Беседа к Братиям святаго храма Святителя Николая, что в Рогожском, при внесении в оный храм иконы Святителя Николая, дарованной Его Императорским Высочеством, Государем Наследником Цесаревичем

CDXIV.

325. Беседа
к братиям Святаго храма Святителя Николая,
что в Рогожском, при внесении в оный храм иконы
Святителя Николая, дарованной Его Императорским
Высочеством, Государем Наследником Цесаревичем1.

(Говорена мая 13-го; напечатана в Твор. Св. От. 1856 г. и в собр. 1861 г.)

<1856 год>

Прихожу к вам ныне, братия святаго храма сего, как вестник и исполнитель воли Благовернаго Государя Наследника Престола, Цесаревича Великаго Князя Николая Александровича.

Без сомнения, с чувством утешения и благодарности воспоминаете вы девятый день сентября, в который он посетил сей храм ваш, слушал здесь молитвословие, и от усердия вашего принял святую икону. В ранних летах являя себя наследником Родительскаго и Прародительскаго благочестия, Он изъявил вам Свое сорадование о том, что вы, преминув лета неведения и спасительно уразумев духовную потребность благодатнаго общения и единения с единою, святою, соборною и апостольскою Церковию, действительно вступили с нею в общение и единение, в котором и пребываете. С сим вместе Он знаменательно изъявил свойственное просвещенной христианской любви желание, чтобы вашему доброму примеру последовали и другие, которые, к сожалению, не суть от двора единыя, святыя соборныя и апостольския Церкви.

С того времени Благоверный Государь Цесаревич сохранил не только памятование о вас, единоверные братия, и о вашем усердии, но и то благоволительное участие, с которым взирал на ваше единение со святою Церковию, и с ея священноначалием, от святых Апостолов друг-друго-приимательно, непрерывно и законно приявшим благодать тайнодействия. В ознаменование таковых Своих расположений, и во всегдашнюю память Своего к вам благоволения, Благоверный Государь дарствует вашему храму святую икону Святителя и Чудотворца Николы, которую вы видите.

Радостен, конечно, для вас, братия, настоящий день и час: радостен он и для меня.

Радуюсь о Благоверном Первенце Царевом, который, разцветая возрастом, разцветает и любовию к православной вере, и любовию к верному православному народу.

Радуюсь о вас, братия, к которым, по устроению провидения Божия, как бы в вознаграждение за то, что на вас не ласково смотрят чуждые церковнаго единства, и светлый взор, и благоволительное слово, и священный дар исходит от самаго царскаго Престола: потому что Благоверный Сын Царев действует, конечно, в духе Благочестивейшаго Родителя.

Радуюсь и о себе, что мне дан жребий посредствовать ныне в исполнении благодетельной воли Государя Цесаревича и соутешиться вашим утешением.

Радуюсь и о том, что пришел к вам, не только как посланный, но и как призванный вашим добрым изволением: ибо сие есть новое свидетельство того, что ваше единение со святою вселенскою Церковию и священноначалием ея вполне совершилось в сердцах ваших.

Никто да не мнит видеть разделение в том, что в церкви вашей слышатся некие особенные звуки слова, видятся некоторыя особенныя подробности обрядов. Строго судили о сем, когда с сим соединено было священной власти: и справедлива была строгость, потому что тяжек грех противления, как о сем вразумляет Пророк Самуил: якоже грех есть чарование, тако грех есть противление; и якоже грех есть идолопоклонение, тако непокорение (1 Цар. XV. 23). Но где, по предваряющей благодати Божией, и по действию благонамеренности и добраго разсуждения, нет противления, а есть сердечное расположение к миру и благодатному единству; где притом есть уже единство веры в священные догматы и таинства: там сему внутреннему единению может ли препятствовать некоторое разнообразие внешнее?

Вы принимаете в руководство священныя и церковныя книги в том виде, в каком оне были во дни первых пяти Патриархов российских. Мы принимаем в руководство священныя и церковныя книги в том виде, какой оне получили во времена последующих пяти Патриархов и святейшаго Синода, в следствие сличения их с древними греческими книгами, с которых оне переведены, и с древними славенскими рукописями, при чем речения неясныя от древности заменены более ясными, и поврежденныя неискусными переписчиками исправлены. Вот разность! Но и те и другия книги прославляют единую Пресвятую Троицу; и те и другия возвещают единую веру в Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; и те и другия предлагают для освящения нашего благодатную силу однех и тех же седми таинств, и для управления жизни нашей одне и те же заповеди Божии; и те и другия утверждаются на слове Божием, и на правилах апостольских, соборных и отеческих; и те и другия представляют один и тот же состав церковнаго Богослужения и священных обрядов, с немногими и не существенными разностями в подробностях. Вот единство!

Что-жь? Непримиримы ли оныя разности с сим единством?

Нельзя отказать в уважении церковным книгам, которыя вы называете новыми: оне исправлены по греческим и славенским рукописям, которыя древнее времен первых пяти патриархов российских. Но ваши предки усомнились в верности сего исправления; и по уважению к святым и благочестивым людям, устроявшим свое спасение по книгам, которыя вы называете старыми, решились неуклонно держаться сих книг. И вы обыкли руководствоваться в сем не столько изследованием, сколько преданием отцев ваших. Если бы ваше последование мнениям отцев ваших доходило (как доходит у других) до противления святой, апостольской Церкви, до отвержения святительства или священства и спасительных таинств, или до употребления оных святотатственнаго, и потому безплоднаго и осудительнаго; то я сказал бы вам: поставьте должную меру вашему уважению к вашим отцам; повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (Деян. V. 29); если бы святые равноапостольные Ольга и Владимир неограниченно следовали мнениям и примерам своих отцев, то они умерли бы идолопоклонниками, а не святыми и равноапостольными. Но поелику ваше последование мнению и примеру отцев ваших не доходит до крайностей: уважаю чувство уважения к родителям, а потому и с основанным на нем обычаем желаю пребыть в мире. И поелику в церковных книгах, преимущественно вами чтимых, вижу едину и ту же, как в исправленных, веру, таинства и Церковь: то, по благословению святыя апостольския Церкви, в мире вашей и моей совести, читаю в вашей церкви ваши церковныя книги, и исполняю принадлежащия им особенности священнослужебнаго чина и обрядов; и не обинуясь говорю: никто да не мнит видеть разделение в том, что в церкви вашей слышатся некие особенные звуки слова, видятся некоторыя особенныя подробности обрядов.

Братия! Святый Апостол Павел учит, что не в словеси царствие Божие, но в силе (1 Кор. IV. 20). Не станем без нужды возбуждать разделяющия прекословия о разностях слов, когда оне ведут к единой силе царствия Божия.

Посмотрите, где апостольское слово указует нам основания благодатнаго и спасительнаго единства: едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего; Един Господь, едина вера, едино крещение, Един Бог и Отец всех (Ефес. IV. 4 – 6). – Не все ли мы чтим и приемлем сии вечныя основания единства? Итак на них да утверждаем непоколебимо наше церковное единение, теми способами, какия указует тоже апостольское слово. Какими способами? – Со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг друга любовию, тщашеся блюсти единение духа в союзе мира (2. 3).

Воспомяну вам еще высшее слово о потребности благодатнаго единства, и о высоте, до которой оно достигать должно. Когда Христос Спаситель, отходя от мира сего, последнюю с Апостолами беседу заключил молитвою о новосозидаемой Церкви Своей: тогда всем верующим в Него просил Он от Отца Своего небеснаго единения в вере и любви между собою, восходящаго до единения с самим Богом: да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Иоан. XVII. 21). Молитва единороднаго Сына Божия должна исполниться: но она исполняется и исполнится только над теми, которые с своей стороны тщатся соответствовать Его воли, которые с искренним сердцем тщатся блюсти единение духа в союзе мира.

Потщимся, единоверные братия, паче и паче утверждаться и возрастать в единении веры и любви, да силою нашего благодатнаго единения и бедственно отчужденные привлечены будут к спасительному церковному единству.

Отче Господа нашего Иисуса Христа, Боже наш! Призри не на наше недостоинство, но на ходатайство за нас единороднаго Сына Твоего, и исполни над нами молитву Его: да вси едино будем, во единей Церкви Твоей святей, яже есть единый ковчег спасения, и единый путь к небесному Твоему царствию. Аминь.



Оглавление

Богослужения

7 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444). Память V Вселенского Собора (553). Сщмч. Николая Удинцева пресвитера (1918); сщмч. Александра Сахарова пресвитера (1927); св. Ираиды Тихо́вой исп. (1967).
05:30 Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00 Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, ЛЕВ; иером. ФИЛАРЕТ, ВИКТОРИН, ВАДИМ, АРИСТАРХ, ЕМИЛИАН, МОИСЕЙ, СПИРИДОН, ПРОКЛ
Сергиевский Трапезный храм

06:30 Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.