Беседа при праздновании рождения Великаго Князя Сергия Александровича

CDXXV.

336. Беседа
при праздновании рождения
Великаго Князя Сергия Александровича.

(Говорена в Троицкой лавре мая 7-го;
напечатана в Тв. Св. От. 1857 г. и в собр. 1861 г.)

<1857 год>

Сынове твои, яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек бояйся Господа (Псал. CXXVII. 4. 5). Не знаем, смотрел ли на кого лично Боговдохновенный Псалмопевец, когда начертавал сей образ семейнаго счастия: но мы можем с радостию видеть сей мысленный образ оживленным в лице Венценоснаго Отца Семейства Царственнаго,1 в Великом Отце великаго семейства народа Русскаго. Четыре Сына окружают Его семейную трапезу; возрастают2 яко новосаждения масличная, и наипаче Первенец начинает уже рано являть и цвет наследованных высоких качеств. Ныне, с весною, возникает еще новосаждение, разширяющее сад Его, и обещающее, в след за предшествовавшими, возрасти, процвесть и приносить плоды сладкие и питательные для России.

Сие возрение на Царское Семейство не можем ли мы сопроводить и следующим указанием и воззванием Пророка: се тако благословится человек бояйся Господа? Можем, с особенным убеждением в истине. И всегда, как и ныне, Благочестивейший Государь наш с благоговейным чувством и благодарностию к Богу принимал раждающееся у Него Чадо, и призывал всех нас к благодарной вместе с Ним молитве. Но при рождении Великаго Князя Сергия Александровича особенным образом в Благочестивейшем Государе нашем и Благочестивейшей Супруге Его просияли черты душ, боящихся Господа, благоговейно преданных Его Провидению; и Бог, творящий волю боящихся Его, над сим рождением особенным образом сотворил знамение во благо. Радость отверзла сердце Царя; и открыла Его тайну. После священнаго Коронования и Помазания на Царство, Государь Император с Государынею Императрицею посетил сию обитель Преподобнаго Сергия. С глубоким утешением и умилением были мы свидетелями умиленной Их молитвы: но не знали тайны, которая с нею была соединена. Теперь мы ее знаем. Благочестивейшие, у гроба сего Молитвенника и Заступника России, с верою и упованием повергаясь пред нетленными Его останками, дали тайный обет, что если Бог дарует Им сына, то нарекут Его Сергием в память и благодарность сему великому Угоднику Божию. Что Бог, при предстательстве Преподобнаго Сергия, принял в Свое благоволение Их обет, сие Он явил тем, что, по устроению Провидения Его, последовало благополучное рождение, и, согласно с Их мыслию, рождение именно Сына, и таким образом оправдана Их вера и упование. И Благочестивейшие исполнили Свой обет, и явили Свое благодарение Богу и Угоднику Его, дав Высоконоворожденному имя Сергия. Се тако благословится человек бояйся Господа.

Чада веры! Возрадуемся о вере в Бога и Святых Его, сияющей нам с высоты Престола. Пользуйтесь сим светом, да возбуждается ваша вера, да воскриляется, да восходит со дерзновением к престолу благодати. Видите, что не в мертвых книгах лежат, но живут и ныне, и действуют за осмнадцать веков изреченныя слова Христовы: по вере вашей да будет вам (Матф. IX. 29); вся возможна верующему (Мар. IX. 23).

Други разума, не охотно покаряющагося вере! Не преграждайте вере пути к благодати Божией мудрованиями человеческими. Не убивайте в себе истины веры сомнением; не разсекайте ея изысканными и истязательными вопрошениями, холодным раздроблением мертвых понятий.3 В убитом и разсеченном теле нельзя найдти жизненной силы. Усматривайте живую силу веры в ея живом теле, – в жизни, в деяниях и опытах истинно верующих. Внимательному и безпристрастному искателю не трудно находить и усматривать ее, не только в священных писаниях, в истории Церкви, в житиях древних Святых, но и в ближайших к нам опытах нашего не очень богатаго верою времени. И когда усматриваете силу веры, действующую и приносящую необыкновенный плод: не закрывайтесь от света ея недоумениями, как это? почему это? не случайно ли это? Но старайтесь принять свет веры в сердце, и усвоить ея силу и действие. Если усвоите ее хотя так не много, чтобы сказать: верую Господи; помози моему неверию (Марк. IX. 24): благодать не отречется придти на помощь и совершить более, нежели просим и разумеем.

Об обетах некоторые говорят: можно ли сметь входить таким образом как бы в условия с Богом? – Конечно, это не удобно для тех, которые смотрят на обеты таким тяжелым, недоверчивым взором; но не так для верующих Божию снисхождению. Человек, ничтожный пред Богом, и особенно грешный, не мог бы существовать и минуты без Божия к нему снисхождения. Но Бог снисходит; мысль о снисхождении Божием одушевляет веру, вера дерзает, и в простоте пользуется снисхождением Божиим. Патриарх Иаков с одним жезлом идет в чуждую страну, и полагает обет: аще будет Господь Бог со мною и даст ми хлеб ясти, и ризу облещися, и возвратит мя здрава; от всех, яже ми даси, дясятину одесятствую Тебе (Быт. XXVIII. 20–22). И Бог приемлет обет; и возвращает Иакова здрава,4 с семейством, богатством, рабами, стадами, в двух полках.

Впрочем о произвольных обетах говорим для того, чтобы показать в них союз веры с благодатию, а не для того, чтобы убеждать к ним. Это дело благаго произволения. Только то необходимо, чтобы данный обет исполнен был верно. Аще обещаеши обет Богу, учит премудрый Соломон, не умедли отдати его (Еккл. V. 3).

Есть обеты, которые не произволение наше полагает, но которые долг от нас истребовал: – христианский обет веровать в Бога и Христа и соблюдать заповеди Божии, верноподданнический обет быть верными до смерти Царю и повиноваться законам Его. В исполнении сих да будем непрестанно бдительны и усердны. Только при исполнении сих необходимых общих обетов, и особенные произвольные обеты всеблагий Бог приемлет в Свое благоволение, и благословляет оные утешительными и благотворными событиями5.

Преподобный Отче Сергие! Ты, яко провидец, слышал в свое время тайно изреченный обет Благочестивейшаго Государя нашего и Благочестивейшия Супруги Его; и при Твоем к Богу предстательстве обет Их достиг желаннаго и радостнаго исполнения. Твое благодатное имя прияли Они для новорожденнаго Великаго Князя; и чрез сие самое Тебе вручили Его, и Твоему благодатному покровительству. Приими дар веры; и воздаждь дарами благодати. Продолжи и непрестани предстательствовать пред Богом о здравии, возрасте и преуспеянии Тезоименитаго тебе Великаго Князя, и о умножении благословений небесных на Благочестивейшем Государе нашем Императоре Александре Николаевиче и на Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Александровне, и на всем Державном Доме Его и Царстве Его. Аминь.



Оглавление

Богослужения

8 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138–161). Сщмч. Сергия Стрельникова пресвитера (1937).
17:00  Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.