<Примечания к главе 2>

1 В житии Пр. Сергия, по сокращению Пахомия, сказано: «Некто от Смоленска Архимандрит, именем Симон, прииде к Преподобному, и многа имения принесе с собою и дает в руце святому, во еже большу церковь воздвигнути, еже и бысть. Елма же разсуднейший пастырь и премудрейший в добродетелех муж, монастырь больший воздвиг, келлии четверообразно сотворити повеле, – посреде их церковь во имя Живоначальныя Троицы отвсюду видима, яко зерцало, – трапезу же и ина, елика на потребу братиям».

2 Аврамий Палицын место сего источника определяет близ бывшаго Подольнаго монастыря, следственно это есть находящийся близ Пятницкой Церкви кладезь Сергиев, украшенный ныне каменным зданием. Но в одном и притом древнейшем из списков жития Пр. Сергия, по сокращению Пахомия, источник сей назван рекою. Там сказано: «бяше чаща и дубравы, идеже ныне честный монастырь есть. Тогда убо река течаше, яже есть и доныне, иже от Клементьева не вельми близь монастыря течет. Другая же река, яже ныне под монастырем течет, на том же месте от искона река не бяше. Темже и труд приимаху братия, отдалека воду приносяще на потребу монастырскую». И далее: «обрет св. Сергие в едином рову воду от наводнения, над ним же став молитву творяше, и воду освящь и преклонь колена начат молитву сице: Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа – даждь нам воду на месте сем». И сия рекшу святому, абие внезапу вода явися велия, яже и доныне нами зрима есть, отнеле же и почерпаем воду на всяку потребу, благодаряще Бога, даровавшаго нам таковую благодать. – Прозвашеся же река таа «Сергиева река» даже до десяти или двадцати лет». – Подробнее см. Житие и Подвиги Пр. Сергия изд. 1885 г., стр. 220, прим. 75.

3 См. ниже о библиотеке, подпись на рукоп. Лествице 6920 (1412) года (Церковь освящена 1412 г. сентября 25 дня).

4 Истор. Госуд. Росс. т. 6. пр. 628 под 1476.

5 Описание рукописей Троице-Сергиевой Лавры. М. 1879 г. № 647.

6 Сборн. под № 1 гр. 273.

7 Там же грам. 288, и Никонова лет. ч. 7, стр. 45.

8 Там же гр. 292.

9 Там же гр. 103 и 310.

10 Троицк. летоп. в Синод. библиотеке, изданная в 1865 г. А.Ф. Бычковым.

11 Там же.

12 Летоп., взятая из Троице-Сергиева монастыря в 1703 г. и находившаяся впоследствии в Синод. Типографии (изданная в 1865 г. А. Ф. Бычковым); на сию летоп. ссылается и составитель прежняго описания Лавры. Об упразднении придела см. дело Учрежден. Собора Лавры 1774 г. № 12.

13 Об освящении Успенскаго Собора, см. краткое опис. Свято-Троиц. Сергиевы Лавры. Об освящении придела Николаевскаго – Сказание об осаде Троицкой Лавры, Аврамия Палицына.

14 О церкви Соловецких чудотворцев сведение заимствуется в кратком описании Свято-Троицк. Сергиевы Лавры из той же летоп., о которой сказано выше стр. 8 в пр. 3.

15 В сем числе считаются и наугольныя башни.

16 Где мылись свитки.

17 Каличьи ворота получили свое название вероятно от того, что в них была проходная калитка, которою ходили на конюшенный двор.

18 В сие время еще деревянныя. В описи монастырской оне называются хоромами, без всякаго объяснения, каменныя ли оне или деревянныя. Но при хоромах Царицы прямо упоминается «сени каменныя». Во Вкладной книге монастырской под 1620 год. записано, что одна помещица Григорьева дала в монастырь из своих вотчин в Переяславском уезде «на Государевы хоромы краснаго лесу высечь 1000 бревен, да на брусье 300 бревен». В монастыре оценен сей вклад за 50 руб.

19 Последний колодезь 1672 г. июня 23, во время всенощнаго бдения, со всем навесом провалился, как записано в одной из ркп. Академической библ.

20 Этим объясняются слова Аврамия Пал. в сказании об осаде Лавры стр. 109 и 138 о страже во время осады.

21 Первые часы в Лавре упоминаются в 1556 г.

22 О новоявленных чудесах Пр. Сергия, соч. Келаря Симона. Чудо 25.

23 Заимствовано из рукописнаго сказания о некоторых чудесах над гробом Пр. Максима, составленнаго в 1678 году.

24 И о сих упоминается в новоявленных чудесах Пр. Сергия, только по особенным случаям. Кроме того из вышеприведенной описи не видно, чтобы во время ея составления существовала круглая наугольная башня между южною и западною стенами.

25 Сб. грам. под № 4 гр. 8.

26 В Архиве Лаврском сохранилась Патриаршая грамота с разрешением построить новый престол в церкви Михаила Малеина, находившейся при трапезе, потому что прежний поколебался, от 1676 г.

27 Патриаршая грам. в Лавр. Архиве.

28 Надпись сия напечат. в 16 ч. Древней Вивлиоф. 2 издан. стр. 313.

29 Обе грамоты в Лаврском Архиве.

30 В Лаврском Архиве, Духов. грам. № 45.

31 Надпись сия напечатана в 16 части Др. Вивл. стр. 315.

32 Во Вкладной книге записан приказ Архимандрита от 10 августа 1731 г. собирать вклады, прилагаемые к сему образу на строение церкви.

33 Пожертвования записаны во вкладную книгу. Надпись напечатана в 16 ч. Древ. Вивлиоф. стр. 316.

34 О начале всех сих зданий, относящихся к первой половине XVIII ст. в кратком описании Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, второй раз напеч. 1782 г.

35 Записка хранится в старом Архиве Лавры.

36 Сведения о сих переменах в зданиях заимствованы из того же описания Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, изданнаго 1782 г.



Оглавление

Богослужения

25 апреля 2024 г. (12 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.