<Примечания к главе 3>

1 Духовное завещание Василия Иван. Нагаго в вотчинной книге, по Юрьеву Польскому гр. 31: «а что брат мой Богдан Михайловичь Нагой приказал Живоначальныя Троицы в Сергиевом монастыре по своей душе и по своих родителех подписать церковь Живоначальныя Троицы и церковь Преподобнаго отца Никона, а деньги, что церковная подписка станет, велел продать дом свой Московской да вотчины купленыя».

2 В 1854 г. церковное расписание опять потребовало обновления, и в последний раз совершено Лаврскими живописцами.

3 Вкладная книга, род Яновых: «180 (1672) июля Стольник Иван Васильев Янов обложил в церкви Живоначальныя Троицы, по правую сторону царских дверей и над гробом великаго Чудотворца Сергия, к местным иконам киоты серебром, оклад гладкой золочен; вверху у киотов местами десять репьев, серебряных литых, а в них десять камней разными цветами; весом в окладе и в репьях с камнями 20 ф. 79 золот. и по левую сторону к местным образам киоты и столбцы, да вверху над Деисусы и над праздники два тябла обложены серебром гладки, золочены, да над Пророки тябло обложено серебром басебным, золочено, всего по цене 760 руб.»

4А в 1850 г., усердием Почетнаго Гражданина А. И. Лобкова, нижний ярус сего иконостаса снова обложен позлащенным серебром.

5 На св. трапезу (престол) в 1884 г. сделана серебро-кованная одежда с рельефными изображениями, усердием купца г. Задонска М. И. Шапошникова (работа Корниловых). А. Л–д.

6 В описи 1642 г. сказано: «Царския двери новыя резныя, золочены сусальным золотом и серебром, а на них сорок вставок в киотцах; писаны Святые на празелени; венцы серебреные, резные, золочены. Меж трав писано разными красками. И во 140 (1632) году марта в 1 день Государь Царь и Вел. Князь Михаил Феодоровичь всея Русии за те Царския двери, за золото и за серебро, и за краски и за денежное и хлебное жалованье, что дано мастерам в два года, пожаловал, дал в монастырскую казну – за все, что те царския двери стали, по росписи 131 р. 18 алтын 4 деньги». Во Вкладной книге написано: «152 (1643) сент. в 19 д. Государь Царь и В. Кн. Михаил Феодоровичь всея Русии пожаловал прислал в дом Живоначальныя Троицы с Стольником с Тимофеем с Лодыгиным, да золотыя и серебряныя палаты с подъячим с Богданом Силиным, в церковь Живоначальныя Троицы двери царския; на створех Благовещение Пресв. Богородицы и Евангелисты чеканные с финифтями; сень и столбцы (над царскими дверями) обложены серебром чеканным золоченым».

7 Во Вкладной книге: «108 (1600 г.) Государь Царь и Вел. Кн. Борис Федорович всея Русии обложил Чудотворный местный образ Живоначальныя Троицы златом и многоценными камнями и драгим жемчугом и всякою церковною утварию».

8 Пред сим образом неугасимо горящая, сребропозлащенная лампада – приношение в Бозе почившей Государыни Императрицы Александры Феодоровны, в 1853 году.

9 Опись 1642 г. лист 29.

10 В надписи на задней серебряной дске сего образа исчислены следующие города, взятые Шереметевым в Шведскую войну: Марин-бург, Вольмер, Алысть, Канцы, Шлютельбург, Капорья, Ямбург, Ракобор, Вилян-Пайда, Дерпт; упоминается битва Полтавская и другия военныя действия Графа Шереметева.

11 В сентябре 1855 г., во время пребывания Благочестивейшаго Государя Императора Александра Николаевича в Лавре, он вручен был в Бозе почившим Митрополитом Филаретом Его Величеству, и Им препровожден к действующей армии в Крыму, на благословение и укрепление против врагов. А по окончании войны, 5 августа 1856 года, снова возвращен в святую обитель. В 1877 году, при объявлении войны Турции за угнетение Восточных христиан, Благочестивейший Государь Император Александр Николаевич, 24 апреля, будучи в Лавре Пр. Сергия, после теплой молитвы у гроба Пр. Сергия, принял сию икону от Высокопреосвященнейшаго Митрополита Иннокентия и препроводил ее на благословение в действующую армию, откуда она возвращена 10 Февраля 1879 г. А. Л–д.

12 В описи 1642 г. на правой стороне от Царских врат к раке Пр. Сергия также упоминается сей образ вместе с образом Св. Николая: «моления Чудотворца Сергия».

13 В 1838 г. деревянная дска, покрывавшая раку Преподобнаго Сергия, заменена серебряною чеканной работы. При Св. мощах находятся принесенные в дар, к празднику Пр. Сергия, в июле 1853 г. Наследником Престола Государем Цесаревичем, Александром Николаевичем и Благочестивейшею Государынею Супругою Его, для употребления в служении молебнов при Св. мощах, Евангелие и крест, украшенные золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Пред главою св. мощей неугасимо горит елей в большой сребропозлащенной лампаде, приложенной Благоверною Государынею Великою Княгинею Мариею Николаевною, в 1850 г., а с северной стороны висят над ракою лампады, пожертвованныя их Императорскими Величествами в 1861 г. от всего Царскаго Семейства – золотая, Его Высочеством Государем Наследником в 1863 г. – серебряная, Великою Княгинею Александрою Петровною в 1860 г. сребропозлащенная, и Великим Князем Михаилом Николаевичем в 1870 г. серебряная, в память рождения сына Его В. К. Сергия Михайловича. – Венцы на ликах, изображенных на гробовой крыше и на иконе явления Богоматери Пр. Сергию, за ракою, – из искусственных бриллиантов, – вклад их Императорских Величеств, Государя Императора Александра Александровича и Государыни Императрицы Марии Феодоровны, принесены при посещении Ими Лавры после коронации в 1883 году. А. Л–д.

14 Из икон, стоящих во втором, третьем, четвертом и пятом поясах, до тринадцати украшено сребропозлащенными ризами, от разных благотворителей обители в 1849–1856 годах.

15 Подле киоты, в которой находится сей образ, положен камень от гробницы Святителя Николая, принесенный в 1850 г. А. Н. Муравьевым из Мир-Ликийскаго храма: Сион, в котором Святитель был погребен.

16 В надписи на медной дщице над могилой сего Князя, он назван «во иноцех Савва», но сие показание ошибочно; оно взято Митрополитом Платоном из Никоновой летописи, тогда как в других более древних списках сказано: «в лето 6934 (1426) преставися Князь Андрей Владимирович и Князь Симеон Владимирович, в чернцех наречен Савва, а положен у Троицы в Сергиевом монастыре. См. Полн. собр. лет. т. VI, стр. 143 и т. VIII, стр. 93. – Следственно здесь могила или двух Князей Андрея и Симеона во иноцех Саввы или одного последняго. А. Л–д.

17 В северном притворе сего храма достойны примечания следующия надписи, высеченныя на камне:

1. «В славу
Богу Всемогущему,
молитвами
Зде почивающаго Угодника,
Среди смертныя язвы,
в Москве
и окрест самого места сего свирепевшия, лето от
Рожд. Христова 1771,
не токмо живущия в обители сей,
но и вне оныя принадлежащих ей служителей
ни чем же не вредимых
чудесно сохранившему,
аще Обитель
и бе отверста всем приходящим, на память незабвенную
будущим родам
толикаго чудесе и благодеяния,
изсечен камень сей лета 1774».

2. «Слава Триединому Богу, и в наше время помянувшему древния Своя к обители сей милости, егда оную и от новыя всегубительныя язвы, от надменнаго повелителя Франции, в 1812 г. в отечество наше вторгшагося, многие грады, веси, и Первопрестольную даже Москву огнем и мечем опустошившаго, и от градов Дмитрова и Богородска алчныя руки и к сим местам простиравшаго, Покровом Пречистыя Матери Своея милостиво приосени, и молитвами Преподобнаго Сергия и Никона огради, из градов оных в постыдное внезапу обратив бегство нечестивыя врага полчища на 2-й день Октоврия тогож 1812 года!»

«В приснопамятную благодарность за таковое к обители сей благодеяние Божие изсечен камень сей, 1813 года!»

18 Впоследствии, подобно соборной церкви, она устроена теплою, а в 1878 году иконостас вновь позолочен, а стенное писание возобновлено. В 1883 г. на престол сделана сребро-позлащенная одежда с рельефными изображениями усердием Задонскаго купца М. И. Шапошникова. А. Л–д.

19 Здесь же в особых ковчегах хранятся: десная рука св. Архидиакона Стефана и камень от гроба Господня, принесенный А. Н. Муравьевым из Иерусалима в 1850 г.

20 Надпись напечатана в Др. Вивлиоф. Т. 16. стр. 312. – В 1865–1866 годах стенная живопись возобновлена в прежнем виде иждивением Московскаго почетнаго гражданина О. П. Тюляева.

21 На иконы Св. Троицы, Господа Вседержителя с предстоящими, и Успения Божией Матери устроены серебряныя ризы в 1854 г. Московским купцом Маловым. Лампады пред местными иконами, числом девять, серебряныя, даны Царями Иоанном и Петром Алексеевичами в 1686 г., как видно из надписей. Весом серебра в лампадах более трех пудов. В 1880–1881 г. Успенская церковь обновлена во всех частях. Под нею сделана крипта, чугунный пол заменен плитяным; в иконостасе резьба исправлена и он вызолочен вновь мастером Астафьевым, иконы очищены от позднейших исправлений и реставрированы живописцем Рогожкиным; на икону Благовещения устроена новая сребропозлащенная риза; солея и клироса ограждены бронзовыми решетками. Древния паникадила исправлены и бронзированы и т. д. А. Л–д.

22 Она скончалась Июня 13 д. 1613 или 1614 года. 13 Апреля 1613 г. подтверждена Царем Михаилом Феодоровичем грамота на село Лежнево. Сбор. грам. № 1. грам. 474. А во Вкладной книге записано: «122 (1614) году июля в 17 день после Государыни Королевы старицы Марфы Володимировны взято ея денег 100 рублев, что были поставлены в казне за ея печатью».

23 Во Вкладной книге, при вкладах сего Архиепископа 1640 г. замечено, «что его же вклады писаны в соборных старцех» л. 97; а в записи вкладов соборных старцев сказано: «143 (1635) года дал вкладу соборный старец Моисей, что в мире был Государев Духовник»... л. 169.

24 Истор. обозр. Рязанск. Иерархии стр. 81. – Там же погребен и Московский Митрополит Макарий, скончавшийся в 1882 г.

25 Чрез 88 лет, в 1866 г., по причине совершенно обветшавшаго стенописания и иконостаса, снова потребовалось возобновление церкви, и оно совершено на иждивение Лавры. Иконостас сделан из розоваго дерева в три яруса; св. иконы писаны и стенное писание возобновлено лаврскими живописцами. При сей церкви с северной стороны находится часовня над гробом Преп. Максима Грека, устроенная вновь в более обширном виде, в 1847 г. С южной стороны, в 1867 г. построен придел во имя Прав. Филарета Милостиваго, иждивением почетнаго гражданина П. Г. Цурикова. В сем храме положено тело в Бозе почившаго Настоятеля Лавры, Митрополита Московскаго Филарета, скончавшагося 19 ноября 1867 года. В иконостасе и пяти киотах помещены иконы, которыя поднесены были ему, от разных лиц и обществ, в день юбилея 5 августа 1867 года. В двух шкафах находится архиерейское облачение, в котором Митрополит Филарет служил в последние дни жизни. – На левой стороне тогоже придела покоится преемник его на Московской Кафедре – Митрополит Иннокентий, скончавшийся 31 Марта 1878 г., а в притворе, у самаго входа – наместник Лавры, Архимандрит Антоний, скончавшийся 12 Мая 1877 года. В сей усыпальнице Митрополита Филарета учреждено непрерывное чтение Псалтири о упокоении его, равно как усопших братий обители и прочих православных христиан и благотворителей Лавры. А. Л–д.

26 В 1883 году иконостас позолочен вновь и вся стенопись возобновлена лаврскими живописцами.

27 В 1871 году, иждивением купца М. И. Шапошникова, иконостас вновь вызолочен, гробница Преп. Михея покрыта новою серебряною ризою, стенное расписание внутри и снаружи возобновлено, крыша покрыта белым железом, глава и крест вызолочены чрез огонь.

28 В 1854 г. к сей церкви пристроена паперть и церковь сделана теплою. Иконостас в ней устроен под мрамор, стены вновь расписаны, и церковь освящена Митрополитом Филаретом июня 5 дня.

29 В 1880 г. иконостас вызолочен и иконы реставрированы иконописцем Я. И. Ручкиным.

30 В 1880 г., сия церковь еще раз возобновлена, иконостас устроен новый, и церкви возвращено прежнее наименование.

XII. Церковь свв. Великомучениц Варвары и Анастасии. Устроена в 1853 г. в здании странноприимной больницы. В сей церкви находится образ Пр. Сергия, по соображению с описью 1642 г., написанный на дске, положенной на гроб Пр. Сергия, когда верхняя дска его была разнята на иконы.

XIII. Домовая церковь в честь Покрова Пр. Богородицы. Устроена в 1873 г. при келлиях Наместника Лавры.

31 В 1855 г. в нижнем ярусе колокольни устроена рухлядная палата, разделенная на два этажа.

32 Между кладязем и памятником, в 1872 году на иждивение Н. Г. Рюмина устроен чугунный под таким же балдахином бассейн, в который вода идет из меднаго позлащеннаго креста. В этом бассейне совершается освящение воды в день Богоявления и 1-го августа.

33 На противоположном конце сего здания, именно с восточной стороны, в 1870 г. устроена церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы для студентов Академии, на иждивение почетнаго блюстителя Академии А. В. Толоконникова.

34 Ныне в сем корпусе – столовая и кухня для студентов, а для Библиотеки построен в 1869 году особый корпус, с куполом, близ восточной стены.

35 Перестроена в 1856 г. На башне устроены боевые часы.

36 Здесь устроены помещения для детей духовнаго звания, обучающихся в училище Иконописания.

37 В средине ея помещается литография, для печатания картин с священными изображениями и видами Лавры, а в верху фотография для снятия копий с древних икон и священных вещей, хранящихся в ризнице.

38 В ней устроен в 1863 г. резервуар, вмещающий до 9,000 ведр воды.

39 Пафнутьевым сей сад, по преданию, слышанному от одного Московскаго старожила г-на Пафнутьева, умершаго в 1860-х годах, называется будто бы потому, что родоначальник этой фамилии, сын одного из стрелецких голов Пафнутий Сагалаев, сверстник и любимец Царя Петра, во время Стрелецкаго бунта, когда Царь Петр Алексеевич удалился из столицы в Троицкий монастырь, узнав о злодейском умысле на его жизнь от своего родителя, поспешил в Троицкую обитель с этим известием к молодому Царю, который в это время прогуливался в монастырском саду, что на южной стороне обители. Выслушав от молодаго стрельца известие о грозящей ему опасности, Царь обнял и поцеловал юношу, сказав ему: «пусть же на память верной твоей службы и заслуги, сей сад (место их свидания) именуется отныне Пафнутьевым». Потомок сего Пафнутия г. Пафнутьев, пересказавший это предание Архиепископу Евгению (жившему на покое в Донском монастыре), говорил также, что это обстоятельство значится в их родословной; мы справлялись, кому достались бумаги г. Пафнутьева, но могли лишь удостовериться в том, что действительно в 1860-х годах, жил близ Донскаго монастыря старец г-н Пафнутьев, заходивший иногда на беседу к Преосвященному Евгению, но вскоре после него умер, а остались ли у него наследники и где находятся его бумаги – неизвестно. А. Леонид.

40 В 1872 г. по причине ветхости стен, церковь сия разобрана и устроена вновь в два света, и освящена 23 декабря сего года. В верхней же части храма на хорах устроена в честь Успения и Вознесения на небо Пр. Богородицы.

41 Новая гостинница на углу между Александровскою и Переяславскою улицами, – каменное трех-этажное здание, построенное в 1863 г. В оной гостиннице устроено 76 нумеров. – Дом деревянный, двух-этажный, пожертвован в 1877 г. Ф. А. Румянцевым; здесь устроен начлежный приют для мужчин-богомольцев. Он находится близь воксала жел. дороги, у церкви Вознесения Господня. – Еще двух-этажный деревянный дом на Переяславской улице, купленный на капитал, пожертвованный в 1877 г. О. П. Тюляевым; тут помещалось отделение госпиталя для раненых воинов в период восточной войны 1877–1878 г.

42 Против северной стены Лавры, на средине, в овраге, над прекрасным родником воды, открытым в 1863 г. каменное здание для колодезя и паровой машины, со службами.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.