Беседа в день Благовещения Пресвятыя Богородицы

CDXXII.

333. Беседа
в день Благовещения Пресвятыя Богородицы.

(Говорена марта 25-го; напечатана в
Твор. Св. От. 1857 г. и в собр. 1861 г.)

<1857 год>

Ныне предметом нашей мысли и слова, нашего размышления и созерцания, нашего благоговения и радости должно быть воплощение Сына Божия.

Что такое воплощение? – По воле и предопределению Бога Отца, Сын Божий, единосущный Отцу, сходит на землю, не оставляя неба; под осенением Святаго Духа, Отцу и Сыну единосущнаго, входит во утробу Девы, предочищенную Духом (стихир. на Благовещ.) Святым; приемлет человеческую душу и тело, и соединяет с Собою в единое лице Богочеловека Иисуса Христа, сохраняя свойства и действия Божества и человечества неизменными в сем соединении: дабы таким образом родиться в нашу человеческую жизнь, пройти чрез ея степени и состояния и чрез самую смерть, и все человечество, грехом падшее и тяготеющее ко аду, но прилепляющееся к воплощенному соестественностию и верою, на раменах Божественной силы восподнять, и вознести выше, нежели откуда оно пало, – в небесное вечное царствие Божие.

Какое высокое и дивное домостроительство Божие! Какое глубокое и неизследимое таинство! По истине достоит рещи со Апостолом: велия есть благочестия тайна, Бог явися во плоти (1 Тим. III. 16). Мысль пред безмерною высотою и глубиною таинства теряет крила. Созерцание изнемогает пред силою невидимаго света, подобно как телесное око пред видимым солнцем. Слово немеет пред необъятностию созерцания.

Какой ум проникнет в совет превечный, в недоступном для твари святилище Триипостаснаго Божества?

Какой слух вместит, в ответ на изволение Бога Отца, соизволительное слово Бога Слова, впрочем коснувшееся некогда слуха одного из Пророков: се иду сотворити волю Твою, Боже (Пс. XXXVI. 9. Евр. X. 9)?

Как не поколебались и не сокрушились небеса схождением на землю Живущаго превыше небес, и небесами невместимаго?

Как земля, проклятая в делех еще перваго человека, и в течении многих веков оскверняемая грехами рода человеческаго, не поядена огнем, при сошествии на нее Бога, Который есть огнь поядаяй нечистое (Евр. XII. 29)?

Как не опалена утроба Девы, огнь Божества приемшая?

Когда и как Дух Святый предочистил ее для сего, и возвел до чистоты, достойной непосредственнаго соприкосновения с чистотою Божества?

Как, превыше законов естества, родился в ней новый Адам, Который есть Господь с небесе, и не возгнушался Господь с небесе облещись в зрак раба, в естественный образ ветхаго Адама, который есть персть от земли, в землю отходящая?

Удержим движение испытующих помышлений словом Премудраго: высших себе не ищи, и крепльших себе не испытуй; яже ти повеленна, сия разумевай (Сир. III. 21. 22).

Можно ли горстью исчерпать море? – И если бы и возможно было сие; потому что море имеет пределы и меру глубины: то все не возможным оставалось бы – малым сосудом разума человеческаго исчерпать бездну премудрости Божией, которой широта безпредельна и глубина безмерна. Посему премудро и праведно возбранено нам дерзновение испытывать тайны Божии; а повелено чтить оныя, и прилепляться к ним верою; и в вере положена для нас надежда блаженства: блажени не видевшии, и веровавше (Иоан. XX. 29).

Итак объимем простосердечною верою спасительное для нас таинство воплощения Сына Божия.

Смиренно возблагоговеем пред непостижимостию премудрости Божией и пред неизследимостию путей ея.

С благодарною радостию подивимся человеколюбию Божию, которое, когда средства и силы естества оскудевают, щедрою рукою сеет чудеса, чтобы произрастить плод спасения человека грешника, осужденнаго и погибающаго.

Господи Господь наш, яко чудно имя Твое, и дело Твое! Что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко посещаеши его (Пс. VIII. 2. 5)? Даруй и нам помнить непрестанно Твое безмерное к нам милосердие, и, по мере нашей возможности, соответствовать оному нашею к Тебе любовию, милосердием к нашим ближним, деятельным исполнением воли Твоея святыя, да сподобимся наконец быть вечными причастниками Твоей вечной благости в царствии Твоем небесном. Аминь.



Оглавление

Богослужения

8 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138–161). Сщмч. Сергия Стрельникова пресвитера (1937).
17:00  Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.