Слово в день тезоименитства Благочестивейшия Государыни Императрицы Марии Александровны

CDXXXVII.

348. Беседа
в день тезоименитства Благочестивейшия
Государыни Императрицы Марии Александровны.

(Говорена в Успенском соборе июля 22;
напечатана в Твор. Св. От. 1858 г. и в собр. 1861 г.)

<1858 год>

В жизни святыя Марии Магдалины, которой памятию ознаменован нынешний день, есть необыкновенно светлая черта. В утро воскресения Христова она сподобилась видеть Господа воскресшаго, первая из учеников и учениц Его, и первая сделалась проповедницею для них воскресения Его, по непосредственному Его повелению. Воскрес Иисус заутра в первую субботу, явися прежде Марии Магдалини (Мар. XVI. 9). – Иди ко братии Моей, и рцы им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Иоан. XX. 17).

В сие время Мария в высшем степени достойна была даннаго ей в последствии времени Церковию наименования равноапостольной. Апостолы проповедали воскресение Христово миру; были Апостолами для мира: Магдалина проповедала воскресение Христово Апостолам: была Апостолом для Апостолов.

Когда видим человека, который достиг необыкновеннаго успеха в делах, высокаго благополучия в жизни: тогда не будет безполезным любопытством старание узнать путь, которым сие достигнуто. Не всякому дается достигнуть необыкновеннаго: по крайней мере путь, которым достигнуто совершенство равноапостольное, конечно способен вести к обыкновенному совершенству христианскому.

Как же достигла Мария первенства в видении Господа воскресшаго и в проповедании воскресения Его?

Бог есть Бог правды и порядка. Есть закон восхождения и приближения человека к Богу; есть закон снисхождения Бога к человеку, и благодатных явлений Христа Господа верующим в Него. Мы знаем сей закон, изшедший из уст Самаго Христа Спасителя пред самым отшествием Его на страдание и крестную смерть, как бы для предварения учеников Его, что сообразно с сим законом последует явление Его по воскресении Его: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам (Иоан. XIV. 21). Из сего закона следует, что кто преимущественно успевает и возвышается в деятельной любви ко Христу; тот преимущественно приближается к Нему, и делается преимущественно способным к созерцанию Его, и к принятию от Него благодатных откровений. Из сего должно заключать и собственно о равноапостольной Марии, что ея преимущественно возвышенная и деятельная любовь ко Христу Спасителю доставила ей преимущество, первой узреть Его по воскресении Его, и быть провозвестницею воскресения Его другим.

В самом деле, какая сила действовала в том, что когда страх от врагов Христовых, самих Апостолов, почти всех, заставил скрыться, тогда Мария Магдалина, препобеждая немощь своего пола, презирая опасность, предстояла распятому Господу до кончины Его, сопровождала пренесение тела Его от креста ко гробу, присутствовала при совершении погребения Его, потом в первые часы после субботняго дня, еще сущей тме (Иоан. XX. 1), поспешила на гроб, не обретши же тела Его, и возвестив о том Апостолам Петру и Иоанну, вновь устремилась ко гробу Господа, и, неуразумев еще воскресения Его, со слезами искала бездыханнаго тела Его? Какая сила могла все сие произвести, если не крепкая, яко смерть, любы (Песн. VIII. 6)? Ея крепкий подвиг на смертном поприще Господнем и награжден праведно ускоренным живоносным лицезрением Господа воскресшаго.

Любознательные могут заметить, что Апостолы Петр и Иоанн, так же, как и Мария, возлюбившие Господа крепкою любовию, были у гроба Его в одно время с Нею: почему же не всем трем, а по удалении двух, одной Марии Он явился? Что на сие скажем? – не дано нам испытывать всякую тайну душ верующих, и Божией благодати, действующей в них очистительно, испытательно, уготовительно и наконец совершительно. Однако, если будем внимательны, можем и в Петре и Иоанне усмотреть действие, в различных степенях, того же закона любви, которым определился жребий Марии. Можно думать, что любовь Петра была в сие время, хотя не в изнеможении, но в некоем невольном затмении тяжким сознанием трикратнаго отречения от Христа. Любовь Иоанна, которая только на минуту не была крепкою, яко смерть, во время бегства от Христа из Гефсиманскаго сада, но вскоре воспрянула, и неуклонно влекла его во след за страждущим Спасителем, не была стеснена в душе его; и свободнее нежели Петра, вела его ко гробу Господню: другий ученик тече скорее Петра (Иоан. XX. 4). Сим различным состояниям любви соответствовали различныя последствия. Петр вниде во гроб Господень; но еще не нашел в нем света воскресения, и вынес из него только удивление: отъиде, в себе дивяся бывшему (Лук. XXIV. 12). Иоанн также вошел во гроб, и обрел хотя не видимый, но действительный внутренний свет веры в воскресение Христово. Вниде и другий ученик, и виде, и верова (Иоан. XX. 8). Для Петра же нужно было, чтобы слово Марии: яко виде Господа воскресшаго, светлое сколько по своему предмету, столько же по решительной достоверности, разгнало мглу души его, и приготовило его незатменным светом веры и любви принять свет Божественнаго явления. И действительно после сего в тот же день воскресший Господь явился Симону (Лук. XXIV. 34).

Таким образом все примеры, теперь разсмотренные, свидетельствуют об одной общей истине, что по мере непорочности, чистоты, мира души, человек приближается к Богу; что по мере деятельной любви ко Христу человек делается способным к благодатному с Ним общению, к созерцанию Его внутреннему, а при благопотребности и к принятию особенных Его явлений и откровений.

Посему и учит, братия христиане, всех нас святый Апостол Павел: мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр. XII. 14). Сим изречением, во первых дает он разуметь, что узреть Господа, есть жребий, всем нам уготованный, котораго мы всемерно должны стараться достигнуть, и котораго недостигнуть было бы величайшее несчастие, какое может нам угрожать; во вторых, показывает и средства достигнуть сего вожделеннаго и блаженнаго жребия, которыя суть: мир со всеми и святыня. Это есть тоже учение, которое мы видели в изречении Христа Спасителя. Путь к святыне есть соблюдение заповедей Христовых; матерь мира есть любовь.

Не спросите ли: как насадить и возрастить в себе такую чистоту и возвышенную любовь ко Христу Господу, чтобы она могла достигнуть благодатнаго с ним общения? Для ответа на сие, вновь обращаюсь к примеру равноапостольныя Марии. Страдание от темных сил учило ее терпению и обращению от безсильной помощи человеческой ко всесильной помощи Христовой. Полученное от Христа исцеление родило в ней благодарность и любовь к Нему. Благодарность и любовь побудили ее оставить все, следовать за Ним, и посвятить себя на служение Ему, чем могла, от имений своих. Такое отречение от всего, такая из благодарности и любви благотворительная деятельность возрастили и укрепили любовь ея к Господу так, что ни Голгофское землетрясение не могло поколебать ея, ни мрак солнечнаго зетмения, и еще более глубокий мрак после угасшаго на кресте Солнца правды, не могли затмить оной.

Примечайте и учитесь. Пользуйтесь скорбными случаями, чтобы упражнять себя в терпении, чтобы со смирением и верою прибегать к помощи Божией. Часто помышляйте о благодеяниях Господа, чтобы питать в сердце благодарность и любовь к Нему. Пренебрегайте суету и прелесть мира, отвергайте пристрастие к земному, чтобы душа легче могла устремляться к небесному. С искренним усердием служите Богу и Христу делами благочестия и ближнему делами милосердия: в такой деятельности дух святыя любве – растет, укрепляется, возвышается, подобно семени на ниве земледельца, прозябающему и растущему, якоже не весть он, и достигает действеннаго благодатнаго общения с Духом Господним.

С радостию воспоминаю, что сказаннаго мною в сии минуты мы можем видеть живый образ в деяниях Благочестивейшаго Самодержца нашего и тезоименитыя ныне Благочестивейшия Супруги Его. Великолепно довершает Он, недовершенный четырмя предшественниками Его священный памятник в новой столице, и величественно торжествует освящение храма преподобнаго Исаакия. Он от дел царственных, и Она от занятий семейственных, находят время посещать отечественную святыню в неблизких от столицы местах. Творя безчисленныя милости меньшей и наименьшей братии Христовой в Своем царстве, Они простирают христиански благотворящую руку к святым местам земнаго жития и страдания Христова, и к разнонародным единоверцам, за пределами отечества нашего бедствующим в стеснении от жестокаго лжеверия. И Они, – венценосные Александр и Мария духом веры и любви предстоят живоносному гробу Твоему, распныйся, и погребыйся и воскресый нас ради, Господи! Призри на Них благодатию Твоею; явися Им щедротами Твоими; благоволи, да благо и мир царства Их смиренно послужит благу и миру Твоего духовнаго царствия. Аминь.



Оглавление

Богослужения

7 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444). Память V Вселенского Собора (553). Сщмч. Николая Удинцева пресвитера (1918); сщмч. Александра Сахарова пресвитера (1927); св. Ираиды Тихо́вой исп. (1967).
05:30 Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00 Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, ЛЕВ; иером. ФИЛАРЕТ, ВИКТОРИН, ВАДИМ, АРИСТАРХ, ЕМИЛИАН, МОИСЕЙ, СПИРИДОН, ПРОКЛ
Сергиевский Трапезный храм

06:30 Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.