Беседа в день обретения мощей Преподобнаго Сергия и тезоименитства Его Императорскаго Высочества Благовернаго Государя и Великаго Князя Сергия Александровича

CDXXXVI.

347. Беседа
в день обретения мощей преподобнаго Сергия
и Тезоименитства Его Императорскаго Высочества
Благовернаго Государя и Великаго Князя
Сергия Александровича.

(Говорена в Троицкой лавре июля 5; напечатана
в Твор. Св. От. 1858 г. и в собр. 1861 г.)

<1858 год>

Научитеся от Мене, яко кроток есмь
и смирен сердцем: и обрящете покой
душам вашим
(Матф. XI. 29).

Господь наш Иисус Христос призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, и обещает им успокоение. Обрящете покой душам вашим. Аз упокою вы.

Кто из нас не нуждается более или менее в покое души1? Одни обременены усильным по необходимости трудом; другие стеснены скудостию; иные огорчены и затруднены встречаемым недоброжелательством и несправедливостию; иные страждут от болезней; иные утруждены внутренним противоборством греху и чувством своей виновности пред Богом; иные сами себя лишают душевнаго2 покоя, и потом тщетно ищут его, предаваясь гневу, зависти, ненависти, корыстолюбию, честолюбию, ненасытимой алчности чувственных удовольствий.

К какому бы кто ни принадлежал роду лишенных покоя, всех призывает к Себе милосердый Господь; всем предлагает верное средство достигнуть покоя. Какое средство? – Научитеся, говорит, от Мене. Сделайтесь учениками Господа Иисуса; принимайте и исполняйте Его учение: и обрящете покой душам вашим. Господь присовокупляет, что Он кроток и смирен сердцем, частию ободряя и поощряя нас, чтобы мы не усомнились приступить к столь высокому Учителю, частию указуя на смирение, как на один из важных предметов учения, которое от Него должно принять, для обретения покоя душам.

Может быть, скажут: как можно нам прийдти ко Христу, и научиться от Него? Это возможно было Апостолам, которые более трех лет были при Нем неотлучно, и слушали Его учение; отчасти это возможно было и народу иудейскому, который часто окружал и сопровождал Его, и оставался при Нем иногда до трех дней непрерывно. Можем ли мы подобным образом приближиться к Нему, и внимать Ему? – Решаюсь утверждать, что можем. Изследывайте вместе со мною сию возможность.

Когда Христу Спасителю, по воскресении Его, надлежало оставить землю и вознестись на небо: тогда и человеческая предусмотрительность могла ожидать, кольми паче от всеведения Его не скрыто было, что разлучение с Ним Апостолов будет сопровождаться для них не только тяжкою скорбию, но и крайнею опасностию от врагов веры. Благости Его свойственно было предварительно утешить их, подкрепить, обнадежить. Как же Он сие исполнил? – Он сказал: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Матф. XXVIII. 20). Сие обещание не ограничивается одними Апостолами; оно простирается и до нас, и будущих после нас, потому что простирается до скончания века. Чтo, думаете, по сему обещанию даровал Господь ученикам Своим? Неужели одну мысль о Его присутствии? Было ли бы сие достаточно для утешения их, подкрепления, обнадежения? – Без сомнения, Он даровал им Свое присутствие в силе и действии; даровал возможность созерцать Его мысленно, сердечно, а при благопотребности и образно, принимать от Него сокровенныя внутренния3 внушения, а при благопотребности и слышать глас Его, утешающий, укрепляющий, наставляющий, как сие особенно ясно открывается в житии Апостола Павла.

В другом изречении Господь соединяет обещание присутствия Своего с условиями, при которых оно возможно. Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя, а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим; и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам; – и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Иоан. XIV. 21. 23). Видишь, христианин, ученик Христов, что Господь хощет явиться тебе; что ты можешь иметь Его твоим гостем, даже сообитателем, если только ты будешь исполнять Его заповеди, если возлюбишь Его. Исполни предлагаемое тебе условие: и приимешь исполнение обещания Его. Когда ты имеешь гостя: ты можешь беседовать с ним, благорасположенно и благонамеренно вопрошать его, и получать желаемые ответы. Следственно, когда Господь желает быть твоим гостем: то готовит тебе и то, чтобы ты свободно вопрошал Его о пути и средствах твоего мира и спасения, и получал от Него наставление и руководство. С тех пор, как Он сказал: приидите ко Мне; – научитеся от Мене; – Он ожидает, чтобы ты пришел, и поучался от Него.

На сие можете вновь возразить, что непосредственное приближение ко Христу и наставление от Него есть жребий учеников Его совершенных, душ облагодатствованных. Не спорю. Скажу однако, что путь к совершенству и для нас не есть недоведом; по крайней мере начало его не скрыто от нашей совести, вступление на него не заграждено ничем от нашего сердца и воли, кроме нашего невнимания к собственной душе. Сокровища благодати доступны всякому. Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам (Матф. VII. 7). Повторяю: сокровища благодати доступны всякому. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (8). В сем уверяет, сие обещает Сам богатый в милости, Владыка сокровищ благодати: Он, конечно, верен в Своем уверении; готов Свое обещание, данное всякому, исполнить для каждаго из нас, только для каждаго просящаго, ищущаго, толцающаго.

Чтo нужно тебе, для приближения ко Христу и действительнаго с Ним общения? – Нужна, по собственному Его изречению, любовь к Нему, которая заключается в соблюдении заповедей Его. А что нужно для соблюдения заповедей? – Нужна сила отвергнуть свою греховную волю, свои страсти, свои незаконныя вожделения, – нужна сила творить благоугодное Богу. Итак проси ея прилежною, неотступною молитвою: и, по обещанию Господню, дастся тебе. Тебе нужна истина, которая бы верно показала тебе путь заповедей, ведущий ко Христу, и охраняла тебя от распутий заблуждения, порока и самопрельщения. Итак ищи ее в слове Божием, в учении и примерных для нас деяниях Святых: и, по обещанию Господню, обрящешь. Тебе нужно окамененнаго земными пристрастиями сердца сокрушение, умягчение, оживление, отверзение, дабы с тобою могло совершиться то, чтo радостно исповедал о себе Богу один из праведных: путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое (Псал. CXVIII. 32). Итак с усилиием веры, благоговейными желаниями, смиренными воздыханиями толцы в двери милосердия Господня; – смиренным в молитве самоуглублением, призывая имя Господа Иисуса4, толцы в дверь собственнаго твоего сердца: и, по обещанию Господню, должно уповать, что по мере твоего тщания о своем очищении, по мере веры и любви твоей, отверзутся тебе двери милосердия Господня, и Господь снидет; отверзется дверь сердца твоего, и Господь внидет. Тогда можешь не гадательно, а опытно уразуметь, что значит внутренно поучаться от Христа, как удобно и приятно тещи путем заповедей Его, когда Он разширяет сердце наше, и как верно чрез Него и в Нем обретается покой душам.

Но слово изнемогает пред благодатным действом в душах истинно верующих и христолюбивых, которое, по Апостолу, есть тайна сокровенная, явленная святым, иже есть Христос в вас, упование славы (Кол. I. 26. 27). Я желал только в труждающихся и обремененных грехами, от нихже первый есмь аз, возбудить деятельное желание истиннаго покоя души, и хотя издали перстом указать на путь к оному.

Господи Иисусе Христе, истинный живот и покой наш! При предстательстве обретшаго в Тебе блаженный покой преподобнаго отца нашего Сергия, молим Тя, Сам невидимым влечением призови и привлецы нас к покою душ наших, обретаемому в вере и любви к Тебе, в умиротворенной благодатию Твоею совести, в уповании вечнаго блаженнаго покоя во царствии Твоем небесном, да славим Тя со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.



Оглавление

Богослужения

8 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138–161). Сщмч. Сергия Стрельникова пресвитера (1937).
17:00  Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.