Беседа в Пяток Пасхи и в день рождения Благочестивейшаго Государя Императора Александра Николаевича

CDXLVII.

358. Беседа
в пяток Пасхи и в день рождения
Благочестивейшаго Государя Императора
Александра Николаевича.

(Говорена в Усп. Соборе апреля 17-го; напечатана
в Твор.  Св. Отц. 1859 г. и в собр. 1861 г.)

<1859 год>

И приступль Иисус, рече им глаголя:
дадеся Ми всяка власть на небеси, и
на земли
(Матф. XXVIII. 18).

Господь наш Иисус Христос, по воскресении Своем из мертвых, Своим ближайшим ученикам, и другим верующим в Него, многократно являлся в продолжении четыредесяти дней, до Своего вознесения на небо. Первыя Его явления имели целию дать полное удостоверение о том, что Он действительно воскрес из мертвых. В других последующих явлениях Он глаголал яже о царствии Божии (Деян. I. 3), преподавал высшия познания истин и таинств веры и устроял Свою Церковь. Евангелист Матфей в конце своего евангелия описал одно из сих явлений, имеющее особенную знаменательность, как можно усмотреть, между прочим, из того, что в других явлениях Господь открывал Себя одному или многим, без предварения, как внезапный посетитель или спутник, а о сем явлении предварил учеников Своих, и назначил для него место. Да идут в Галилею, и ту Мя видят (Матф. XXVIII. 10).

Евангелист не определяет времени сего явления: но, без сомнения, оно последовало уже тогда, когда предшествовавшими явлениями по крайней мере в ближайших учениках Его достаточно была утверждена и освобождена от сомнений вера в совершившееся воскресение Господа.

Хотя Евангелист только на одинадцать Апостолов указывает, как на очевидцев сего явления Господа: однако вероятно, что в сем участвовали и многие другие. Вероятно1, к сему клонилось и раннее о сем явлении предварение, и назначение места в Галилее, где Христос Спаситель много проповедывал прежде страдания Своего, и где тогда много было уверовавших в Него; и, конечно, из сих-то овии усумнешася, не быв приготовлены видением предшествовавших явлений Воскресшаго, как приготовлены были Апостолы2.

Господь Иисус начал Свою евангельскую проповедь возвещением, что приближися царство небесное (Матф. IV. 17): и при конце Своего земнаго поприща уже самою короткою мерою определял сию близость: не имам ясти, – не имам пити, – дондеже царствие Божие приидет (Лук. XXII. 16. 18). Но ученики Его еще не довольно понимали царствие небесное; они еще не освободились от иудейской мысли о земном царстве Мессии. С воскресением Господа настало время, поелику открылась удобность, дать им ясное, опытное понятие о царствии небесном, показать им оное в самом действии. Для сего воскресший Господь является собранным по предварительному повелению Его в Галилею ученикам, и провозглашает Свое воцарение в том царстве, котораго приближение предсказывал3: приступль Иисус, рече им, глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Теперь видите: царь предвозвещеннаго4 царства есть воскресший Христос; Его царство есть небесное, потому что Его воскресшая жизнь очевидно есть уже не земная, а небесная и пренебесная, и такова же Его деятельность; но царство Его не ограничивается небом, а простирается и на всю землю, для того в особенности, чтобы верующих в Него человеков из земной несовершенной, смертной жизни, посредством благодатнаго возрождения, возводить в жизнь небесную, совершенную, безсмертную, в блаженство царства небеснаго.

Но слово Господа нашего воскресшаго, разрешая вопрос: что такое царство небесное, котораго приближение Он предсказывал, в то же время пораждает другой вопрос: каким образом не прежде, как по воскресении, дана ему всякая власть на небеси и на земли, когда Он имел сию власть от вечности, яко единородный Сын Божий, Которым создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли (Кол. I. 16), и Который носит всяческая глаголом силы Своея (Евр. I. 3)?

Для разрешения сего вопроса надлежит различить состояние Сына Божия до Его воплощения от состояния Его по воплощении, состояние его, как Бога, и состояние Его, как Богочеловека. По первому состоянию, как Бог, Он имеет всегдашнюю неограниченную власть над всем, что им создано, и провидением Его хранимо и управляемо. Во втором состоянии Он, вступая в земную жизнь, Себе умалил, зрак раба приим (Фил. II. 7); и тогда слава Божества Его была сокрыта; Его человечество только еще готовилось к прославлению. Принеся себя, по человечеству, за повинное пред Богом наше всеродное человечество, в очистительную жертву правосудию5 Бога отца, Он приобрел в воскресении Своем прославление Своему человечеству и вместе надежду прославления нашему всеродному человечеству. Туда, где от века пребывал Он, и пребывает, как Бог, теперь возшел, как Богочеловек, – превыше всех небес; и, как воспевает Церковь, Ангели дивятся, человека зряще превыше себе (Стихир. на вознес. Госп.).

До крестной смерти и воскресения Христа Спасителя, для человека, грехом и осуждением греха изринутаго из рая, рай и небо заключены были вечным правосудием, и не видно было власти, их отверзающей; врата ада за нисходящими в него грешниками были заключены, и не видно было власти, их отверзающей. Воскресший Христос есть святый и истинный, имеяй ключь Давидов, – крест, отверзаяй, и никтоже затворит (Апок. III. 7). Ему дадеся власть отверзать ад, и изводить древле осужденных, отверзать небо, и вводить помилованных.

Власть, которая дадеся воскресшему Христу Богочеловеку на земли, есть таже, действующая здесь начинательно, которая действует совершительно на небеси. Здесь Он вводит верующих из царства поврежденной природы в царство благодати, чадам ветхаго Адама дает область чадом Божиим быти (Иоан. I. 12): там из царства благодати, возводит их в царство славы.

Наконец в провозглашении царской власти воскресшаго Христа да не будет оставлено без особеннаго внимания открываемое пространство сей власти: всяка власть на небеси и на земли. В каких разнообразных6 видах является всякая власть Его на небеси, это недоступно нашему созерцанию. Помыслим о ближайшей к нам всякой власти Его на земли. Если Он имеет всякую власть: то нет здесь никакой власти и силы, которая не была бы подчинена Его власти. Простирая власть благодати на каждую душу верующую и на все царство веры, на созданную Им Церковь, Он также простирает власть Своей премудрости, благости и правды и на видимую жизнь человека личную и общественную, и на все царство природы. Под властию Его премудрости и благости животворно солнце светит, ветер дышет, облака дождят, вода орошает и поит, земля износит благопотребныя человеку прозябения. Под властию Его премудрости и благости раждается человек, возникает семейство, возрастает, укрепляется и цветет народ, созидается, утверждается и возвышается царство. Под властию оскорбленной благости и правды Его, солнце опаляет, воздух дышет тлетворно, облак пускает смертоносныя стрелы молний, вода потопляет, земля отказывает человеку в дарах своих. Под властию оскорбленной благости и правды Его, невнимательный к сей власти человек лишается света и блуждает, семейство разстроивается, народ смущается7, царство колеблется. Кроткую для кротких, а для шатающихся языков, для людей поучающихся тщетным, для расторгающих узы Божественнаго закона, грозную власть дал Отец небесный единородному Сыну Своему, Царю Христу Своим предопределением: проси от Мене, и дам ти языки достояние Твое; – упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я (Пс. II. 1. 3. 8. 9).

Благоговей пред властию Царя Христа, сын царствия небеснаго, искомаго и чаемаго. Благоговей пред властию Царя Христа, сын царства земнаго. Благоговей пред Ним мыслию, сердцем, делом, жизнию. Вопрошай часто, чего хощет Он от тебя, и исполняй волю Его, работая Ему со страхом, и, исполнив, радуйся Ему с трепетом (2). Предпринимая дело, вопрошай, угодно ли оно Ему: и проси его благословения на то, что угодно Ему: и не колеблись отвергать то, что Ему не угодно. Приими сие наказание, то есть, наставление8, да не когда прогневается Господь (12).

Радостно и назидательно видеть ныне благочестивый народ, радующийся о Благочестивейшем Царе, и радость свою приносящий пред лице Царя царствующих, благодарящий его за рождение Царя, как за небесный дар, просящий долгоденствия и благоденствия Царю, как небеснаго дара. О, если бы так всегда и во всем! –

Почто иные самонадеянные умы, вышед из повиновения вседержавной премудрости Христовой, домогаются самопроизвольно и своемудренно господствовать9 над делами, и над законами, и над общенародным разумением? – Почто на страже правды и честности поставляют не высокий и10 сильный страх Божий, а малодушный и11 ничтожный страх мнения человеческаго? О, если бы никто в царстве земном не действовал в забвении о власти небесной! О, если бы, яко очи раб в руку господий своих, тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны! (Пс. CXXII. 2). Верен Владыка душ совершить12 спасение душ; верен Царь царствующих благословить намерения и подвиги Царя, и благоустроить и в благоустройстве сохранить13 царство. Аминь.



Оглавление

Богослужения

8 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138–161). Сщмч. Сергия Стрельникова пресвитера (1937).
17:00  Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.