находившемся в семи верстах от Троицкого монастыря, который был ктиториею ее отца. При подступлении Поляков под Троицкий монастырь она укрылась в стенах этого последнего со всеми старицами Подсосенского монастыря и провела в нем все время осады. По окончании осады (12 января 1610 года), так как при этом разрушен был Поляками Подсосенский монастырь, она поселилась в Московском Новодевичьем монастыре, который во второй половине августа 1610 года заняли те же Поляки и в котором, вероятно, она подверглась новому бесчестию, как намекает одно известие о ней (см. у Платонова в «Сказаниях о смутном времени» с. 153, прим.). После взятия монастыря у Поляков Русскими, 27 мая 1611 года, и после его разрушения (чтобы опять не засели в нем Поляки) она, быв донага ограблена (вместе с королевой Марией Владимировной) подлыми казаками Заруцкого («Собр. гос. грам. и догов.», т. II, с. 585, со1. 1, нач.), отослана была вместе с другими старицами монастыря во Владимир. Во Владимирском Успенском монастыре или же в одном из суздальских монастырей она и скончалась (отрывок грамоты царя Михаила Федоровича Суздальскому архиепископу о погребении Ксении Борисовны в «Акт. Экспед.» (т. III, № 125, с. 176). Арсений Елассонский в своих мемуарах называет ее «красивейшею» («Труды Киевской духовной академии», 1899, апрель, с. 635).

33 [Во время ремонта Троицкого собора 1904–1905 гг. мощи преп. Сергия находились здесь в летнее время].

34 [План и вид церкви из книги планов и фасадов (Альбома 1745 г.) см. на приложенных здесь фототипических таблицах № IX и XIII. Теперешний вид церкви см. на рисунке на с. 227].

35 Митр. Филарет спрашивает наместника Антония в письме от 7 июня 1837 года: «прежния украшения около трапезной церкви были, кажется, из камня, а не из алебастра: нынешняя работа из алебастра на воздухе будет ли прочна?»

36 Впрочем, относительно крылец Краткое описание противоречит самому себе: в первом, 1782 года, издании ясно говорится о них как о крыльцах, ведущих на галлерею; во втором и третьем, 1790 и 1796 годов, изданиях говорится так, что скорее должно разуметь крыльца на галлерею, а не с галлереи в церковь, но можно разуметь и второе, а начиная с издания 1801 года – так, что должно разуметь второе. Если принимать это второе, то крыльца с галлереи в церковь или крыльца в церковь, стоящие на галлерее, и до сих пор остаются целыми.

37 См.: Историческое описание лавры. 1902. С. 30.

38 Там же.

39 Должно, впрочем, думать не с совершенною уверенностию, ибо икона как будто слишком длинна и (главное) по толщине своей как будто слишком массивна для верхней доски раки. (А на возникающей при сей несовершенной уверенности вопрос, куда же девалась верхняя доска от прежней раки преп. Сергия с его изображением, мог бы быть дан предположительный ответ, что она взята была государем в Москву).

40 См.: Историческое описание лавры. 1902. С. 31.

41 В описи 1641 года так читается: «3 покрова зеленых кутняных, 5 покровов лазоревых кутняных, 4 покрова кутняных дымчатых, покров брусничной цвет кутняной, покров желт кутнян, 2 покрова тафтяные. Кладутца на митрополитов, где Серепион чудотворец» (л. 122).

42 В списке надгробий Троицкого Сергиева монастыря XVII века, напечатанном Ундольским, читается: «против палаточных дверей архиепископа Серапиона (лежат:) архимандрит Дионисий, преставися 141 (1633) года, мая в 10 день».

43 Дело лаврского архива, 1828 г., № 50.

44 Историческое описание лавры. 1902. С. 23–24.

45 В одном списке записи о знамениях, имевших место 10 июля 1651 года, читается: «и от того дни (после того) повелением архимарита Андреяна соделаша над ним часовню» (см. в книге С. А. Белокурова «О библиотеке Московских государей в ХVI столетии», М., 1898, прилож., с. X, прим.).

46 О лаврском «Царь-колоколе», а также и о других больших лаврских колоколах см. статью о. Арсения »О царь-колоколе Свято-Троицкой Сергиевой лавры», напечатанную в «Записках Археологического Общества» 1880 года. См. также доклад сената от 5 июня 1730 года о сложении недоимки с Троицкого монастыря в количестве 5000 р. за медь, отпущенную в 1714 году на перелитие большого колокола (см. «Архив Прав. Сената. Опись указам и повелениям», сост. П. Баранов, том II, № 3781).

47 Что говорит о местоположении колокольни опись монастыря 1641 года – приводится нами в тексте. В первом, 1782 года, издании «Краткого описания лавры» говорится, что колокольня – с западной стороны Духовской церкви над ее папертию, а в последующих изданиях говорится, что она – с западной стороны Духовской церкви пред ее папертию. На не совсем надежном виде лавры XVII века она вплотную примыкает к Духовской церкви, а на более надежном виде 1725 года [см. на с. 104–105] местоположение между Троицким собором и Духовскою церковию не может быть определено с точностию. Палицын в описании осады монастыря Поляками говорит, что осажденные держали стражу для наблюдения за Поляками на церкви Cвятаго Духа (гл. 41, нач.); если он разумеет именно колокольню, то слова его надлежит понимать так, что колокольня вплотную примыкала к Духовской церкви, составляя с нею одно целое. В списке надгробий лавры, составленном в половине XVII века, говорится об одной могиле: «против западных дверей церкви Сошествия св. Духа у колокольницы». По этому указанию места колокольня как будто не вплотную к западной стороне церкви. То обстоятельство, что на Духовской церкви были свои колокола, как видно из приводимой в тексте выдержки из описи монастыря 1641 года, заставляет считать более вероятным предположение, что колокольня была не вплотную к церкви (хотя, с другой стороны, колокола на церкви могли составлять как бы дополнение к колоколам, находившимся на прилегавшей вплотную к ней колокольне).



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.