Беседа перед обетом некоторых сердобольных вдов и при напутствии избранных для попечения о раненых и больных действующей армии

CCCXCVII.

308. Беседа
пред обетом некоторых сердобольных вдов
и при напутствии избранных для попечения о раненых
и больных действующей армии.

(Говорена в Мариинской церкви Вдовьяго Дома
июля 30; напечатана в Тв. Св. От. 1855 г. и в собр. 1861 г.)

<1855 год>

Болен, и посетисте Мене (Матф. XXV. 36).

Христос Спаситель в Своем Божественном учении предлагает нам сильныя убеждения к делам человеколюбия; и хощет возбудить в нас глубокое чувство человеколюбия.

Чтобы подвигнуть нас на дела человеколюбия, Он отъемлет часть завесы, закрывающей от нас будущее; приближает к нашему созерцанию дальний последний день мира; являет Себя, на престоле славы, судиею всего рода человеческаго; дает нам предварительно услышать имеющее быть провозглашенным торжественно, в слух всего мира, в слух времени и вечности, решительное определение суда Его: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Матф. XXV. 34). Кто сии, достигшие столь счастливаго решения величайшаго суднаго дела? Кто сии, благословенные Отца небеснаго, вводимые в наследие царствия вечнаго? – Это человеколюбивые. Чем так сильно доказали они свое право на обладание небесным наследием? Какими подвигами сделали себя достойными столь высокой награды? – Делами человеколюбия: они напитали алчущих, напоили жаждущих, одели нагих, посетили болящих и заключенных в темнице. И поелику им трудно было бы поверить, что за такия невеликия дела можно получить столь великое воздаяние: то Царь Судия объявляет, что бедствующие человеки суть Его меньшия братия, и что служащие им служат Ему Самому; и сим объявлением дает новое сильное побуждение к делам человеколюбия, необычайно возвышая их достоинство.

Как о благах мира, так и о благах духовных мнози глаголют: кто явит нам благая (Псал. IV. 7)? Грехи содеянные тяготят совесть; удобь обстоятельный грех то и дело приражается к воображению или чувству, и клонит к новым падениям; примеры суетнаго мира прельщают суетою, и влекут к порокам; чтобы согласить с заповедями Божиими наше положение и принятые обычаи, у нас недостает то благоразумия, то твердости. Слышим, что надобно распять плоть со страстьми и похотьми, чтобы в нас воскресла духовная жизнь с ея благодатными утешениями: но при одной мысли о распятии трепещет плотяное сердце, и неплотский разум останавливает нас в недоумении, где найдем столько духовнаго искусства, чтобы произвесть столь сильный переворот в нашей жизни и в нашем существе. Видим подвиги Святых: но они большею частию нам не по силам. Кто явит нам благая? Кто укажет нам верный и удобный путь к спасению и блаженству? –

Знаменася на нас свет лица Твоего Господи (Пс. IV. 7). Ты, Христе Господи, и премудрым недоступныя тайны царствия Божия открываешь так, что оне и младенцам понятны. Ты устрояешь путь к сему царствию, и для малосведущих удобно находимый, и для немощных удобопроходимый, чрез малое ведущий к великому, чрез смиренное в горняя. Накормить алчущаго, напоить жаждущаго, одеть нагаго, посетить больнаго, – что сего простее? что удобнее? Вот путь, который всякому открыт, и на котором нет причины останавливаться в недоумении? Кто же охотно вступит на сей путь благоделания, и продолжит по нему шествие, не изменяя верному пути своею неверностию: тот, по уверению Самого Иисуса Христа, может дойти до того, что провозглашен будет благословенным Отца небеснаго, и будет призван к наследованию царствия небеснаго.

Впрочем сей благословенный жребий может принадлежать только тому, кто, как я сказал, не изменяет верному пути своею неверностию. Здесь потребна осмотрительность.

Кто подал, или велел подать, нищему ломоть хлеба и стакан воды; и, пиршествуя за роскошным столом, не заботится, утолены ли действительно голод и жажда нищаго, и не принимает в нем искренняго человеколюбиваго участия: тот да не спешит уверять себя, что уже приобрел право на царствие небесное. Оценить царствие небесное ценою ломтя хлеба и стакана воды значило бы оценить слишком дешево, и оскорбить достоинство ценимаго.

Дело благотворения, сделанное без разсудительнаго и сердечнаго участия в бедствующем, есть тело без души: и не имеет истиннаго достоинства пред судом Христа, котораго закон духовен, и Который по закону духовному и судит.

Если кто и удовлетворительную и обильную многим подал милостыню; но сделал сие с желанием иметь славу благотворителя; таковый подал милостыню своему тщеславию: не трудно разсудить, много ли должен ему Христос за то, что он сделал для себя, а не для Христа.

Углубите мысль вашу в слово Судии мира: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе. Если вы творите добро несчастному, потому что видите в нем жалкое существо: то вы делаете дело естественнаго сочувствия. Если благотворите бедствующему потому, что видите в нем соестественнаго вам человека, и сознаете обязанность творить ближнему то, чего желали бы вы себе в подобных обстоятельствах: то вы делаете дело, свободно и нравственно доброе. Но чтобы ваше благотворительное дело было духовно доброе, достойное Христа, вы должны видеть в бедствующем меньшаго брата Его, который по сему качеству достоин духовной любви и духовнаго уважения, кто бы он ни был по своему внешнему положению. При таком возрении сердце христианина конечно скажет ему: поелику благости Христа Бога обязан ты бытием, жизнию, достоинством человека, откровением благодати и прощения грехов, благами временными, надеждою благ вечных, и поелику за безчисленныя и безмерныя благодеяния ты ничего не можешь принести ничего не требующему; то какое для тебя счастие, что твою благодарность и любовь ко Христу можешь ознаменовать на том, котораго Он называет Своим меньшим братом! Поелику для тебя Христос от превыспренняго небеснаго престола нисшел на землю, и даже до ада; провел на земли тягостную человеческую жизнь, пострадал и умер: ты ли не снидешь к меньшему брату Его, в какую бы глубину бедствия и уничижения ни был он повержен? Не усладительно ли для тебя будет, не только твоим избытком наполнить его лишение, но и понести самому лишение для него, и пострадать самому, чтобы облегчить его страдания?

Что такия духовныя расположения, преимущественно пред вещественностию дел, возвышают ценность христианских благотворений, что по таким расположениям и чаша студеной воды становится достойною небеснаго воздаяния, что таких расположений требует от благотворящих Судия мира, сие можно усмотреть между прочим из того, что Он определяет небесную награду за посещение больных, отделяя их от страждущих лишением вещественных потребностей, от алчущих и нагих. Если таким образом вы обязаны посетить больнаго, не требующаго от вас вещественной помощи, а только тяготимаго безсилием, болью, скукою болезненнаго бездействия: то чтo же можете и должны вы принести к одру его, как разве христианскую любовь, сердечное сострадание, искреннее слово утешения Христова?

Вам, призванныя и удостоенныя служительницы Царскаго человеколюбия, открывается ныне путь к особенному подвигу христианскаго человеколюбия и к Христовой за оный награде. Иные проходят подвиги человеколюбия и для таких несчастных, которых несчастие не ознаменовано никакою чертою достоинства, или даже есть следствие собственной их вины: должное дело и сие, но конечно не так приятное, как предлежащее вам. Ваш подвиг будет в пользу страдальцев, которых страдания ознаменованы печатию достоинства и добродетели, в пользу подвижников, которые от мужественных подвигов за веру, Царя и отечество перешли к подвигу великодушнаго претерпения ран и болезней. Любовь христианская, любовь к Царю, любовь к достойным соотечественникам и к отечеству соединятся, чтобы подкреплять вас в подвиге вашем.

Надеемся, что вы явитесь деятельно верными подвигу, в который вступаете, не только потому, что избраны, но и потому, что сами возжелали.

Надеемся, что небесный Человеколюбец осенит ваш подвиг Своим всевышним благословением, и ниспослет вам Свою благодатную помощь: потому что вы к Нему первее открываете путь свой в общих с нами молитвах, и Его Божественною пищею себя напутствуете.

Надеемся увидеть в вашем действовании тоже человеколюбивое сердоболие, туже крепость духа, неутомимость, благотворность, какия и издалека видим у ваших предшественниц, и благословляем человеколюбца Бога, и Его благословение призываем на них и на вас. Аминь.



Оглавление

Богослужения

8 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138–161). Сщмч. Сергия Стрельникова пресвитера (1937).
17:00  Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.