Беседа в день Успения Божией Матери

CCCLXXXV.

296. Беседа в день Успения Божией Матери.

(Говорена в Успен. соборе августа 15; напечатана в
Твор. Св. От., в Моск. и Губ. Вед. 1854 г. и в собр. 1861 г.)

<1854 год>

Вся слава Дщери Царевы внутрь. (Псал. XLIV. 14)

Дух пророческий в четыредесять четвертом псалме изображает Царя: глаголю аз дела моя Цареви. Но в сем изображении полагает частию такия черты, которыя могут относиться к совершенству человеческому, как сия черта: красен добротою паче сынов человеческих, а частию такия, которыя не могут принадлежать никакому земному царю, и которыя безмерно выше всякаго совершенства человеческаго, какова следующая черта: престол Твой, Боже, в век века. Сколько бы вы не изыскивали, с кого списан сей пророческий образ, не найдете сего нигде, как только в лице Иисуса Христа1, Который, как человек, красен добротою паче сынов человеческих, потому что в Нем едином естество человеческое безгрешно; Который, как Бог, царствует от века, и, как Богочеловек, воцарился так, что царствию Его не будет конца (Лук. I. 33).

Дух пророческий в том же псалме изображает Царицу, Дщерь Цареву, Которая приближается к изображенному выше Царю, и предстоит одесную Его: предста Царица одесную Тебе. В изображении сей Царицы есть также необыкновенная черта следующая: вся слава Дщере Царевы внутрь. Где найдем лице, которому принадлежала бы сия черта? – Что заключено внутри, то мы обыкновенно называем сокровенностью или тайною: славою называем обыкновенно нечто такое, что вне открыто и всем явно. Напротив того, дух пророческий велит искать всей славы внутрь, и по сей черте узнавать Дщерь Цареву, Которую Он прославляет.

Не даст ли сему пророчеству изъяснения то, чтo мы ныне благоговейно воспоминаем? Ныне должны мы зреть духом, как Преблагословенная Дева Мария, – Дщерь Царева, по родословию от Царя Давида, – Дщерь Царя небеснаго Бога, потому что осенена Духом Святым, – Царица и Дщерь Царева вместе, потому что Она есть и Матерь и Дева, – восходит от земли на небо, чтобы предстать одесную Царя Христа, и сообразно с достоинством Матери Его, восприять достоинство Царицы небесной.

Если кто когда имел всю славу внутрь, совершенно удаляясь от всякой славы внешней: то паче всех Она. Что может быть выше и полнее внутренней славы Ея, – Ея безпримерной чистоты, Ея духовнаго совершенства, Ея святости? Но все сие, во всю жизнь Ея на земле, покрыто было почти непроницаемым покровом, – Ея глубоким смирением. Все, что могло прославить Ее пред человеками, Она или скрывала, или устраняла от Себя. Славное благовещение Архангела о воплощении от нея Сына Божия Она скрыла от всех так, что даже хранителю Ея Иосифу должен был открыть сие Ангел; и единомысленной с Нею праведной Елисавете не Она сие открыла, но Дух Святый. Чудесныя знамения, окружившия рождение Иисуса Христа, как заметил поздно уже писавший Евангелист, Она соблюдаше слагающи в сердце Своем (Лук. II. 19), а не износя устами в слышание другим: и потому-то, конечно2, иудеи знали только Его явление из Назарета, и не знали Его рождения в Вифлееме. Когда Иисуса, славы от человек не приемлющаго (Иоан. V. 41), тем не менее прославили чудеса Его и Его Божественное учение: тогда Его Матерь, если являлась близ Его, то для того, чтобы разделять Его страдания, как на Голгофе при кресте Его; а где могло бы пасть на Нее светлое отражение славы Его, как например, при Его царском входе в Иерусалим, там Ея не видали. После того, как Он видел Ее страждущую при кресте и утешил Ее, возможно ли, чтобы Он не утешил Ее преимущественно пред другими Своим явлением по воскресении? Однако сие не прославлено в Евангелии, подобно видениям Магдалины и других; и предание о сем неполно, конечно, в следствие смиренной сокровенности, которую Мариам имела правилом Своей жизни. Будучи безпрекословно первою дщерию открывшейся Церкви Христовой и Матерью всех верующих, которых Божественный Сын Ея3 нарек братиею Своею (Иоан. XX. 17), Она и в сие время продолжала Свою сокровенность и уклонение от всякой славы и почести: и в книге Деяний Апостольских, которая есть история первенствующей Церкви Христовой, только однажды встречаем имя Марии Матери Иисусовой (Деян. I. 14), и то после имен Апостолов. Наконец, Матерь Царя Христа, Матерь и Царица верующих, преставляется от земной жизни в небесную: чтo осталось после Ея? Остались ли царские чертоги4, великолепныя одежды, драгоценныя5 украшения, сокровища? – Ничего такого: остались только две одежды, и притом такия, которыя годились только в подаяние двум нищим вдовам. Воистину вся слава Дщере Царевы внутрь.

Дивитесь, разумеющие, полноте внутренней славы, не требующей никакого дополнения отвне.

Радуйтесь, любящие простоту, нестяжательность, безмолвие безвестности, тайно подвизающиеся, скрывающие свои добродетели: путь Царицы небесной даст вам свидетельство, что вы на царском пути.

Да вразумятся честолюбивые и славолюбивые. Можно ли высоко ценить наружный блеск6 и человеческую славу, которых не имела и не удостоивала иметь Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим? Надобно ли усильно гоняться за славою смертнаго между смертными, которую, не знаю, по каким доказательствам и опытам, называют безсмертною, тогда как она, подобно ветру7, налетает и улетает, как дым, отуманивает прельщеннаго ею, и, как дым, изчезает? Не лучше ли искать славы внутрь, – существенной славы, или достославной существенности благочестия и добродетели, – славы, которую внутренно возвещает8 закон Божий, которую слышит непорочная совесть, которая не зависит от непостоянства человеческих мнений, которой не повреждает клевета, которой рукоплещут небожители, которую благословляет Бог?

Да вразумятся любостяжательные: поелику и богатство имеет притязание на славу внешнюю. Стоит ли труда изнурять себя непрерывными заботами о приобретении и сбережении приобретеннаго свыше нужды, чтобы можно было хвалиться блестящим прахом, доколе не унесет его вихрь непредвидимых превратностей, или доколе не придет чреда хвалящемуся им самому9 обратиться в прах? Не лучше ли продать все, то-есть, отложить всякую привязанность и пристрастие к земным вещам, чтобы приобрести един многоценный бисер (Матф. XIII. 46), – Христову жизнь в сердце, и посредством сей драгоценности приобрести безценныя нетленныя сокровища неба?

Да вразумятся и роскошные и любящие суету, которым также10 мечтается слава, но, по верному взгляду Апостола, слава в студе (Фил. III. 19). В самом деле, не постыдная ли это слава, когда некоторые имеют своим отличием тонкую изысканность и неограниченную расточительность в чревоугодии и невоздержании, страсть к обаятельным зрелищам и сладострастным песням, превосходство в какой-нибудь игре безполезной, или еще и вредной? Стыдимся говорить о студе, более глубоком, в который низводят необуздываемыя роскошь и плотоугодие. Как же далеки от истинной внутренней славы люди, которых и внешняя слава есть стыд и унижение умственнаго и нравственнаго достоинства человеческаго!

Надобно и всем нам, христиане, настоятельно вразумлять себя о славе внутренней. Ибо в след Царицы, путем славы внутренней вошедшей в славу небесную, Дух Божий11 призывает и наши души. Приведутся, говорит, Царю девы в след Ея. Под именем дев можно здесь разуметь определенно девствующих духовно и телесно, по особенной любви к чистоте и по обету. Но можно разуметь и неопределенно всякую душу христианскую, обручившую себя Христу верою и любовию: поелику о всех сказал Апостол: обручих вы деву чисту представити Христови (2 Кор. XI. 2).

Итак, если, в след Царицы небесной, и мы призываемся в славу небесную путем славы внутренней: то как управим себя на сей путь? – Примите о сем наставление от св. Василия Великаго: «Кто благоукрашает себя для Отца видящаго в тайне (Матф. VI. 4), и молится, и все делает не так, чтобы показаться людям, но чтобы явиться единому Богу, тот имеет всю славу внутрь, как и Дщерь Царева».

Если бы кто вспомнил и заметил мне, что сие изречение Василия Великаго здесь же, в сей же день уже было произнесено за несколько лет пред сим: то я ответствовал бы: о, если бы слово истины и душевной пользы, сказанное здесь однажды, не было забываемо и оставляемо без исполнения! Мы с радостию предписали бы себе удерживаться от повторений: а вы не жаловались бы на повторение наставлений, которыя, при повторении, обращались бы вам в похвалу, а не в обличение. Аминь12.



Оглавление

Богослужения

7 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444). Память V Вселенского Собора (553). Сщмч. Николая Удинцева пресвитера (1918); сщмч. Александра Сахарова пресвитера (1927); св. Ираиды Тихо́вой исп. (1967).
05:30 Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00 Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, ЛЕВ; иером. ФИЛАРЕТ, ВИКТОРИН, ВАДИМ, АРИСТАРХ, ЕМИЛИАН, МОИСЕЙ, СПИРИДОН, ПРОКЛ
Сергиевский Трапезный храм

06:30 Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.