Слово в день тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича

CCCXCIX.

310. Беседа
в день Тезоименитства Благочестивейшаго Государя
Императора Александра Николаевича.

(Говорена в Чудове монастыре августа 30-го;
напечатана в Твор. Св. От. в 1853 г. и в собрании 1861 г.)

<1855 год>

Умножися на мя неправда гордых:
аз же всем сердцем моим испытаю
заповеди Твоя
(Пс. CXVIII. 69)

Священное и возлюбленное имя Александра созвало нас во храм, и соединило в молитве веры, надежды и благодарности. С благоговением чтим память святаго Александра Невскаго, который силою веры отражал и вещественное оружие врагов отечества, и мысленное оружие врагов православной Церкви; и пред сильным неверным властителем исповедал свою веру так, что своим прямодушием и дерзновением обезоружил его. С утешением воспоминаем Александра Благословеннаго, который вместе с верноподданными, также одушевляясь верою и надеждою на Бога, не только исцелил рану, нанесенную России поработителем многих царств, проникшую до сердца ея, но и державу врага до сердца пронзил, и это не к смерти, а к исцелению от порабощения. С благодарением и надеждою молимся о Александре втором, наследовавшем имя, благословенное прежде, в залог благословений будущих.

Любовь к Царю не желала бы уменьшать светлость настоящаго дня никаким облаком неприятной мысли; но таже любовь не может и один день провести без заботливых мыслей о тяжком подвиге, в который Царь и отечество наше поставлены неправдами бывших союзников, а ныне врагов наших.

По истине, Россия может ныне приносить Богу правды древнюю жалобу: умножися на мя неправда гордых.

После неправды соседа, который, быв защищен Царем России от сильнаго мятежника, вместо благодарности, нарушил царственные договоры и древния права Святых Мест, утеснил православных христиан и тем начал распрю, сколько еще родилось неправд! Возстала неправда гордых, которая не могла спокойно смотреть на победоносное могущество России, впрочем ни для какого царства и народа не тягостное, а для многих благотворное; и, судя по себе, не хотела верить правде России; вымышляла мечтательныя на нее подозрения и обвинения, и раздражала ими умы народов. Возбудилась неправда своекорыстия, и, не довольствуясь многими уже, широкими путями к приобретениям, взыскала открыть себе новые, оружием и кровопролитием. Была ли правда в предприятии миротворства, когда предложившие условия мира, какия они нашли безобидными для обеих разногласящих сторон, получив на оныя согласие России, вместо того, чтобы соединиться с нею, и поддерживать общее уже с нею дело мира, обратились на сторону противника ея, и возжгли войну? Была ли правда и в другом подобном предприятии, когда доверенные воюющих и невоюющих держав нашли путь, которым все они полагали возможным дойдти до мира, но две державы вновь обратились решительно на путь войны, не оправдывая сего никакими причинами, и скрывая свои намерения? Не явны ли неправды войны, в которой враги наши свои неудачи против укрепленных мест думают вознаграждать опустошением беззащитных, вероломно употребляют знамя мира, чтобы убивать или грабить не ожидающих битвы, не щадят немощнаго пола и возраста, оскорбляют святыню поруганием и святотатством? Есть ли правда в союзе, в который вступили христиане с неверными против христиан, с желанием, договоры в пользу христиан, по праву заключенные, без права уничтожить, – в котором защищающие попирают защищаемаго, – в который не побуждениями справедливости, а угрозами и прельстительными обещаниями стараются вовлекать царей и народы, чтобы они проливали кровь за дело, для них чуждое?

Что при сем думаешь ты, христианин Россиянин? Не смущаешься ли, что так много попущено неправде. – Не ревнуй лукавнующим; ниже завиди творящим беззаконие: зане, яко трава, скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут (Пс. XXXVI. 1. 2). Израиль страдал; Фараон причинял ему страдания: Израиль избавлен; Фараон погиб. Сеннахирим и его многочисленное войско вторглись в пределы иудейскаго царства, ругались над Иерусалимлянами и над Езекиею, и даже хулили Бога; Езекия молился: Сеннахирим и его войско погибли; Езекия и Иерусалим спасены.

Древнюю жалобу на умножившуюся неправду гордых напомнил я, и на неправду, ныне против нас умножившуюся, указал вам, братия, не для того, чтобы увеличить вашу скорбь, или поколебать вашу твердость, но чтобы найдти вам и себе утешение, подкрепление и охранение от зла.

Вслушаемся внимательно в слова древняго противоборца неправды, не найдем ли в них щита для ограждения себя от нея, и оружия для отражения нападений ея. Умножися, говорит, на мя неправда гордых. Если неправда умножилась; если она устремляется на тебя: что же ты делаешь? как защищаешься от нея? чем отражаешь ее? Покажи образец, особенно нам безоружным. – Он продолжает: аз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя, Боже! – Видите ли достопримечательный образ подвига против нападающей неправды? Неправда возстает против праваго: а он всем сердцем испытует заповеди Божии, как бы хранилище победоносных оружий против неправды. Но что может он сделать заповедями Божиими против неправды, которая решилась не бояться их? – Он может испытанием заповедей Божиих, испытанием себя по заповедям Божиим, признанием своих грехов, покаянием в них, исправлением от них, победить неправду в самом себе; а в следствие того, видно, он уверен, что возможет победить неправду и вне себя. В самом деле, если правда Божия попускает неправде врагов с силою нападать на нас; то, конечно, потому наиболее, что мы, будучи правы пред врагами нашими, в то же время не правы пред Богом: а если мы верным исполнением заповедей Божиих вступим в мир и союз с Богом; то, без сомнения, Бог правды не лишит нас всесильной Своей защиты. Царство Божие в мире давно постановило, написало и провозгласило свой договор, в лице Израиля, со всеми царствами человеческими, следующий: аще слухом послушаете гласа Господа вашего, хранити и творити заповеди Его: – предаст тебе Господь Бог враги твоя, сопротивящияся тебе сокрушены пред лицем твоим (Втор. XXVIII. 1. 7).

Кто вникнул в сказанное теперь: тот не будет думать, что он, или кто другой из нас, не участник в происходящей ныне брани за отечество против неправедных врагов. Нет. Все до одного мы в ней участвуем, – если не в ея деле, то в ея успехе. Нашею верою, молитвою, покаянием, безпорочностию, благоделанием, короче, исполнением заповедей Божиих мы привлекаем силу и помощь Божию себе и защитникам отечества, с таким непоколебимым мужеством за него подвизающимся: нашим забвением заповедей Божиих, нашими грехами удаляем себя от силы и помощи Божией; и что, если более между нами удаляющих благодать Божию, нежели привлекающих ее?

В истории браней народа Божия видим, что после того, как Иисус Навин с войском чудесно перешел Иордан, открывший для сего свое дно, чудесно низложил Иерихон звуком труб и восклицаниями воинов, – внезапно, при нападении на малый город, воины израильские были отражены и поражены. Смутились и вождь и войско, не понимая, почему отступила от них помощь Божия. Почему же? – Рече Господь ко Иисусу: согрешиша людие; сего ради не могут сынове Израилевы стати пред лицем врагов своих (Иис. Нав. VII. 10–12). Дело в том, что Ахар из добычи Иерихонской взял золотой сосуд, деньги и одежду, что вождем было запрещено под клятвою. Преступник истреблен: и Божия помощь и победа возвратились к войску израильскому. Если один грешник и один грех так был опасен: колико должно быть опаснее множество грехов многих грешников!

Вразумимся и убедимся, что наша собственная неправда для нас вреднее чужой; что страшнее наших врагов – наши грехи. Станем крепко против сих домашних врагов. Надежное против них оружие близ нас: оно в слове Божием, в заповедях Божиих и в нашей совести! Тогда, как умножися на нас неправда гордых, мы со смирением и с особенною ревностию всем сердцем да испытуем заповеди Божии, чтобы в верном их исполнении находить нашу безопасность и спасение. Аминь.



Оглавление

Богослужения

8 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138–161). Сщмч. Сергия Стрельникова пресвитера (1937).
17:00  Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.