Беседа по освящении храма Нерукотвореннаго Образа Господня, в Спасо-Влахернском общежитии

CDXLII.

353. Беседа
по освящении храма Нерукотвореннаго
Образа Господня, в Спасо-Влахернском общежитии.

(Говорена сентяб. 21-го; напечатана
в Твор. Св. Отц. 1858 г. и в собр. 1861 г.)

<1858 год>

В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых (Пс. LXVII. 27). Так учит и заповедует пророческое слово.

Ныне особенно благовременно нам с радостию исполнить сию заповедь. Благословим в сей церкви Бога Господа, почерпая благословение из источников Израилевых, – из того же пророческаго слова.

Дивен Бог во Святых Своих (ст. 36), то есть, во всех освящаемых, и во всем, освящаемом благодатию Его. Благословен Бог, благоволивый явить здесь ныне новый храм святыни Своея! Благословен Господь день дне, поспешивый нам Бог спасений наших (ст. 20), сподобивый нас быть участниками сего благодатнаго торжества!

Вслушались ли вы в предварительное возглашение, произнесенное пред входом в освящаемый храм, почерпнутое также от источник Израилевых, – из божественных Писаний: возмите врата князи ваша, – и внидет Царь славы (Псал. XXIII. 7)? Помышляете ли, веруете ли, что сие предвозвещение действительно исполнилось? И как сему не веровать? Если святые богомудрые отцы наши, основатели наших тайнодей ственных учреждений, взяли пророчество и поставили оное на все времена во врата всякаго освящаемаго храма: то конечно были уверены, что оно всегда будет так же истинно здесь, как было истинно в устах Пророка; конечно веровали, что благодать Божия с сим священным словом всегда соединять будет Божественное действие. И кто дерзнет усомниться в силе и действии того, что вера и мудрость духоносных отцев учредила для утверждения Церкви, по обетованию Господню, и вратами адовыми неодолимой (Матф. XVI. 18)?

Итак действительно вниде во храм сей Царь славы, Господь сил, Иисус Христос: и поелику храму освящение предуставлено не преходящее, а пребывающее, то Господь не только вниде в него, но и вселися. Таким образом и сему храму принадлежит то, что Господь обещал некогда древнему храму избраннаго народа: будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни (3 Цар. IX. 3).

Помыслим, братия, внимательно, где мы теперь, и что здесь над нами и с нами. Здесь присутствие Господа Иисуса Христа, Сына Божия, – невидимое присутствие Божества Его, и даже видимое присутствие Божественнаго Тела Его; и поелику Пресвятая Троица неразделима и не разлучна, то здесь и Бога Отца благословение, и Святаго Духа осенение, и в следствие сего Ангелов служение, стражей святыни храма, хранителей и назирателей входящих в него. Очи Господни отверзты, чтобы видеть наше благоговение: не скрыто же от них и наше неблагоговение. Сердце Господа Его любовию и милосердием отверзто для нашей веры, любви, молитвы.

Благо тем из нас, которые принесли во храм благоговейную и смиренную мысль, и сердце чистое, открытое к небу верою и любовию. От сердца Господа в них изливается здесь благодать, и мир, и свет, по благопотребности, озаряющий, или сокровенно исполняющий и питающий души их, так что они являются, по слову единаго от святых, облеченными оружием света (Римл. XIII. 12), отражающими приражающуюся тьму, зло и нечистоту.

Но сих даров, очевидно, не могут быть причастниками те, которые входят во храм без благоговения, пребывают в нем без внимания, которые приносят в него суетныя мысли, нечистыя желания, отягченную греховными делами совесть, вражду против ближних, и не приносят сердечнаго о грехах со крушения и покаяния. Горе нам, если мы таковы! Господь видит нас: и пречистыя очи Его отвращаются, и сердце Его заключается. Он хотел, и еще хощет, быть для нас щедрым Подателем даров: но соответственно тому, что мы представляем Ему в себе, Ему подобает явиться для нас грозным Судиею. Устрашимся суда Его; устыдимся милосердия Его: и если не приносим здесь пред Него добродетелей, угодных Ему; да не косним приносить Ему по крайней мере искреннее покаяние, котораго Он не отвергает, и о котором радость бывает не только здесь, но и на небесах.

Благоговению нашему в сем именно храме споспешествовать могут и некоторыя особенности, собственно ему принадлежащия.

Какою древностию, какими достопамятностями ознаменованныя хранит он в немалом числе святыя иконы! Восходя к началу их существования, мы встречаемся с назидательною мыслию о древних художниках, которые, трудясь над оными с постом, молитвою и священными песнопениями, своею чистотою и благоговением приготовляли оныя к благодатному освящению. Разсматривая судьбу сих икон, поколику она известна, в продолжении существования их, видим благочестие царственных и вельможных лиц, которыя приносили пред оными молитвы, – которыя возлагали на них украшения, благознаменательныя, если просто по усердию, и еще более достопамятныя, если в благодарность за полученныя по молитве пред ними благодеяния Провидения Божия, – которыя для присных и приближенных самым вожделенным даром почитали святую икону.

Какой собор святых увидели бы мы здесь, если бы могли видеть Святых, присущих сему храму, посредством частей святых мощей их, здесь сохраняемых!

Похвалим святолюбие, с необыкновенным тщанием собравшее здесь столько неоценимых святых сокровищ. Похвалим и то благоговейное разсуждение, которое признало, что для достойнаго хранения толикой святыни, надобно окружить оную сонмом также святолюбивых душ, по особенному призванию посвятивших себя благоговейной, целомудренной и молитвенной жизни.

Наконец до вас доходит слово, сестры благочестиваго общежития! С радостным благоговением должны вы пользоваться святынею, пребывающею среди вас. Помышляйте и памятуйте всегда, чего она от вас требует, и что вам дарует. Она требует от вас, чтобы вы достойно ея жительствовали; и с тем вместе дарует вам близкую благодатную помощь, для подвигов духовнаго жительства. С верою пользуйтесь даруемою помощию, дабы усердно и без пренемогания исполнять требуемое от вас. Храните послушание, мир, единодушие, смирение, терпение. Да, и терпение: потому что горькое, посылаемое от руки небеснаго Врача, более благоприятно здравию душевному, нежели сладкое, предлагаемое миром. Молитесь за уготовавших вам сие тихое пристанище от бурь и треволнений суетнаго мира.

Господь дает по сердцу (Псал. XIX. 5). Устрояйте средца ваши, елико можно, в обитель Ему, дабы устроение и сей видимой обители достигло совершения, котораго вы желаете, котораго и мы вам желаем, да будет и пребудет на вас и на обители сей благословение Отца и Сына и Святаго Духа, предстательством Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы. Аминь.



Оглавление

Богослужения

7 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444). Память V Вселенского Собора (553). Сщмч. Николая Удинцева пресвитера (1918); сщмч. Александра Сахарова пресвитера (1927); св. Ираиды Тихо́вой исп. (1967).
05:30 Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00 Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, ЛЕВ; иером. ФИЛАРЕТ, ВИКТОРИН, ВАДИМ, АРИСТАРХ, ЕМИЛИАН, МОИСЕЙ, СПИРИДОН, ПРОКЛ
Сергиевский Трапезный храм

06:30 Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.