Слово в день обретения мощей Святителя Алексия

CCCLXXI.

282. Слово
в день обретения мощей Святителя Алексия.

(Говорено мая 20; напечатано в Твор. Св. От. 1853 г. и в собр. 1861 г.)

<1853 год>

Весь народ искаше прикасатися Ему:
яко сила от Него исхождаше, и исцеляше
вся
(Лук. VI. 19).

Какое счастливое время! Какие счастливые люди! Воплощенный Сын Божий ходит между людьми; и весь народ может приближаться к Нему, и прикасаться, и почерпать исходящую от Него всеизцеляющую силу!

Не хотители вы позавидовать современникам земной жизни Господа нашего Иисуса Христа? – Это было бы грешно, – потому что чувство зависти противно любви к ближнему, и безполезно, – потому что зависть не доставит нам того, чему завидуем, а только мучит нас: но это и ненужно, – потому что Бог премудрый и всеблагий, конечно, не поставил нас в такое положение, чтобы мы по справедливости могли завидовать другим людям и другим временам, как бы обиженные Провидением.

Что жь? Исходит ли и ныне сила от Господа нашего Иисуса Христа, чтобы исцелять вся? – Так без сомнения. Но почему не всегда видим ея действие, когда желаем? – Если это не от того, что сокрылась, или удалилась Его сила: то конечно от того, что мы не умеем искать прикасатися Ему.

Что это за сила, которая исхождаше от Господа Иисуса и исцеляше вся? – Не иная, как сила Его Божескаго естества, соединеннаго с естеством человеческим, и Его человечества обоженнаго.

Сила Божества безконечно велика, так как все Его свойства безконечны, и вечно деятельна, так как все Его свойства вечны и непреходящи. Итак, сила Божества не только деятельно исходила из Его сокровенности во время шестидневнаго творения, но деятельно исходит и после онаго, по реченному Господом: Отец мой доселе делает, и Аз делаю (Иоанн. V. 17). Она исходит в мир невидимый, и действует, как первоначальный свет, просвещающий вторые светы, чистые умы, – как источная жизнь, оживляющая и облаженствующая безсмертное бытие духов. Исходит в мир видимый, и действует, как свет, который во тме светится (Иоанн. I. 5), который просвещает всякаго человека, грядущаго в мир (9), как жизнь, которая оживляет смертное, и мертвое воскрешает. Святый Апостол Павел видит, и свидетельствует, что Сын Божий носит всяческая глаголом силы Своея (Евр. I. 3), что мы в Боге живем и движемся, и есмы, что Он дивным образом приближается к нам, да поне осяжем Его, и обрящем, яко недалече от единаго коегождо нас суща (Деян. XVII. 27. 28).

Но поелику опыт веков показывал, что дух человеческий не умел обрести и духовно осязать приближающагося к нему Божества, и, вопреки своему назначению к блаженному общению с Богом, погрязал в тварях, в тлении, в смерти: то неистощимый в средствах милования Бог изобрел новый необычайный способ преподания Своей животворной и спасительной силы человеку. Это уже не приближение только Божества к человеку, но соединение Божества с человечеством в лице Богочеловека Иисуса Христа, в Котором, по изъяснению Апостола, живет всяко исполнение Божества телесне (Кол. II. 9). Его человечество исполнено и орошено Божественною силою, по ипостасному, или единоличному в Нем соединению естеств Божескаго и человеческаго; а поелику восприятое им и обоженное человечество, яко человечество1, есть единоестественно со всем родом человеческим, – то оно есть открытый для всех человеков и неистощимый источник Божественной, благодатной, животворящей, всеизцеляющей, спасительной силы.

Такова сила, которая исхождаше от Господа Иисуса, и исцеляше вся. Еще ли кто спросит: исходит ли она от Него и ныне? – Прежде вопроса уже ответствовал на сие Апостол: Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и во веки (Евр. XIII. 8), – Тойже и днесь, с тоюже силою, от Него исходящею, и изцеляющею вся; поелику это сила Божественная, и следственно не временная, не преходящая, но вечная и вечно действующая, и преимущественно на желающих и ищущих прикасатися Ему.

Здесь раждается новый, повидимому, трудный вопрос: как можем мы прикасаться ко Христу, когда Он уже не ходит по земле, как человек между человеками, но, яко Бог, седит на небеси одесную Бога Отца? Кто из нас может досягнуть, чтобы прикоснуться к Нему? – Если будем внимательны; найдется, на сие недоумение, благоприятное и для нас разрешение в событиях того времени, когда Христос видимо ходил между человеками.

Многие думали тогда, что благотворная во Христе сила ограничена Его телом, и что для получения от нея благотворнаго действия, надобно прикоснуться телом к Его телу; и потому, даже не прося от Него изцеления, просто бросались для прикосновения к Его телу, и, видно, имели успех, как сие можно примечать из слов Святаго Евангелиста Марка: многи исцели, якоже нападати на Него, да Ему прикоснутся (Марк. III. 10).

Не так думала, упоминаемая в Евангелии, жена кровоточивая. Она полагала, что сила Христова не ограничивается Его телом, но простирается далее, что ею орошены и ризы Его, что прикоснуться к Его ризам значит уже прикоснуться к Нему и Его целебной силе, и что следственно посредством прикосновения к ризам Его можно получить изцеление. И сие мнение оправдал опыт. Прикоснуся ризе Его, – и абие изсякну источник крове ея, и ощути телом, яко исцеле от раны (Марк. V. 27–29).

Еще иначе думали десять прокаженных. Прикоснуться ко Христу, или хотя к ризе Его, не позволял им строгий закон, который прокаженных, как нечистых, удалял от сообщения с чистыми. Что же было им делать? Изцеление получить желательно, а к Изцелителю прикоснуться непозволительно. Нужда заставила их возвыситься над чувственным образом мыслей. Они разсудили, что сила во Христе не телесная, но духовная, Божественная, и что следственно можно к ней прикоснуться не только телом, но и кроме тела духом, мыслию, желанием, словом молитвы. Итак, они сташа издалеча, и вознесоша глас, глаголюще: Иисусе наставниче, помилуй ны (Лук. XVII. 12. 13). И что чрез сие прикоснулись они ко Христу духовно, и привлекли себе Его всеизцеляющую силу, сие, подобно как и над кровоточивою, показал опыт. И бысть, идущим им, очистишася (14).

Из сих примеров открываются нам три вида спасительнаго прикосновения ко Христу: прикосновение телесное непосредственное, прикосновение чрез некое видимое посредство или знамение, и прикосновение духовное.

Теперь пусть спрашивают: можно ли прикасаться ко Христу, вознесшемуся уже на небо? – Надеюсь, понятен и удостоверителен будет ответ: можно прикасаться ко Христу духовно, не рукою или устами, но духом, мыслию, желанием, молитвою, верою, созерцающим умом, любящим сердцем; потому что дух и его движения не так стеснены пространством и временем, как тело и его движения. Если же для духа, облеченнаго плотию, нужно и посредство, или видимое знамение, для приближения и прикосновения ко Христу: Он, излиявший Свою благодатную силу даже на Свою вещественную одежду, не паче ли излиял ее в души Святых Своих, которые, во Христа крестившись, во Христа облеклись, и по мере веры и чистоты, сами соделались облачением и вместилищем Его благодатной силы? А от душ святых не излилась ли она и на их нерукотворенныя одежды, – на их святыя телеса и нетленныя мощи; не проявила ли, и не проявляет ли себя и чрез священныя изображения? Не исходит ли чрез сии посредства и знамения Христова сила, чтобы изцелять вся? Не часто ли сие испытывают верующие, хотя не все умеют сие видеть и принимать? Желаете ли вы еще более, – желаете ли телесно, непосредственно прикоснуться ко Христу? Что на сие сказать? – Надобно сказать, что Он даровал вам более, нежели могли вы пожелать и представить себе возможным. Он рек: приимите, ядите, сие есть тело Мое; пийте, сия есть кровь Моя; и, чрез служителя таинства, глаголет сие и ныне; и преподает нам верующим всегда и всюду Свое животворящее тело и Свою животворящую кровь, не для прикосновения только, но и для вкушения, дабы мы, вкусив оных с верою, могли из глубины внутренняго чувства воззвать к Нему со святым Василием Великим: наполнихомся Твоея безконечныя жизни! Чего же еще тебе, христианин вселенския Церкви? Можешь ли ты завидовать иудею, который, по слуху о Иисусе, устремляясь из Иерусалима, или откуда-нибудь, в Галилею, искаше прикасатися Ему, яко сила от Него исхождаше, и исцеляше вся?

Станешь ли жаловаться, что, хотя ты ищешь прикасатися Ему, теми самыми способами, на которые я указал, однако не ощущаешь живительнаго прикосновения и не обретаешь изцеления твоих страстей, скорбей и недугов?

Разсмотрим сию жалобу, также на основании опытов, которые представляются в Евангельских повествованиях.

В Евангелии не видим, чтобы Христос Спаситель кому-нибудь отказывал в животворном прикосновении Своей силы. Ибо и сказанное Им жене Хананейской: остави, да первее насытятся чада (Марк. VII. 27), не было совершенным отказом в изцелении дщери ея, а только это было обличение язычества и воззвание язычницы к чистой вере в единаго истиннаго Бога. Напротив, Евангелие говорит, что сила от Господа Иисуса, как бы сама собою, непрестанно исходила, и простиралась всюду на все, подобно как сила света от солнца. Сила от Него исхождаше, и исцеляше вся. И сам Он о Себе свидетельствует, что сила от Него исходила как бы самодвижно, по воле ищущих прикасатися Ему, без предварительнаго испрошения Его на то соизволения: прикоснуся Мне некто; Аз бо чух силу изшедшую из Мене (Лук. VIII. 46). Не так ли сему и подобало быть? Если от видимаго солнца непрестанно исходит и на все простирается животворная сила света: не паче ли могущественна и непрестанно и неограниченно деятельна должна быть сила Божественнаго солнца правды?

Итак, если ты жалуешься, что, и при употреблении известных средств приближения и прикосновения ко Христу, ты не ощущаешь животворнаго и всеизцеляющаго действия силы Его: то пойми, что твоя жалоба должна пасть не на кого-либо другаго, как на тебя самого. Как никто не может по правде жаловаться на солнце, будто оно не дает ему своего благотворнаго света и силы: так никто не может по правде жаловаться на Христа, будто Он не дарует Своего благодатнаго света и силы; с тою разницею, что свету и силе солнца могут препятствовать облака и ночь, а свету и силе Христовой никакия темныя и противныя силы препятствовать не могут. Если ты не видишь радостотворнаго света Христова: то конечно потому, что не умеешь или не хочешь открыть твое духовное око. Если ты не ощущаешь благодатной силы Христовой: то конечно потому, что твое внутреннее чувство не возбуждено, или отуманено впечатлениями внешних чувств, по невниманию и небрежению твоему над тобою господствующих; или, может быть, благодатная сила предусмотрительно удерживает свое явственное влияние, чтобы не разрушить твой некрепкий сосуд, когда ты еще не укрепился, а только укрепляешься ея же сокровенным действием. Если дух твой не находит силы вознестись к небесному, и оживительно прикоснуться ко Христу верою: то не потому ли, что его задерживают земныя привязанности, которым ты позволил слишком укрепиться? Если дарованныя тебе средства для приближения ко Христу, и для общения с Ним, не оказывают над тобою желаемаго действия: то не потому ли, что ты неверно или небрежно употребляешь оныя? не потому ли, что мысли твои разсеяны, желания непостоянны, молитва неприлежна, вера мертва неделанием благих дел, любовь к Богу подавлена любовию к тварям?

Братие святая, взываю к вам Апостольским воззванием, звания небеснаго причастницы, разумейте посланника и святителя исповедания нашего Иисуса Христа (Евр. III. 1). Разумейте, что в Нем наша жизнь, в Нем наш свет и сила, в Нем наше всецелебное врачевство для души и тела, в Нем наше благо настоящее и блаженство будущее, что вне Его и в удалении от Него только преходящие призраки добра и счастия, а за ними зло, и тление, и смерть. И потому, не будем менее внимательны к нашему собственному благу, нежели оный иудейский народ, который отвсюду во множестве, забывая свои домы и дела, притекал к Нему, для слышания Его учения, и для изцелений от Него, и с неудержимыми усилиями искаше прикасатися Ему. Да притекаем и да приближаемся к Господу Иисусу во святом храме Его, и в сердце нашем, которое также должно быть храмом Его. К Нему да собираем наши мысли от разсеяния в мире. К Нему да устремляем наши желания от пристрастия к тварям. Да прилежим к молитве, дабы она могла наконец обратиться в непрестанную беседу сердца с Богом. Верою деятельною да приобретаем веру созерцающую. Не только да не позволяем себе любить суету, но и естественной, законной любви земной поставим пределы, и над нею вознесем любовь Божию. И, по мере верности и усерднаго подвига, по дару же Христа Бога, да сподобится каждый истиннаго, живаго и животворнаго не только прикосновения, но и вселения благодатной силы (2 Кор. XII. 9), от Него исходящей, и исцеляющей вся. Аминь.



Оглавление

Богослужения

8 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138–161). Сщмч. Сергия Стрельникова пресвитера (1937).
17:00  Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.