Речь Благочестивейшему Государю Императору Александру Николаевичу, по совершении Священнаго Коронования Его Императорскаго Величества

CDXVII.

328. Речь
Благочестивейшему Государю Императору Александру
Николаевичу, по совершении Священнаго Коронования Его
Императорскаго Величества.

(Говорена августа 26; напечатана в Твор. Св. От., в
 Москов. и Губерн. Вед. 1856 г. и в собран. 1861 г.)

<1856 год>

Благочестивейший, Богом венчанный Великий Государь Император!

Благословен Царь царствующих! Он положил на главе Твоей венец от камене честна (Пс. XX. 4). С уверенностию говорю сие, потому что из уст Пророка беру слово, изображающее судьбу Царя, праведно воцарившагося.

Бог венчал Тебя: ибо Его провидение привело Тебя к сему законом престолонаследия, который Он же положил и освятил, когда, прияв Царя в орудие Своего Богоправления, изрек о нем Свое определение: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Пс. CXXXI. 11).

Бог венчал Тебя: ибо Он дает по сердцу (Пс. XIX. 5), а Твое сердце желало не торжественнаго только явления Твоего Величества, но наипаче таинственнаго осенения от Господня Духа владычняго, духа премудрости и ведения, духа совета и крепости.

Мы слышали Твою о сем молитву ныне: Сердцеведец внял ей ранее; и когда Ты медлил приять Твой венец, потому что продолжал защищать и умиротворять Твое царство, Он ускорил утишить бурю брани, чтобы Ты в мире совершил Твою царственную молитву, и чтобы венец наследия был для Тебя и венцем подвига.

Итак, Господа силою возвеселися, Боговенчанный Царь, и о спасении Его возрадуйся зело! (Пс. XX. 1).

Возрадуйся такожде и Ты, Благочестивейшая Государыня, о славе Твоего Всепресветлейшаго Супруга, свыше освещаемой и освящаемой, и лучем священным и Тебя озаряющей.

Утешься и возрадуйся Благочестивейшая Матерь Царя. Се уже зрел плод чрева Твоего, и сладок для России.

Светло возрадуйся Православная Церковь, и твоя соборная молитва веры, любви и благодарности да восходит к престолу Всевышняго, когда Он на Избраннаго от людей Своих полагает священную печать Своего избрания, как на вожделеннаго первенца твоих сынов, на твоего вернаго и крепкаго защитника, на преемственнаго исполнителя древняго о тебе слова судеб: будут царие кормители твои (Ис. XLIX. 23).

Светися радостию, Россия. Божие благоволение возсияло над тобою в священной славе Царя твоего. Что может быть вожделеннее, что радостнее, что благонадежнее для царства, как Царь, Который полагает сердце свое в силу Божию (Псал. XLVII. 14), Которому царский венец тогда приятен, когда принят от Царя небеснаго, – Который царския доблести, намерения, деятельность желает освятить и освящает помазанием от Святаго?

По истине, Благочестивейший Государь, чтобы от венца Царева, как от средоточия, на все царство простирался животворный свет честнейшей камений многоценных (Прит. III. 15) мудрости правительственной, – чтобы мановения скипетра Царева подчиненным властям и служителям воли Царевой указывали всегда верное направление ко благу общественному, – чтобы рука Царева крепко и всецело объимала державу Его, – чтобы мечь Царев был всегда уготован на защиту правды, и одним явлением своим уже поражал неправду и зло, – чтобы царское знамя собирало в единство и вводило в стройный чин миллионы народа, – чтобы труда и бдения Царева доставало для возбуждения и возвышения их деятельности, и для обезпечения покоя их, – не высший ли меры человеческой потребен для сего в Царе дар? – Но по сему-то наипаче и радуемся мы, что Ты, будучи рожден царствовать, будучи приснопамятным Родителем Твоим уготован царствовать, действительно царствуя, еще взыскуешь свыше дара царствовать. И верен Вознесший Тебя от людей Своих (Пс. LXXXVIII. 20), по вере Твоей и Твоего народа, в приемлемом Тобою ныне видимо священном помазании даровать Тебе невидимо помазание благодатное, светоносное, пребывающее, действующее Тобою к нашему истинному благополучию, к Твоей истинной радости о нашем благополучии, – подобно как древле, по царском помазании, благодатно и благотворно ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом (1. Цар. XVI. 13).



Оглавление

Богослужения

16 апреля 2024 г. (3 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.