<Примечания к главе 6>

1 Правая грам. Аврамию Палицыну на полтрети вытей в селе Лазареве Дмитровскаго уезда.

2 Вероятно в соединении с братиею Подольнаго монастыря. Аврамий Палицын, стр. 132, говорит, что во время цынготной болезни преставилось 297 старых братий. Антоний Поссевин в 1581 г. писал: quo in monasterio ducenti circiter monachi feruntur.

3 Он защищал Рыльск, после того как самозванец был разбит под Добрыничами, и отстоял его от войска Литовскаго. Истор. Госуд. Росс. Т. XI, стр. 174; он упоминается в числе советников Лжедмитрия. Собр. Госуд. грам. Т. 2, 204.

4 Кажется, все они принадлежали к тому «храброму полку, с которым Царь Василий Иоаннович разбил мятежников близь Коширы, и который от сего называется Коширским». Истор. Гос. Росс. Т. XII, прим. 133, 134. Эта догадка основывается на том, что в одной рукописи монастырской, где записаны сидевшие в осаде в Троицком Сергиевом монастыре, – все они названы Каширянами. Вот самая записка: «Сидели в осаде в Троицком Сергиеве монастыре дворяне и дети боярские Коширяне: Иван Внуков (упоминается у Аврамия Палицына стр. 101, 102, 108) ранен на Подольном монастыре, как наряд взяли, – и от тоя раны умер, во иноцех Иона; Сила Марин (уп. тамже стр. 100, 115), Коширянин, ранен на конюшенном пруде, и от тоя раны умер, во иноцех схимник Силуан; Данило, Покровскаго протопопа Дмитрия сын со рву, ранен за Токаренным врагом, и от тоя раны умер, во иноцех схимник Давид (упом. стр. 108); Афанасий Редриков ранен за Токаренным врагом, и от тоя раны умер, во иноцех схимник Антоний (упом. стр. 100); Иван Ходырев (упом. стр. 100), Василий Зубов (тамже); Дмитрий Ратман, Меньшик Тиманов, Борис Кувшинов, Ждан Скоробогатой (упом. стр. 109); Петр Ошуйсков (уп. стр. 121); Степан Лошаков (упом. стр. 121); Ярослав Стогов убит в лоб за красными вороты, Станислав Стогов, Иван Волоховский Володимирец, в чернцех (упом. стр. 100); Феодор с братом Карцев, Васька Жаркой, Осипко Измайлов (упом. в польской записке, найден. Мухановым), Феодосий Путилов. Да 10 Коширян: Степан Никольский, Меньшик Тиманов, Пятой Редриков, Иван Григорьев (жалован. грам. на его имя под № 535), Савин Айгустов (жалован. грам. на его имя № 536), Юрий (упом. у Авр. Палиц. стр. 100), да Никита Редриков, Феодор Хлопов (упоминается в Польской записке), Захарий Бегичев, во иноцех Закхей, Сенько Вантеев, Елисей Шилов, Седьмой Становской». «Взяты на дороге, посланы к Москве, и пострадали в таборах Сапегиных, замучены за веру православную христианскую (в записке неозначено, к кому относятся сии слова, но вероятно к последующим лицам), Михайло Скрыпицын, Пятой Тиманов». – «Сотник Стрелецкой Николай Ольгинский, а с ним 107 человек стрельцев, да 400 казаков, Ярославцев и Галичан. Да голова казачий Сухан Останков (упом. у Авр. Палиц. стр. 135), а с ним 66 человек казаков» (Опис. рукописей Троицко-Серг. Лавры № 811, л. 198).

В родословной «отрепьевской» есть заметка, что «Смирной Отрепьев» (дядя самозванца) в 1608 году был послан Царем Василием с полком Галичан из Дмитрова к Троице под команду Князя Долгорукова. А. Леонид.

5 По писцовым книгам 1594 г. в селе Клементьевском (подле монастыря) было 125 крестьянских тяглых дворов, 26 непашенных оброчных и 107 бобыльских, всего 258 дворов. Но здесь еще не числятся жившие в слободах нетяглые монастырские и служни люди, которых, по писцовым книгам 1623–24 годов, было 527 дворов, с 573 человек (число слуг в сравнении с числом дворов слишком мало от того, что до времени преп. Дионисия слуги обыкновенно были неженаты), тогда как число дворов крестьянских и бобыльских в сие время сократилось до 76 дворов, в которых было 110 человек. Не говорим об окрестных селах и деревнях, из которых многие собирались, и в это время действительно собрались, в Троицкий монастырь, не только для безопасности, но и по случаю праздника пр. Сергия.

6 Аврамий пишет: «всех в обители Живоначальныя Троицы в осаде померло, старцев и ратных людей побито и померло от осадныя немощи, детей боярских, и слуг, и служебников, и стрельцов, и казаков, и пушкарей, и затиньщиков, и датошных людей, и служних 2,125 человек, кроме женскаго пола и недорослей, и маломощных, и старых». Стр. 133, 134. За тем, говорит он, от множества воинских людей мало число осталось. «Потом вновь прислано в монастырь от Царя 60 человек, и от самого Аврамия 20 слуг монастырских. Во время третьяго приступа, который был 31 июля, «в обители Чудотворца более двух сот человек не бяше». Слагая число умерших с числом оставшихся, видим сколько было всех защитников.

Митрополит Платон (Кр. Цер. Рус. Истор. изд. 2, т. 2, стр. 197) и Архим. Иннокентий (Начерт. Ц. Ист. Спб. 1817 г. отд. 2, стр. 523) говорят, что осажденных в Лавре с женами и детьми было до 15,000, которые содержались от монастыря. Конечно из сего нельзя извлечь никаких данных о числе защитников Лавры. Но между заслугами ея отечеству не последнею было то, что такое множество людей находили в стенах ея не только защиту и безопасность от врагов, но и пропитание.

7 В Синодике под 7118 и 7119 гг. записаны между прочими имена: священно-Иерея Ермила, попа Благовещенскаго, инока Савватия из Зубачева, священноинока Герасима из Подсосенья, инокини Маремьяны, из Клементьева, инока Сергия попа Хотьковскаго, инокини Петрониды Королевины Клирошанки.

8 Грам. 310 и 113 в сбор. под № 1.

9 В писцовых книгах 7102 г.

10 В грам. Царя Феодора Иоанновича 1593 г. сентябр. 3 д. с дозволением ломать камень в селе Богородицком, сказано: «в нашем Богомолье у Живоначальныя Троицы, стена городовая от погреба к келарской – своды провалились, и стена сыплется, впредь ей без поделки быти не мочно; и в келарской на крыльце и в сушилех своды испровалились, а на другой стене к конюшенным воротам от келарския, и от конюшенных ворот до наугольной башни не в одном месте своды испровалилися: людем ходити по городу и нарядов ставити нельзя. И по всему городу многие седовины, и без поделки городу быти не мочно. А извести де у них в монастыре к тому городовому делу нет; в Троицкой де (вотчине) камени на известное сжение уломати негде же; а есть де у такой камень у тебя Ивана в поместье, который пригодится на известное сжение, в селе Богородском, на реке Куньеме. И ты де им того камени на известное сжение, без нашего указу, ломати не дашь. И мы Троицкаго Архимандрита с братиею пожаловали, велели им в монастырь к каменной поделке на известное сжение камень ломати у тебя в поместье. И как к тебе ся наша грамота придет, а Троицкий Архимандрит Киприан с братиею к тебе в поместье, в село Богородское того камени ломати пришлют слуг своих и крестьян: и ты бы им тот-час дал в своем поместье к Троицкому городовому делу камень ломати на известное сжение, сколько им надобеть в монастырь, и тот камень к Троице велел возити безо всякия зацепки. Писан на Москве, лета 7102 Сент. 3». А назади на грамоте подпись: «Царь и Великий Князь Феодор Иванович всея Руссии.» Печать на черном воску. Выпис из книги копий с жалованных грам. в Архив. Троиц.-Серг. мон. под №1.

11 См. Грам. Троицк. старц. в 2 т. Истор. Акт. стр. 285. Палицын об осаде.

12 В сказании об осаде стр. 101. Одна упоминается под горою, на ней же монастырь (ибо так в одной рукописи, а не «на нижний монастырь», как напечатано). Другая была подле самаго монастыря, на круглом пруде, против водяных ворот.

13 В журнале Сапеги число войск его, по выступлении из Тушина 13 сент. показано в таком виде: «Литовский полк с Московским войском; при нем 6 порядочных пушек с полукартечью; в полку считалось 6,000 чел. За ним следовал полк Стравинскаго, состоящий из 5,000 чел.; копейщиков Марка Веламовскаго 700 чел., и казаков 200; наконец полк Сапеги с пушками, Микулинскаго 700 чел. и казаков 500 чел.» – Здесь не определяется, как велик был полк самого Сапеги, но Бер пишет, что Сапега прибыл из Польши с 7,000 копейщиков. Сказ. современ. о самозванце ч. 1, стр. 138. Не видно также, сколь много пристало к нему Русских изменников, названных здесь войском Московским.

14 Аврамий Пал. стр. 111. «Александр Лисовский – вскоре прииде с конными и пешими людьми, и с Русскими изменниками – с Терентьевской рощи;» стр. 136 «повеле казнити против Лисовскаго табора, у верхнева пруда, на взгорье».

15 Туры – «короба насыпанные землею». Истор. Госуд. Рос. Т. VIII, пр. 294.

16 О сих то окопах вероятно говорится в журнале Сапеги под 26 ч. сен./6 окт.: «Сапега велел делать окопы с другой стороны монастыря, примыкаясь ближе к стенам онаго.» А окопы, упоминаемые под 23 сент./ 3 окт., разумеются вероятно те, которые окружали стан Польский.

17 Ростов взят 11 окт., пишет Бер стр. 144; при взятии Ростова уже участвовали Переяславцы.

18 «Стал своим полком у туров, за земляным валом, против погреба, и Келарския и Плотничныя башни, и до Глинянаго (в др. списке – Благовещенскаго) врага; а Александра Лисовскаго полцы по Терентьевской роще, и до Сазанова врага (который должен быть ныне за лавками), и по Переславской, и по Углицкой дороге, по за воловью двору (близь нынешней Кокуевской слободы) до Мишутина врага». Аврам. Палиц. стран. 77.

19 В декабре мес. уже в Вятку дошли вести, что «под Троицею воров побили на голову, а взяли наряд весь, одинадцать пушек, да 300 чел. языков Литвы, а достальныя люди не многие ушли в воровские полки». Акт. Арх. Экс. Т. II, стр. 205.

20 В декабре Сапега отправил против Галичан Стравинскаго, котораго полк состоял из 5,000 челов. и в след за ним Лисовскаго с 2,000 донцов; в феврале 1609 г. послал две роты в Суздаль, в конце марта пять рот Петигорцев во Владимир; и снова Лисовскаго с 3,000 донцев и несколькими хоругвями Петигорцев в Суздаль; в апреле отправил Микулинскаго с полком в Ярославль, придав ему на помощь Лисовскаго с его отрядом. Журнал Сапеги.

21 Сапега ездил в Тушино в декабре с 10 по 19, 1608 г. и в конце генваря следующаго года, и пробыл там в последний раз до 6 февраля; 4 марта отправлял к самозванцу послов; бунт в лагере Сапеги из-за невыдачи денег был 16 февраля.

22 В Польшу отправлены были послы 16 генваря; в Москву в конце того же месяца.

23 От 23 декабря 1608 г. в Устюг. Собр. Госуд. грам. Т. II, № 167.

24 Из журналов Археографической Коммиссии видно, что отысканы: 1) Записка о числе вылазок из Троицкаго монастыря, во все время продолжения осады; 2) отписки Троицких осадных воевод к Царю Василию Иоанновичу о военных действиях под Троицким монастырем, от 29 марта 1609 г. (Журнал Минист. Народ. Просв. 1837 г. ч. XVI, стр. 655, 657 и 1839 г. ч. XXI, отд. III, стр. 120). Может быть история Троицкой осады много пополнится сими бумагами. В журнале Сапеги, напечатанном в Сыне Отечества, в русском переводе, упоминается о вылазках из монастыря после описанной нами кровопролитной битвы, декабря 8, 21, 26, 29, 30, генваря 2, 12, 13, 16, февраля 8, 14, марта 30. Но в этом журнале есть и пропуски; притом Сапега неоднократно отъезжал от монастыря. В показании числа убитых со стороны осажденных, равно как и при других успехах Сапеги, нельзя не видеть польской хвастливости. Замечательно, что о несчастной для Поляков битве 9 ноября не сказано в журнале ни слова.

25 Первая часть этого дела, выгодная для Литовцев и Поляков, описывается в журнале Сапеги под 16 генваря, как показывает сходство главных обстоятельств с описанием Аврамия Палицына, стр. 110, 116.

26 Сюда относится отписка властей Троицкаго монастыря к Царю Василию Иоанновичу о скорейшей присылке к ним боевых припасов, с опровержением жалобы стрельцов, будто бы монастырское начальство не снабжает их продовольствием. Журн. Мин. Нар. Просв. 1837 г. ч. XVI, стр. 655, 677 и Акт. Истор. Т. II, № 240.

27 Истор. Акт. Т. 2, № 181, стр. 221–227.

28 В журн. Сапеги записано: «апреля 25–мая 5 – схвачены двое детей боярских, отправленных из Новгорода Мих. Скопиным-Шуйским в Москву к Василью Шуйскому, с известием, что Шведский Король Карл пришлет на помощь Немецкаго воинства 15,000, что Понтус сделан предводителем рейтаров, а Сума начальником пехоты. Со мною, говорит Скопин-Шуйский в своей грамате: «есть людей Русских, дворян и детей боярских, стрельцев и всякаго рода служащих людей 12,000, и больше еще прибирается людей на твою Государскую службу, а не можно из Великаго Новгорода без твоего Государскаго наказа идти. Вели мне, Государь, расписать, каким путем я должен итти к Москве и чрез которые города, и тогда я пойду дорогою, тобою указанною, с ратными людьми к Москве, против воровских людей на твою Государскую службу».

29 Время сего приступа определяют отписки старцев к Царю и Долгорукаго к Аврамию. Истор. Акт. № 241, 242, 237. У Аврамия Палицына упоминается еще о приступе с 27-го на 28-е мая; но не говорится ничего о приступе 28-го июня; между тем считается только три главные приступа к монастырю, стр.149, 154. Но если допустить, что в мае был свой приступ, а в июне другой; тогда надлежало бы считать четыре, а не три приступа. Вероятнее, что ошибка у Аврамия не в счете главных приступов, а в названии месяцев. Число сего втораго приступа в том или другом месяце одно и тоже: 28.

30 Пять грамат сим воеводам отысканы между бумагами лагеря Сапеги. В журнале Археогр. Ком., напечатанном в Журнале Мин. Народ. Просв. Ч. XVI и XIX.

31 От 28 Июня. Собр. Госуд. Грам. Т. II, стр. 368 и Акт. Арх. Эксп. Т. II, стр. 235 и 240.

32 О перебежчиках из монастыря в журнале Сапеги упоминается: «7–17 Октября какой-то молодой человек из монастыря передался нашим, он сказал Сапеге, что Москвитяне намерены послать к Шуйскому с известием, что они не в силах сопротивляться. – Монастырский служка Селевин предался Сапеге». 13–23 – генв. 1609 г. «Двое детей боярских из Переяславля перешли на нашу сторону». 15–25:– «Стрелец из монастыря ночью явился к нашей страже и разсказал, что назавтра будет сильная вылазка, ибо Шуйский обнадежил находящихся в монастыре обещанием, что пришлет им подкрепление». Упоминаемые под 13-м генв. вероятно те самые, которые дали совет перенять воду у монастыря.

33 Отписка к Царю старцев обители и отписка Долгорукаго к Аврамию. Истор. Акт. Т. 2. № 141, 242. Царевна Ксения 29-го марта писала: «у нас в осаде шатость и измена великая». Там же № 182. Впрочем следует заметить, что положительных данных к обвинению Казначея, Голохвастова и Марии Владимировны нет. – А. Леонид.

34 Время сего происшествия определяется с одной стороны запискою во Вкладной книге, что 11-го июля 1609 г. «дал вкладу бывший Казначей Иосиф Девочкин – денег 130 р. 16 алт.»; с другой следующими бумагами из лагеря Сапеги, отысканными в Швеции: 1) Письмо осаднаго воеводы Князя Долгорукаго о распрях своих с товарищем своим Голохвастовым. 2) Его же о том же предмете, и о других событиях во время Троицкой осады, – к Аврамию Палицыну в Москву. 3) Троицких старцев к Царю Василью Ивановичу об отражении приступа Поляков и Русских изменников, о тех же распрях Долгорукаго с Голохвастовым, об измене Казначея Иосифа, и участии в ней Королевы Марии Владимировны 1609-го июля 3 д. Журнал Мин. Нар. Пр. 1839 г. отд. III, стр. 115 и 119. Из последняго письма видно притом, что не задолго пред сим, – т. е. пред 3 июля, было новое нападение неприятеля на монастырь. Между теми же бумагами найдена «роспись Переяславцам, которые с Гетманом Яном Сапегою были у приступу под Троицким монастырем 1609 г. июня 28 дня». (Там же стр. 120). В журнале Сапеги под 4–5 Июля/24–25 Июня замечены особенныя военныя приготовления. Но о сем приступе Аврамий Палицын ничего не говорит.

35 Грамата самозванца к Сапеге от 10-го июля в Сборн. Мухан. стр. 172, № 99.

36 Сборн. Мухан. стр. 172, 173, № 100, 101.

37 Журнал Сапеги под 6 и 7 числами августа и Аврамий Палицын.

38 Это замечено не только у Авр. Пал. стр. 172, но и в журнале Сапеги под 8 августа, только сие число не должно относить к выступлению Сапеги под Колязин, а к возвращению в стан.

39 Карамз. т. 12, прим. 426.

40 Акт. Археогр. Экспед. 1, стр. 232, 233.

41 Грамата самозванца к Яну Сапеге от 12 ч. августа 1609 года. См. о раздоре Сапеги с Ружинским. Истор. Госуд. Росс. т. 12, примеч. 428.

42 Акт. Арх. Эксп. Т. II, стр. 262. «Князь Михаило Вас. Шуйский, с товарищи отпустили из Александровской слободы передовых людей к Троице в Сергиев монастырь, из под Троицы де воровские всякие люди побежали, а Государевы люди поставили острог, прошед Троиц. монаст. к Москве 7 верст, да остроги же де поставили Государевы на Стромыне, да от Стромыни идучи к Москве в Мизинове и в Измайлове». Рук. Жолкев., изданная Муханов. стр. 91. Жолкевский, говоря о совещаниях пред сражением 24 июня 1610 г., упоминает, что «некоторые предлагали, укрепив по возможности лагерь, встретить неприятеля на марше; ибо ежели позволить ему приближиться, то он может быть, не вступая в сражение, стал бы теснить нас городками, и отнял бы возможность получать съестные припасы, – как это случилось под Александровскою слободою, под Троицею и под Дмитровом, и таким образом не принимаясь за оружие, мог бы легко нас победить».

43 Рукоп. Филар. издан. Мухан. л. 23. Журн. Сапеги под 1 марта 1610 г.

44 Истор. Госуд. Росс. Т. XII, прим. 504.

45 Аврам. Палиц. стр. 132, 133.

46 Ни в одном году столько не значится вкладов в монастырь от здешних иноков, как в 1608 и 1609 годах, именно до 1400 тогдашних рублей.

47 В одном Синодике монаст. записано об Архимандрите Иоасафе: «убит в Пафнутьеве, 7119 г.» Год означен не точно, потому что Пафнутьев монастырь взят в июле 1610 г., как видно из журнала Сапеги, где сказано: «15/5 июля, нападение на монастырь Св. Пафнутия. Войска убито 4000 чел. Гусарская конница, сошедши с коней, содействовала к овладению монастырем, который разорен до основания. Воевода Михаил Волконский убит; из 50 чернцев осталось не более 10 человек». См. о разорении сего монастыря в Истории Государ. Росс. Т. XII, прим. 552.

48 Опись монаст. 1642 г. Плащь значит здесь то, что в старину была гривна, а ныне большая медаль.

49 Сбор. № 1-й, грам. 535, 536 и 486 личныя заслуги описываются каждаго одинаковыми чертами.

50 В Кормовой книге 1674 г. расположенной по месяцам, под 12 января, записано: «На тот день побежал из-под монастыря Сапега. Ход около монастыря со кресты».

51 Об устроении сей церкви и о побудительных к тому причинах, ходит в народе записка, которой современность событию оправдывается хронологическими частностями.

52 Журн. Сапеги под 16 июля 1611 г. и на конце записка Маскевича, стр. 99. Но здесь время смерти означено неверно.

53 Время смерти Лисовскаго определяется различно: у Берха на основании Летописи о мятежах (стр. 303) она относится к 1618 году; у Муханова в истории похода Владислава в Россию в 1617 и 1618 г. смерть Лисовскаго, как сказано на основании Польских летописцев, отнесена к 1614 г.; но свидетельство граматы несомненно. К тому же из другой граматы Царя Михаила Феодоровича известно, что Лисовский еще в окт. 1615 г. напал на город Ржев. Акт. Арх. Эксп. Т. 3, стр. 109.

54 «Царь Борис взял из казны от Сергия Чудотворца 15,000 рублев, да в Московское разоренье... и всего взято из монастырской казны 60,000 рублев 192(1604) мая в 5 день» (См. Сборник XVII века Археограф. Коммиссии № 213, стр. 185).

55 Аврамий Палицын стр. 188, 193–198–201.

56 Истор. Госуд. Росс. Т. XII, прим. 624. Дела Польския. – Допол. Деян. Петра Велик. Т. II, стр. 117.



Оглавление

Богослужения

26 апреля 2024 г. (13 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.