<Примечания к главе 11>

1 Справедливость требует заметить, что в записи, на которую ссылается почтенный автор, должно разуметь не сына В. К. Иоанна Калиты Андрея Иоанновича (†1353), а сына Князя Владимира храбраго Андрея Владимировича (†1425) погребеннаго (по летописям) в Троицкой Лавре. Прим. А. Леонида.

2 Напечат. в «Акт. Арх. Эксп. т. 1 стр. – 3, хотя и против сей граматы могут быть сделаны некоторыя возражения, напр. 1) что в грамате Пр. Сергий при жизни называется святым (но сие могло быть прибавлено в списке и не быть в подлиннике), – 2) что грамата дана на все владения без исчисления.

3 Приведенныя почтенным автором «Описания Лавры» данныя того положения, что обитель Сергиева владела населенными землями еще при жизни своего основателя, очевидно нельзя почесть достаточными, но вместе с сим следует заметить, что если при Пр. Сергие основанная им обитель еще и не владела населенными вотчинами, то это случилось единственно потому, что кругом ея была тогда та девственная пустыня, которую после него вскоре исказили, по меткому замечанию списателя жизни Пр. Сергия, ученика его Епифания, разные насельники. – Но раз уже образовались вокруг пустынной обители поселы, то они должны были вскоре и обратиться в монастырския вотчины, столько же по воле В. Князя, сколько и по просьбе преемника Сергиева, Пр. Никона. Владение образовавшимися поселами было в то время единственным средством, как для содержания умножившейся братии, так и для ограждения самой обители от произвола соседних поселян, которые не принадлежа монастырю, а другим владельцам, служили б для нея источником не благосостояния, а беспокойства и разорения. Во всяком случае ясно, что запрета на приобретение населенных вотчин со стороны св. основателя обители, Пр. Сергия, не было, иначе воля его была бы законом для его блаженнаго ученика и непосредственнаго преемника, им самим избранного. Более чем вероятно, что и во времена Преп. Сергия была в монастыре грамата Радонежскаго Князя на земли, занимаемыя монастырем, но утратилась во время перваго разорения обители в 1408 году. Прим. А. Леонида.

4 В 1357 г. «велика была истома Князем Русским» от посла татарскаго Кошана. Ист. Г. Р. т. IV пр. 384. В 1364 году был мор повсюду.Т. V пр. 5. В 1368 году Москва претерпела опустошение от Олгерда, пр. 15. В 1382 г. земля Русская опустошена Мамаем, в 1384 г. Тахтамышем. В последнем же году была великая дань, тяжкая по всему княжению великому, – всякому без отдатка (уступки). Прим. 103.

5 В игуменство Преп. Никона отчинныя владения Троицкой обители значительно распространились, не только посредством вкладов от великих и удельных Князей и других, но частию и посредством приобретения за деньги, впрочем конечно не по корыстным, а по благотворительным видам монастыря. Примером и доказательством сего служить могут следующия граматы, любопытныя по обстоятельствам, в них заключающимся и вообще как первые дошедшие до нас акты владений Лавры, именно: 1) «Се аз Иван Сватко. Што есми был виноват своему Господину Игумену Никону десятью рубли, и аз за ту десять рублев дал свою пустошь Столбцевскую, да Митлинскую пустошь, да Ивакинскую, и с лесом, и что к ним потягло. А случится ми смерть, и поминати мою душу. А в данной послуси: Василий Борисовичь, сын его Иван да Мандар. А грамату есми дал без печати»; 2-я) «Се аз Афанасий Елизарьевичь дал есми землю Гбаловское селище, с лесом и с луги, да старую мельницу, доколе вода поймет, в монастырь Святыя Троицы Игумену Никону с братьею или кто по нем другой Игумен будет. А отвод земли: от Княжей земли от реки от Консеры в Торгощу по огороду, а от Федоровы земли, от реки от Консеры в Торгощу по Федорову землю по полю вражком. А в данной послуси Иван Кузмин, брат его Григорий, брат его Софрон да дети мои: Михайло, Константин, Василий и Фауст Петров. А на сей стороне, на старом дворище, где мельник жил, дал есми двор поставити, избу да клеть, да огородец капусник».

6 В рукоп. житии Преп. Серапиона сказано: Серапион разумне и добре разчини, лучшая к лучшим смотря, обою пользующая (т. е. выгодное для той и другой стороны; – но что именно? неизвестно).

7 В 1500 г. по духовному завещанию Григория Тургенева дано село Спасское в Дорошеве см. Вотчинныя книги, Рознь, грам. 4; в 1501 г. дана жалованная грамата на села Передол и Почап в Малоярославском уезде, данныя Киевскою Кн. Анастасиею. Там же: Малый Ярославец.

8 Грамата В. Князя Иоанна Васильевича к Глушицкому Игумену Феодосию 1535 г., напеч. в Истор. Росс. Иерархии ч. III, стр. 712–714. «Впредь бы без нашего ведома однолично не купили и в заклад и в закуп и по душе не имали ни у кого».

9 101 гл. Стоглава, напеч. в акт. Арх. Эксп. по рукоп. Троицк. Лавры Т. I. стр. 218.

10 Вскоре после утверждения новаго порядка Царь Иоанн Васильевич дал дозволение принять село Раменки в Бежецком верху, данное Андреем Полиевктовым, окт. 20, 1551 г. жалов. грам. № 311, село Мамоново, данное несчастным Иваном Кубенским, Афанасьевское – Князем Алабышевым, и другия села и деревни, 1555 г. № 316. Село Дубровы и Саванчаково, данныя Киселевым в 1551 году, № 319; в 1566 году сам предписал отобрать в монастырь село Флоровское, следовавшее в обитель по условию, № 454. Кроме того самим же Царем приписаны вотчины и земли к монастырям, вновь основанным в Казани и Свияжске и подчиненным Лавре, грам. 331 и 333.

11 Собр. Госуд. Грам. Т. I. стр. 1, стр. 583; в Акт. Арх. Экспед. Т. I, стр. 372.

12 Истор. Госуд. Росс. Т. X. стр. 208.

13 Жалов. грам. № 360, 398.

14 Сб. жалов. гр. под № 4, гл. 20. Наказ Холмогорскому воеводе Пушкину о невзимании никаких пошлин с волостей, пожалованных Троиц. монастырю во время боярскаго управления в 7120 г. (1612) Никольскаго монастыря.

15 Сборн. жалов. грам. под № 4, гр. 574, 575. Одна из таких гр. напечатана в сборнике Муханова стр. 208.

16 Грам. 504.

17 Сие дозволение оставалось до времен Петра I, как видно из указа его в Собр. Законов Российской Империи.

18 По Галичу грам. 1.

19 По Алатырю грам. 12.

20 По Алатырю ж грам. 14.

21 Рукоп. о новоявл. чудесах Пр. Сергия. Гл. 15.

22 Сборн. грам. под № 4, грам. № 48. (Напечатано в Чтениях Общества Ист. и др. Рос. 1858 г. кн. 2).

23 По изследованиям А. Д. Черткова, напечатанным в Трудах Общ. Истор. и древн. Росс. Т. 7, стр.1–57, видно, что законный вес монеты со времени В. Князя Василья Дмитриевича до Царя Михаила Феодоровича был 12 и 11 гранов в деньге, или, что тоже, только от двух рублей шести гривен до трех руб. в гривенке, т. е. полуфунте.

24 В Истории Росс. Иерар. находится три показания о числе крестьян Троицкой Лавры между собою несходныя. В общей табели (сочиненной в 1762 г. ч. 2, стр. LХХХI) за Лаврою с 14 приписными монастырями показано 105,961 душа; в описании Троицкой Лавры (там же, стр. 98), 106, 068 д.; в ведомости о кафедрах и монастырях, составленной в 1744 году (часть 6, стр. 109), 106, 508 душ. Ведомость 1752 г. находится в делах стар. архива Лавры.

25 В грамате половине XVIII в., изданной в «Чтениях» (1865 г. кн. 4, стр. 153–162), кроме 20 выше означенных городов, Троицкие дворы и дворовыя места имелись еще в следующих 25 городах: в С.-Петербурге, Алатыре, Старице, Астрахани, Арзамасе, Варзуг, у Соли Камской, Тетюшах, Казани, Муроме, Торжке, Новгороде, Пскове, Холмогорах, Коломне, Короткояке, Ельце, Калуге, Верее, Бежецке, Галиче, Вологде, на Двине, Юрьеве Польском, Уфе. В сборнике актов монастырских 1642 г. № 532 по Чердыни гр. 33, значится данная 1613 г. на дворовое место в Хлынове (Вятке); Троицкое подворье упоминается в Шуе, в описании сего города Борисовским. Несомненно, Троицкие дворы были и в других городах, но вероятно, не внесены в грамату XVIII ст. за утратой подлинных актов. Почти во всех вышеупомянутых городах было по нескольку дворов, напр. в Москве 16, в С.-Петербурге 4, в Новгороде 6. А. Л–д.

26 Полное собрание законов Российской Империи. Материалы для статистики Москвы. 1841 г. Часть 1, стр. 56.

27 Данныя по Москве гр. 1 и 2. жалов. 1540 г. гр. 271 и 1616 гр. 576. Из грам. 317 в 1556 г. видно, что к подворью принадлежала не только левая сторона переулка, но и на правой до 40 саж. При очищении Ильинской площади, вследствие указов 1775 г. июля, и 1786 г. марта 7, в помещении сего подворья произошли некоторыя перемены. Матер. для статистики Москвы, стр. 119–121.

28 Данныя по Москве грам. 9 и 139.

29 Сбор. № 1, жал. грам. 4. До 1481 г. с сих варниц шло В. Князю по рублю с каждой и по 10 пуд соли за варю. Но в сем году Вел. Князь Иван Васильевич «дань и соль оброчную отдал братие в хлебы». Грам. 434.

30 Едва ли еще не при жизни Преп. Сергия; ибо одна из данных грамат надписывается так: «Сей аз Семен Федоровичь дал есми Св. Троице, старцу Сергию и Игумену Никону». При Игумене Савве прикуплено к сей варнице еще несколько. По Солигаличу гр. 10, 11, 12 и 23; за осьмину варницы плачено 300 бел

31 Жалов. гр. 402 дана 1602 г. и 422 дана 1614 г.

32 Данная по Костроме гр. 49 и в сбор. гр. под 1 жалов. гр. 137.

33 Жалован. грам. 330.

34 Жалован. грам. 268, 301 и 391.

35 Данная по Тотьме гр. 1.

36 В Тарханной грам. 1606 г. № 405 варница на Луде упоминается уже запустевшею.

37 Жал. грам. 534.

38 Жал. грам. 336, 405 и 494.

39 Сборн. № 4, грам. 15 и 16.

40 Сборн. № 1, грам. 3.

41 Грам. 65, 329.

42 Вотчинная кн. по Стародубу, грам. 5.

43 Сборник грам. 29.

44 Сборник грам. 72.

45 Сборн. грам. 270.

46 Грам. 338.

47 Грам. 449.

48 Грам. 489.

49 Грам. 530.

50 Опись Троицкаго Сергиева монастыря в 1642 г.

51 Грам. 406.

52 Грам. 466.

53 Грам. 39 и 62.

54 Грам. 170.

55 Грам. 412.

56 Она напечатана в Акт. Арх. Экспед. Т. 1, стр. 3–4, но в списках ея есть некоторыя отмены против напечатаннаго.

57 Сия грамота не отыскана. Но о ней говорится в прошении Архимандрита Ионы Старицкому Князю Владимиру Андреевичу 1560 г. об утверждении общей тарханной граматы на монастырския вотчины в его княжестве. В прошении сказано: «есть у них (т. е. в монастыре) жалованная грамата одна Царя и Вел. Князя Ивана Васильевича всея России, на всю их монастырскую вотчину – на села и на деревни, и на слободы, и на дворы, у солей на варницы, – от всяких Царских податей... подпись на грамате : лета 7059 маия в 17 день Царь и Вел. Князь Иван Васильевичь всея России тое у них граматы слушал и рушити ее не велел никому ни чем, опричь ямских денег, и посошныя службы, и тамги, то де им давати. Сбор. грам. № 1. грам. 113. Грамата сия напечатана в Акт. Арх. Экспед. Т. I, стр. 310, только в показании года – царской граматы есть ошибка; вместо 7059 г. (1551 г.) напечатано 7050 (1542 г.), чего не может быть, кроме других причин, и потому, что в 1542 г. Иоанн Васильевич не был еще Царем.

58 Собор. № 1 грам. 336, 405. Напечат. в Истор. Росс. Иерархии., ч. 2, стр. 151, 473 и 494. Помещена в Полном собрании законов Российской Импер. с утверждением Царя Алексия Михайловича Т. I.

59 Такия граматы, называемыя губными, напечатаны в Акт. Арх. Эксп. Т. 1. стр. 170–174 и 391–398.

60 Впрочем из грам. 28 фев. 1605 г. на имя Дмитровскаго губнаго старосты Сафонова видно, что не смотря на сие освобождение, и Церковная дань и вечныя пошлины с священников монастырских сел собирались и отсылались в Патриаршую казну, по грамате самого Патриарха. По Дмитрову грам. 7.

61 Вотчинная книга по Москов. уез. гр. 226.

62 Сбор. грам. № 1. грам. 573 о сошном письме. см.: Истор. Госуд. Российскаго Т. IX прим. 816.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.