Речь по случаю совершившагося пятидесятилетия Московской Духовной Академии

CDXCII.

67. Речь
по случаю совершившагося пятидесятилетия
Московской Духовной Академии.

(Произнесена 1-го октября; напечатана в кн.
«Празднование пятидесятилетия Московской Духовной Академии» 1864 г.)

<1864 год>

Если вы, любители божественной, духовной, церковной мудрости, конечно не без благословения свыше, достигнув предела некраткаго поприща времени, взыскуете благословения на дальнейшее поприще вашей деятельности: то преклоните ваши умы и сердца пред владычествующим здесь обетованным благословением пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и, при ея покровительстве, пред благословением преподобнаго отца нашего Сергия.

Святый Апостол, под покровом примера, показал нам закон действенно простираемых благословений и преподаваемых духовных помощей, когда сказал о Христе Спасителе нашем: в нем же пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр. II. 18). Как Сам Он претерпел быв искушаем: то может и искушаемым помочь.

И без собственнаго искушения, или испытания, Христос Бог не всемогущ ли, чтобы мог помогать искушаемым, или испытуемым? Не всепремудр ли, чтобы изобретать верныя и неистощимыя средства для сей помощи? Не всеблаг ли Он и не безмерно ли сильнее в Нем желание подать помощь искушаемым, нежели в них желание принять ее? Почему же истолкователь тайн Его поставляет помощь Его искушаемым как бы в некую зависимость от Его собственнаго искушения? Потому, что заслугою собственнаго искушения, понесеннаго ради блага человеков, Он приобрел особенное право подавать искушаемым помощь даже при недостоинстве их. – Потому, что подвигами собственнаго искушения Он, так сказать, вошел в область искушений, в ближайшее общение с труждающимися в ней и тем безпрепятственнее может простирать на них благотворное и спасительное влияние.

Христос есть образ для христиан и по преимуществу для освящаемых и святых.

И так вот закон для них: кто на пути духовной жизни с крепкою и чистою верою перенес искушение, совершил подвиг, неослабно выдержал духовное испытание; тот конечно, получил для сего благодатную помощь и силу, по слову Господню: без Мене не можете творити ничесоже (Иоан. XV. 5), и в награду за верность в подвиге, по щедротам Божиим, данная ему помощь и сила в нем утверждается, как благодатный дар, которым он может, явно или сокровенно, простирать благотворное влияние, благословение, помощь на проходящих искушение, подвиг, и на требующих помощи.

Соответственно сему закону, преподобный отец наш Сергий искусился и совершился в добродетелях общехристианских, и имеет дар собирать окрест себя тысячи и мириады христиан всякаго чина, звания и состояния, привлекая их не иным чем, как тем, что они на себе испытывают его благодатную помощь в своих искушениях, испытаниях, подвигах жизни в мире и жизни духовной. Искусился и совершился особенно в подвигах жизни монашеской: и приял дар быть отцем и праотцем духовнаго рода их, хотя, может быть, в сие время уже не так крепкаго, как были ближайшия чада его, впрочем, и ныне явленными знаменательными и живыми опытами дознающаго благодатное здесь своего родоначальника присутствие, действование, руководство, помощь, охранение.

Скажем ли вам, привитающие здесь, любители Божественной, духовной, церковной мудрости, что преподобный Сергий и для вас имеет дар Божий, и на вас простирает сокровенно действенное благословение? – Не обинуясь, должны мы сие сказать.

Вспомните, как первоначально пришел он сюда, стал на сем маковце, или темени горы, в темном лесу, и, возведши ум и сердце на небо, сказал: Пресвятая Троице! Да будет на сем месте храм во имя Твое, в Твою ежедневную и вековую и вечную славу! Не видим ли какое пребывающее, какое обширное исполнение даровано сей мысли Праведника; как действительно прославляется здесь имя Пресвятыя Троицы народом, царями, веками? Не есть ли это знамение особеннаго благословения Божия? А в сем благословении не явно ли знамение того, что оно приобретено не простою мыслию, но крепким подвигом веры, высоким богомудрием, светлым созерцанием?

И если надобно указать на видимое знамение того, что искусный в богомудрии Сергий простирает благословение на ищущих здесь богомудрия: указываем на то, что и прежде вашего пятидесятилетия, здесь под его покровом, возжглись светильники, стоявшие потом на высоких свещниках церкви, например: Платон, Амвросий, Августин; и ваше пятидесятилетие принесло церкви двадцать шесть епископов, – жатва, какая едва ли найдется где-либо на подобном не широком поле.

Итак повторяю, преклоним наши умы и сердца пред обетованным здесь благословением Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и преподобнаго отца нашего Сергия. Принесем пред ним наше смиренное желание благословения; и да приимут, и да вознесут о нас недостойных свои молитвы к верховному Источнику благословений, – да и на грядущее время подается нам новое благословение и благодатная помощь, не по нашей немощной вере, но по благопотребности для служения вере и церкви, особенно тогда, как духовные подвиги оскудевают, искушения умножаются, духовныя испытания слабо выдерживаются, добродетель погрязает в страстях и суете мирской, среди христианства мудрость объюродевает язычески, враги воинствующей церкви безпрепятственно изощряют против нея и старыя и новоизобретаемыя оружия.

Братия! Нам предлежит не почивать на победах мучеников и на подвигах древних отцев, но подвизаться с напряженною ревностию в охранении веры и православной церкви с готовностию к самопожертвованию за истину Христову, если действительно желаем умудриться во спасение себе и другим.

Благословен Христос, Сый Бог и Божия ипостасная Премудрость! Буди и пребуди Его просвещающее благословение на ищущих просвещения премудростию Его!



Оглавление

Богослужения

8 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138–161). Сщмч. Сергия Стрельникова пресвитера (1937).
17:00  Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.