<Примечания к главе 238>

     1 В указателе в Чт. О. Л. Д. П. значится произнесенным 7 окт. 1841г. – По Евреин. сборн: Слово по освящении Покровской Церкви, что в городе Коломне, говоренное августа 4-го дня 1828 года.

И исполню храм сей славы, глаголет Господь Вседержитель. Мое сребро и Мое злато, глаголет Господь Вседержитель. Зане велия будет слава храма сего последняя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель. Агг. 11, 8, 9 и 10.

Cиe сказал от имени Божия Пророк Аггей, когда храм Иерусалимский, разрушенный Вавилонянами, вновь созидаем был Иудеями, после пленения Вавилонскаго. Пророк предвещал им славу храма, как поощрение и награду их подвига в созидании онаго. И здесь видим храм, давно некогда созданный, а ныне возсозданный и освящаемый, только не после разрушения от враждебной руки, но после обветшания от времени.

Должно веровать, что и в настоящем случае Господь Вседержитель, призирая на благочестивое усердие плодоносящих и добродеющих во храме сем, внимая молитвам церкви, приемля предстательство добропобедных мучеников и Святых, соприсутствующих нам в их священных останках, посетил настоящее тайнодействие благодатным Своим присутствием, и, по благодати Своей, дал ему обетование славы: исполню храм сей славы.

А что такое слава храма первая и последняя, о сем кратким учением обновим cиe духовное и Божественное училище.

Поклонники храма Иерусалимскаго, славу храма полагали, кажется, наиболеe в его великолепии. К сему народному понятию о славе храма применяется Пророк, когда говорит Иудеям: кто от вас, иже виде храм сей в славе его прежней? И како вы видите его ныне якоже не суща пред вами? Ибо храм, который они созидали, был мал и скуден в сравнении с прежним разрушенным.

Но когда Пророк сему, ничтожным кажущемуся, храму обещает славу: тогда уже не по народному понятию говорит он о славе храма, и потому присовокупляет: Мое сребро, и Мое злато, глаголет Господь Вседержитель, т.-е.: «напрасно уничижаете вы храм сей, потому что он не представляет видимаго великолепия; он может иметь славу, не смотря на сей мнимый недостаток; Мое сребро и злато во всей подсолнечной, глаголет Господь Вседержитель; не трудно Mне обогатить дом Мой, но Я не имею нужды для него в том, чем обладаю в целом мире.

Что значит слава храма относительно к первому храму Иерусалимскому, т. е., бывшему прежде пленения Вавилонскаго, cиe не трудно усмотреть из повествования об освящении сего храма при Соломоне. И бысть, повествует книга Царства, егда изыдоша Иepeu из Святилища, и облак исполни храм Господень. И не можаху Иереи стати служити от лица облака, яко исполни слава Господня храм. Очевидно, что здесь славою Господнею называется чудесный облак, осенивший и наполнивший храм, и бывший видимым знамением невидимаго присутствия Божия.

Но если таким образом первую славу храма Иерусалимскаго, или важнейшую часть ея, составляет чудесный облак, знаменующий присутствие Божие: то каким образом второму храму Иерусалимскому, т.-е., воздвигнутому после пленения Вавилонскаго, приписывается велия слава последняя паче первыя, когда напротив того, в сем последнем храме невидно было ни чудеснаго облака, ни самаго ковчега завета, ни других чудесных принадлежностей перваго храма? Сей вопрос делал, и до ныне делает для Иудеев неразрешимою загадкою предсказание о преимущественной славе втораго Иepyсалимскаго храма, разрушеннаго язычниками бедственнее перваго.

Но для нас, христиане, ключ к разумению пророчества Аггеева подает другой Пророк, за ним последовавший, когда говорит: внезапу приидет в Церковь Свою Господь, Его же вы ищете: и Ангел завета, Его же вы хощете: се грядет, глаголет Господь Вседержитель (Мал. II. 1). Bеpa наша торжественно разрешает загадку; отверзает дверь уразумения, обретает искомаго многие веки Господа? сретает вожделеннаго Ангела завета, созерцает велию славу храма Иерусалимскаго последнюю паче первыя в том, что в сем xpaме, в последние дни его, явился Господь наш Иисус Христос.

И так невидимое присутствие Божие в видимых знамениях – вот первая слава храма Иерусалимскаго! Видимое пpиcутcтвиe Бога, явившагося во плоти, – вот последняя слава храма Иepycaлимcкaгo, велия паче первыя!

Что должно думать о славе храма христианскаго? Нечто подобное сказанному о славе храма ветхозаконнаго, который со всеми принадлежностями своими был сень грядущих и котораго существенность совершеннее познается в христианстве.

Мысль о cлaве храма xpиcтиaнскaгo не должно смешивать с мыслию о его великолепии. Если храм наполнен украшениями, избранными по древности, драгоценности, красоте: по сему нельзя еще сказать, что он исполнен славы. Блаженно то чувство сердца, которое говорит Богу: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего. Благословенна смиренная душа, подобная душе возлюбленнаго Давида, который говорил Нафану: се аз живу в дому кедрове, кивот же завета Господня под кожами! Стыдно, думал он, пользоваться данным от Бога изобилием, если не посвящена Богу лучшая часть онаго; неприлично жить в прекрасном доме, и видеть дом Божий неукрашенным. Так размышляющему скажу и я, что сказал Нафан Давиду: все еже в сердцы твоем, твори яко Бог с тобою есть. Успеешь ли ты сотворить для дома Божия все еже, в сердцы твоем, или не успеешь, и после тебя благословится твое благое намерение. Но если облекши храм благолепием видимым, ты думаешь, что довольно прославил его и Живущаго в нем; а дух лестчий еще тебе вносит в ум помысл, что ты довольно прославил тем и себя самого, если, дав на дом Божий десятину, от твоего приобретения, мечтаешь подобно фарисею, что уже неси, якоже прочии человецы: то и тебе, как некогда Иудеям, глаголет Господь Вседержитель: Мое сребро, и Мое злато; велико ли то, что из многаго, тебе дарованнаго, немногое возвратил ты Даровавшему?

Един Господь Вседержитель властен исполнить славою храм Свой. Он сказал о храме Иудейском: исполню храм сей славы; и если желаете знать, откуда произойдет она, слышите, что еще сказал Он в тоже время: зане Аз с вами есмь, глаголет Господь Вседержитель: слово, еже завещах с вами, егда исходисте из земли Египетския, и Дух Мой настоит посреди вас. Подобно сему и нам, христиане, сказал Господь Иисус Xpиcтoc: идеже аще два или mpиe собрани будут во имя Мое, ту есмь и Аз посреде их; и в сем заветном cлoве, действенном и не преходящем, положил неоскудевающее начало славы для храмов христианских. Он здесь посреди нас в слове Евангелия, в облаке таинств, в духе и пламени молитв единодушных. И поелику, где Бог и прославленный Богочеловек, там и небо всегда исполненное славы: то воистинну, Господи, в храме стояще славы Твоея на небеси стояти мним.

Вот первая слава храма христианскаго.

Первая? И неужели после сей славы еще есть последняя велия паче первыя? Не знаю, должно ли сказать, есть паче первыя; но то верно, что за сею первою славою храма христианскаго должна следовать последняя, к которой стремится первая, и без которой первая была бы как бы начало без соответственнаго ему окончания, как средство без цели. Как в ветхозаветном храме слава чудес, знамений, прообразований должна была вести к славе явления Иисус Христова: так в новозаветном храме слава благодатнаго присутствия Господня в таинствах, молитвах, должна вести к славе явления Xpиcтoвa в нас, как изъясняется Святый Апостол Павел. Надлежит нам, входящим во храм Божий, самим сделаться, по другому изречению того же Апостола, церквами Бога жива, и Духу Божию жить в нас; или, по изречению другаго Апостола, надлежит приходящим во храм ко Господу, камени живу, от человек убо уничижену, от Бога же избранну честну, и самим, яко камению живому, созидаться в храм духовен. Еще и в ветхом завете издалека, но уже ясно, Бог показывал cиe последнее назначение христиан быть живыми храмами славы Его. Вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и mии будут мне людие. Вот, наконец, последняя слава храма христианскаго.

О как желал бы я иметь дерзновение решительно предсказать созидателям, украшателям и посетителям обновленнаго храма сего, что будет для них, или лучше в них, слава его последняя паче первыя! Не трудно в сем поручиться за Господа, обещающаго славу: Господь благодать и славу даст. Но даяние может совершиться только тогда, если с другой стороны последует принятие, как изъясняет Господь, говоря Отцу Своему о первых учениках Своих: Аз славу, юже дал ecu Мне, дах им, и тии прияша: приятие же подаваемаго зависит от воли и расположения приемлющаго. И так с сей стороны никто не должен ожидать никакого пророка славы; но каждый из нас да подвизается сам, и наипаче во храме таинств и молитвы, чтобы принять подаваемую от Бога славу для своего внутренняго нерукотвореннаго храма, и тем довершить славу видимаго рукотвореннаго храма. Находяся во храме, будем прилежно собирать наши чувства, наши помышления, наши желания в единое Богомыслие и Божественное желание, и отходя в домы, будем убегать всего, что храм Божий осуждает и отвергает, как противное Закону Божию, как недостойное почитателей истиннаго Бога.

Если будем верны в сем: то верно узнаем, что не напрасна молитва, которую так часто возносит Церковь, и с которою молю ныне всех вознести сердца горе: Царю небесный! прииди и вселися в ны. Аминь.



Оглавление

Богослужения

28 сентября 2020 г. (15 сентября ст. ст.)

Попразднство Воздвижения Креста. Обре́тение мощей первомч. архидиакона Стефана (415). Прп. Никиты Боровского, ученика и сродника прп. Сергия Радонежского (после 1421). Вмч. Никиты (ок. 372). Обре́тение мощей свт. Акакия исп., еп. Мелитинского (III). Мчч. Максима, Феодота, Асклиады (Асклипиодоты) (305–311). Мч. Порфирия (361). Прп. Филофея пресвитера, в Малой Азии (X). Свт. Иосифа, еп. Алавердского (570) (Груз.). Свт. Симеона, архиеп. Солунского (1429). Сщмч. Иоанна Ильинского пресвитера и прмц. Евдокии Ткаченко (1918); сщмчч. Андрея Ковалева, Григория Конокотина, Григория Троицкого, Иоанна Яковлева пресвитеров (1921); прп. Игнатия Бирюкова исп. (1932); сщмч. Димитрия Игнатенко пресвитера (1935); сщмчч. Иоанна Бороздина, Иакова Леоновича, Петра Петрикова, Николая Скворцова пресвитеров и Николая Цветкова диакона, прмц. Марии Рыковой и мц. Людмилы Петровой (1937). Новоникитской иконы Божией Матери (372).
05:00  Молебен с акафистом преподобному Сергию

Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, НИКАНДР; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, СПИРИДОН, АЛЕКСИЙ    
Сергиевский Трапезный храм

06:30 Ранняя Литургия

Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.