Слово в день тезоименитства Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Феодоровны

CCCXCVIII.

309. Беседа
в день тезоименитства Благочестивейшия Государыни
Императрицы Марии Александровны.

(Говорена в Чудове монаст. июля 22-го;
напечатана в Твор. Св. Отц. 1855 г. и в собр. 1861 г.)

<1855 год>

Святые, живущие во славе небесной, в высокой и вечной славе, яже от Бога, без сомнения, не имеют нужды в славе земной, в ничтожной славе от человеков. Для чего же святая Церковь узаконила церковныя воспоминания Святых и празднования их памяти? – Разрешение сего вопроса можно почерпнуть из самых чиноположений церковных для сих памятей и празднований. Состав сих чиноположений наполняют главным образом два предмета: во-первых, воспоминание жития, подвигов и добродетелей Святых, во-вторых, призывание их молитв о нас к Богу. Очевидно, что Матерь-Церковь воспоминанием их жития, подвигов и добродетелей желает дать нам наставление и побуждение к Богоугодному житию и к душеспасительным подвигам; а призыванием их молитв о нас, поставляет их небесную молитву как бы лествицею, для удобнейшаго восхождения наших земных, немощных, недостойных молитв к пренебесному мысленному жертвеннику Божию.

Последуем, чада Церкви, матернему ея мановению и воспользуемся совершаемою ныне памятию св. равноапостольныя Марии Магдалины, собирая поучительныя черты жизни ея из евангельских сказаний.

Из первой части жития Марии Магдалины ничего неизвестно нам, кроме того, что она была подвержена тяжкому и страшному недугу, в котором обыкновенные врачи тем менее умеют подавать помощь, чем менее понимают его начало. И если бы кто, как некогда Апостолы о слепорожденном, спросил о ней: сия ли согреши или родители ея, да тако страждет: не знаем, можно ли было бы, подобно как о том, сказать и о ней: ни сия согреши, ни родители ея, но да явятся дела Божия на ней. Но, как бы то ни было, за грехи ли, или не за грехи подверглась она страданиям, мы, не колеблясь, можем утверждать, что сие допущено было Провидением Божиим для того, чтобы над нею совершилось спасительное дело Божие. Если бы она не подверглась страданиям, и не испытала безпомощности в них; то, вероятно, жила бы в родной стране Магдальской, в неведении о чудесах Иисуса Христа и о учении Его; или слух о них приняла бы только с любопытством, с удивлением, с недоверием; и не возвысилась бы до живой веры и до крепкой, яко смерть, любви ко Спасителю. Но страждущая и безпомощная в страдании, не могла быть равнодушна к слуху о Чудотворце, исцеляющем всяк недуг и всяку язю в людех (Матф. IX. 35); она поспешила найдти Его, сделалась самовидицею чудес Его, уверовала в Божественную силу Его: по вере получила исцеление, и из порабощения силе тмы перешла в свободу света: таким образом недорогою ценою временнаго бедствия купила вечно блаженную жизнь.

Братия! Кто из нас не испытал в жизни каких-либо бед, страданий, скорбей? Кто не страдал сердцем, видя страждущих, родных, друзей, благодетелей, иногда и целое общество? Из представившагося теперь примера научимся смотреть на все сие с истинной точки зрения, усматривать в сем пути Провидения Божия благие и спасительные, и тесным прискорбным путем достигать истиннаго блага и спасения.

Лучше ли было бы для Марии Магдалины, если бы она не подверглась страданиям, но провела в стране Магдальской обыкновенную мирскую жизнь, и перешла в страну загробную, не познав Христа Спасителя, и не причастившись благодати Его? – Конечно не лучше, а хуже. Так верьте, что и для нас не лучше, а хуже было бы, если бы мы могли уклониться от бед и скорбей, которыми нас посещает непостижимая, но достоверно премудрая и благая судьба Божия.

Отец небесный хощет образовать в тебе Своего благодатнаго сына, и для сего назначает тебе трудные уроки, строгия испытания, сильно вразумляющия наказания: и по уверению Апостола, аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог; всяко бо наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль, последи же плод мирен правды наученным тем воздает (Евр. XII. 7. 11). Тяжки тебе уроки, испытания, наказания: но разве лучше было бы тебе облегчену быть от них, и оставаться без плодов правды, и не достигнуть достоинства благодатнаго сына Божия?

Небесный Врач подает тебе горькое врачевство против болезни, может быть самим тобою не примечаемой, но не скрытой от Его всепроницающаго всеведения. Тебе не хочется горечи: но разве лучше тебе не вкусить горечи, и носить в душе болезнь и семя смерти вечной?

Небесный Подвигоположник выводит тебя на поприще нравственных и духовных подвигов, чтобы ты видимому и невидимому злу противопоставил веру, мужество, терпение, и чтобы ты не побежден был от зла, но победив благим злое (Римл. XII. 21), получил нетленный венец. Тебе кажется, что это значит поставлять тебя, как Давида против Голиафа, как Иова против диавола? Чтож? Разве Давид не низложил Голиафа? Разве Иов не победил диавола? Но ты, отступающий пред трудностию подвига, чего хочешь? Неужели хочешь отказаться и от победы, и от венца?

Случается от впадшаго в несчастие слышать жалобу: за что я так стражду? – Ответ близок: ты страждешь за этот самый вопрос. Ибо в вопросе: за что я так стражду? – заключается решительная мысль: я не заслуживаю того, чтобы так страдать, или, что тоже, я стражду несправедливо. Но кто послал или попустил на тебя страдание? Не Бог ли, и Его Провидение? Итак, не видишь ли, что твоим вопросом ты в сердце величаешь себя и укоряешь Бога, если и не ропщешь на Него явно? Не думаешь ли оправдаться тем, что сия несчастная мысль родилась после несчастия и от самаго несчастия? – Нет. Ты в несчастии тот же, который был прежде несчастия. Несмиренная и непокорная Богу мысль спала у тебя в сердце прежде несчастия, но не имела случая пробудиться; несчастие пробудило ее и вызвало наружу. Итак, поспеши сам себе отвечать праведно на неправедный вопрос: я стражду за грехи мои; потому что аще речем, яко греха не имамы, себе прелщаем, и истины несть в нас (1 Иоан. I. 8), и, если не усматриваю явных грехов, явно привлекших наказание, от тайных моих очисти мя, Боже (Псал. XVIII. 13)! Можешь еще о том же предмете предложить вопрос, более разсудительный: для чего я стражду? И на сие можешь иметь утешительный ответ: по намерению Божию, ты страждешь для твоего спасения. Господь рек: претерпевый до конца той спасен будет (Матф. XXIV. 13). Где же было бы место терпению, если бы не было ничего неприятнаго, если бы не от чего было скорбеть и страдать? Но скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование (Римл. V. 3. 4); и таким образом исполняется обетование Господне: претерпевый до конца той спасен будет.

Возвратимся к житию Марии Магдалины, и посмотрим, как наказание, с смиренною покорностию судьбе Божией понесенное в первой части онаго, во второй части принесло мирный плод правды.

Когда Христос Спаситель освободил ее от мучительства темных сил, и исцелил от тяжкаго недуга: тогда в душе ея к силе веры присоединилась сила благодарности и любви к Избавителю, чтобы дать жизни ея новое сильное направление. Обновленную Христом жизнь Мария совершенно посвятила на служение Христу.

Когда Он прохождаше сквозь грады и веси, проповедуя и благовествуя царствие Божие, тогда за Ним, после Апостолов, следовали многия жены, яже служаху Ему от имений своих; и в числе их первую именует святый Евангелист Лука Марию Магдалину (Лук. VIII. 1–3). Посему, должно полагать, что или она первая вступила в сие служение, и подала пример другим; или преимуществовала пред прочими усердием и деятельностию в сем служении.

В грозные часы страданий и смерти Христа Спасителя, когда почти все Апостолы, после обещания умереть с Ним, побеждены были страхом, и скрылись, Магдалина любовию победила страх; она стояла при кресте Иисуса; она была при Его погребении.

Наипаче же, как молния в ночи, просияла крепкая, как смерть, любовь Магдалины в том подвиге, который дал ей, с некоторыми другими женами, наименование Мироносицы. И здесь два Евангелиста поставляют ее первою между ними; а святый Иоанн одну только ее именует: во едину от суббот Мария Магдалина прииде еще сущи тме на гроб Иисусов, с благоуханным миром (Иоан. XX. 1). Это значит, что предприятие принадлежало ей; а другие следовали ея предводительству. Разсмотрите сие предприятие. Господь Иисус умер на кресте, и погребен. Близкие к Нему в опасности: потому что враги Его и воскрешеннаго Им Лазаря решились убить, и на Апостолов готовы были наложить руки, если бы не воспрепятствовало, и в самом страдании владычественное, слово: оставите сих ити (Иоан. XVIII. 8). В высшей степени вероятно, что предречение Иисуса о Его воскресении известно было Магдалине, если не непосредственно, то чрез Апостолов: но видно, и сей луч света угас в ея уме среди мрачных событий. Ибо, в чаянии воскресения, не нашла бы она нужным помазывать миром тело Иисуса, как обыкновеннаго мертваго; и не произнесла бы сих, отнюдь не воскресных слов: взяша Господа от гроба, и не вем, где положиша Его (Иоан. XX. 13). Итак, угрожаемая опасностию, не подкрепляемая надеждою, как дерзнула Магдалина идти, еще сущи тме на гроб Иисуса? На пути представилось мыслям ея непреодолимое препятствие. Она вспомнила, что гроб Иисуса закрыт таким тяжелым камнем, котораго не в силах отвалить, ни она, ни спутницы ея. Как же и непреодолимое препятствие не остановило ея? Какая всепревозмогающая сила одушевляла и влекла ее? – Сила любви и благодарности к Божественному Спасителю, сила святаго сострадания к Святому безвинно пострадавшему.

И какая за высокий подвиг высокая награда! Магдалина первая узрела Господа воскресшаго, и сделалась Христовым Апостолом для самих Апостолов; ибо она первая возвестила им воскресение Христово.

Душа христианская! Разумевай из сего примера силу, животворность, благотворность, блаженство любви к Господу Иисусу, твоему Спасителю и Богу. Разумевай высокое даже пред очами Божиими достоинство человеколюбия и сострадания к бедствующим и страждущим и особенно страждущим безвинно, за истину Божию, за правду, за добродетель. И если скорбь, опасность, бедствие, частное или общественное, призывают тебя на дело человеколюбия: не колеблись, не ослабевай пред затруднениями, не медли, пробужай себя рано, спеши с возможною от тебя помощию туда, где она благопотребна, в доме ли надобно тебе искать предмета твоего человеколюбия, или в хижине, или в больнице, или в темнице, или на краю гроба.

Тот, Который рек: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Матф. XXV. 40), в самыя тяжкия для тебя минуты, даст тебе услышать глас Своего Божественнаго утешения, и твой временный подвиг любви христианской увенчает вечною наградою Своей благости.

Переходя мыслию от церковнаго к отечественному значению настоящаго дня, с утешением усматриваю новое умилительное зрелище христианскаго и отечественнаго человеколюбия. Тезоименитая ныне, Благочестивейшая Государыня Императрица Мария Александровна, еще прежде, в звании Цесаревны, приняла на себя постоянный подвиг человеколюбия, даровав Свое покровительство и материнское попечение многим смиренным дщерям служителей алтаря, дабы усовершенствованным воспитанием их усовершить внутреннее устройство священнослужительских семейств и чрез то благотворно действовать и на семейный быт народа. Потом, уже с высоты престола, Она простерла сострадательный взор на подвизающихся ныне во брани за веру, Царя и отечество, на их особенныя, при трудных подвигах, нужды, на их раны, на их семейства, и в собственном доме открыла для них источник благотворений, дав с тем вместе верное направление и притокам народнаго человеколюбия. Нельзя при сем не воспомянуть и подвигов Благочестивейшия Царицы-Матери, а также и Великия Княгини Елены Павловны, Которыя чрез избранных, приготовленных, снабденных и посланных Ими служительниц человеколюбия ежедневно и ежечасно посещают страждущих от ран и болезней подвижников отечества, и подают им всякую благопотребную помощь и христианское утешение.

Христе Боже, благословивый послуживших Тебе верою и любовию во дни Твоего истощания! Благослови и ныне служащих Тебе в лице меньших братий Твоих, которые во имя Твое, и за имя Твое подвизаются!

Христе Царю! Призри на Твое достояние. Благословен еси, посещаяй жезлом беззакония наша (Псал. LXXXVIII. 33). Благословен еси, не разоряяй милости Твоея от нас (34), даяй крепость Царю нашему (1 Цар. II. 10), и верному воинству Его. Но доколе грешницы, Господи, доколе грешницы восхвалятся, провещают и возглаголют неправду (Псал. XCIII. 3. 4)? Доколе вознесется враг (Псал. XII. 3) преисподний? Уже он не чрез неверных возстает на Твоих верных: но Твое имя на себе носящих сделал друзьями врагам Твоим и врагами Твоему православному народу: и тогда как необычайно напряженныя действия военнаго искусства и военных сил не доставляют им торжества, он внушил им причислить к военным средствам – разбой, грабительство, зажигательство, убиение безоружных, истребление мирной собственности граждан и поселян, святотатство, поругание святыни. Воскресни, Боже, суди земли; яко Ты наследиши во всех языцех (Псал. LXXXI. 8). Но, Господи, да не яростию Твоею обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас (Псал. VI. 1). Аминь.



Оглавление

Богослужения

7 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444). Память V Вселенского Собора (553). Сщмч. Николая Удинцева пресвитера (1918); сщмч. Александра Сахарова пресвитера (1927); св. Ираиды Тихо́вой исп. (1967).
05:30 Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00 Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, ЛЕВ; иером. ФИЛАРЕТ, ВИКТОРИН, ВАДИМ, АРИСТАРХ, ЕМИЛИАН, МОИСЕЙ, СПИРИДОН, ПРОКЛ
Сергиевский Трапезный храм

06:30 Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.