Беседа при торжественном священнослужении по случаю внесения в храм Святых мучеников Флора и Лавра и освящения креста

СССХХ.

32. Беседа
при торжественном священнослужении
по случаю внесения в храм Святых мучеников Флора и Лавра
и освящения креста, устроеннаго благоизволениeм и
щедротами Государя Цесаревича, Великаго Князя Александра Николаевича
и Государыни Цесаревны Великия Княгини Mapии Александровны.

(Говорена декабря 20 дня; напечатана в Москов. Губ. Вед. № 52)

<1842 год>

О вере в общение со святыми, отшедшими к Богу, хочу сказать нечто братиям святаго храма сего. И не я избираю для вас ныне сей предмет беседы. Но из Дома Царева чрез меня приходит к вам слово утешения и назидания.

Святый Апостол Павел, пиша послание к Христианам из Евреев, и желая утвердить их в вере и добродетели, между прочим обращает их внимание на превосходство Христианской веры, в сравнении с Ветхим Заветом, и говорит: не приступите бо к горе осязаемей, и разгоревшемуся огню, и облаку, и сумраку, и бypе, и трубному звуку, и гласу глагол, его же слышавшии отрекошася, да не приложится им слово, не терпяху бо повелевающаго. Не трудно вам уразуметь, что сими словами Апостол указует на грозное преподание закона Израильскому народу чрез Моисея на горе Синае, при чем народ не допущен был приступить к Богу уразумети, и от страха говорил Моисею: да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем (Исх. XIX. 21. XX. 19). Сему противополагая Новый Завет Христов, Апостол продолжает: но приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иepyсалиму небесному, и тмам Ангелов, торжеству, и Церкви первородных на небесех написанных, и Судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к Ходатаю Завета Нoваго Иucycy (Евр. ХII. 18–24). То есть: древние, вступая в завет с Богом, предстояли видимой горе Синайской, и чувственным знамениям присутствия Божия: вы, Христиане, вступая в завет с Богом и Христом, приступили к невидимой горе Сионской, вступили в ближайшее, духовное общение с Небом. Те имели своим ходатаем, или посредником пред Богом человека, раба Божия, Моисея, который и сам трепетал пред знамениями присутствия Божия: ваш Ходатай пред Богом есть Иисус Xpистос, Сын Божий, истинный Бог и человек, в Котором обитает все благоволение Бога Отца к Нему, и чрез Него к человекам. Те и повелением, и собственным страхом удержаны были от приближения к Богу, от прикосновения к месту Его присутствия, от непосредственнаго общения с вышними силами: вам открыт свободный и невозбранный доступ к общению со множеством Ангелов, с величественным собором и Церковию духов праведных человеков, достигших духовнаго совершенства, написанных на небесах, в качестве граждан Небеснаго Иерусалима, приискренне усвоенных Богу, подобно как некогда прообразовательно усвоялись Ему первородные; наконец в сем сообществе небесных граждан вы имеете дерзновение приближаться и к Самому Царю небеснаго града, к Богу и Христу. Таково, братия, превосходство нашея веры. Темже убо, заключает Апостол, да имамы благодать, ею же служим Богу со благоговением и страхом (28). Тем же убо, скажу и я, да пребываем верны благодати и вере, мыслию и сердцем, делом и житием, да храним себя достойными высокаго сообщества, в которое ввела нас благодать верою.

Но мне кажется, приведенныя теперь, и несколько нами объясненныя, слова Святаго Павла возбуждают еще вопрос: когда же и как произошло то, что мы приступили к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам Ангелов, торжеству, и Церкви на небесех написанных? Евреи ясно знали, когда, и как приступили они к горе осязаемей, Синайской, и приняли закон. То, что в соответствие сему явному событию поставляет Апостол, может ли быть указано с такою же очевидностию? Ходатай новаго завета, Господь Иисус, как только начал созидать свою Церковь призванием Апостолов, сказал первым ея членам: отселе узрите Небо отверсто, и Ангелы Божия восходящия и нисходящия над Сына человеческаго (Иoaн. I. 51). Это почти тоже, как бы Он обещал им, что они скоро приступят к тмам Ангелов. Когда же, и как исполнилось то, что Господь обещал и что Апостол видел уже исполнившимся? – Видно, что сие началось от самых слов обещания Господня: отселе узрите небо отверсто; вполне же и торжественнее совершилось, думаю, в воскресении Господнем, и в вознесении на небо. Со времени грехопадения перваго человека, и его изгнания из рая, двери рая и неба были затворены для рода человеческаго; херувим пламенным оружием заграждал вход. Кровию и водою из ребра страждущаго на кресте Ииcyca погашен пламень оружия сего. Воскресшему сквозь запечатанный гробный камень Иисусу отверзлись двери Неба, как Богу: но как он есть купно и человек, то и для человечества оне отверзлись, и нам открылась возможность приступить ко граду Бога живаго, к тмам Ангелов, к Церкви первородных, на небесех написанных. Возшед, по выражению Пророка и Апостола, на высоту, то есть, на небо, пленил Он плен, то есть, освобожденных Им пленников ада привел к Иepycaлиму Небесному, и даде даяния человеком (Еф. IV. 8), то есть, дары небесные и Божественные. Таким образом твердо и торжественно установленное ближайшее общение земнаго с небесным, без сомнения, не могло не оказать более или менее влияния на события в Христианстве. Сие самое и показывает История Евангельская и Апостольская. Ангелы открывают гроб воскресшаго Ииcyca и остаются при нем в ожидании человеков, чтобы обрадовать их вестию о Его воскресении. Многа телеса усопших святых восташа, и воскресшие изшедше из гроб, по воскресении Его, внидоша во святый град, и явишася мнозем, без сомнения, служа тем союзу земнаго с небесным, славе Небеснаго Спасителя, и вере земнородных спасаемых. Ангел вывел Апостола Петра из заключенной и стрегомой темницы. И достойно примечания, что когда освобожденный таким образом Петр пришел к воротам дома, в котором собрано было много Христиан, и когда до них дошла неожиданная весть о его пришествии, тогда они, не поверив, сказали: Ангел его есть (Деян. XII. 15). Такое близкое было знакомство с Ангелами, что казалось вероятнее встретить Ангела из области света, нежели Петра из темницы.

Правда, и во время ветхаго завета не неизвестны были явления Ангелов: но тогда и благочестивые взирали на сие, как на необычайность, угрожающую смертию. И тогда в отшедших к Богу праведниках живущие на земле полагали некоторую связь с небом; ибо для чего бы иначе так любили именовать Бога в молитвах Богом Авраама, Исаака и Иакова? Но тогда сия связь была не так тверда и открыта: потому что сами праведники еще ожидали утверждения и открытия своего союза с Богом чрез Христа.

Когда же Христианская на земли Церковь и учением познала, и опытом открыла свой, хотя большею частию невидимый, но действительный союз с Церковию небесною, со тмами Ангелов, с душами праведников совершенных: тогда мудрости ея свойственно было избрать и ввести в постоянное употребление приличныя средства к сохранению и поддержанию сего союза в его благотворной силе. Для сего память святых введена в Богослужение; распределена по дням года, и частию по дням недели. Церковь восхваляет пред вами их подвиги и добродетели, чтобы возбуждать нашу к ним любовь и в след за нею подражание; обращает к ним молитвенные гласы, чтобы преклонять к вам их любовь, для вас благотворную. Ибо основание чистаго союза духовнаго есть чистая любовь. И если начало церковной памяти святых небесных не может быть изъяснено иначе, как из живаго дознания союза с ними в первенствующей Церкви: то продолжение и распространение сей памяти также не иначе изъясняется, как непрестанно являющеюся и испытуемою благотворностию сего союза. Церковь полна славою святых: потому что, по благодати Божией, полна их благотворениями.

Если хорошо и на земли иметь друзей, которых доброта поощряла бы нас к добру, мудрость вразумляла бы в затруднениях; сила и доступ к высшему могуществу подкрепляли бы нас и защищали: колико лучше иметь на небесах друзей, которых доброта, мудрость, сила чиста, светла, Божественна, от непрерывнаго их общения с Богом? Или это далеко? – Не далеко, братия. Потому что разстояния и времен, и мест, мало значат для духа, особенно чистаго, и в Боге живущаго. Буду и спребуду вам всем в ваш успех и радость веры, уверял Апостол (Филипп. I. 25) тогда, как не знал, долго ли останется в живых на земли: и верно слово сие о всех ему подобных. Точию да имеем хотя начаток веры и любви, с надеждою успеха в них.

Но вот и дело веры в общение святых, небесных, – дело, давшее предмет настоящему слову, и паче слова утешительное и назидательное, не только для братий святаго храма сего, но и для всех сынов Церкви и России. Когда Бог, благословив супружеский союз Благовернаго Государя Цесаревича Великаго Князя Александра Николаевича и Благоверной Государыни Цесаревны Великия Княгини Mapиu Александровны, даровал Им Первородную Дщерь: радость Их, равно как и Августейших Родителей Их, явилась радостию Христианскою. Сердце Царево, вместе с благодарением к Богу, подвиглось человеколюбием к неимущим, сирым и болящим, отверзло для них щедрую руку. Сердце Сына и Наследника Царева вознеслось к Отцу Небесному, и взыскало принести Ему жертву, при посредстве святых Его. Воспомянув, что день рождения Благоверной Государыни Великой Княжны Александры Александровны посвящен Церковию памяти святых мучеников Флора и Лавра, и что здесь есть храм их имени, Государь Цесаревич и Государыня Цесаревна благоизволили почтить и украсить сей олтарь сим изображением Распятаго Спасителя нашего, ознаменовывая сим священным памятником Свою благодарность к Богу за Свою Первородную Дщерь, и купно поручая Ее молитвам святых Мучеников.

Братия и чада веры! Соутешимся верою Благовернаго Первенца и Наследника Царева. Благо Дому Цареву, когда вера в Нем обитает. Благо и нам, когда вера обитает в Доме Царевом. Радостными и молитвенными движениями сердец, приступим ныне, и не престанем приступать к Церкви первородных на небесех написанных, и к Самому Ходатаю Новаго Завета Господу Ииcycy, да сохранит завет благоволения Своего Благочестивейшему Государю нашему Императору Николаю Павловичу, да прибавит и умножит Ему и Наследнику Его Благоверному Государю Цесаревичу Александру Николаевичу всякое благословение и всякий дар совершенный, наипаче же дар благословеннаго потомства, утверждающий на веки судьбу Престола и Царства, молитвами святых, в славу благодати и премудрости вечныя, ею же Цapиe царствуют. Аминь.



Оглавление

Богослужения

7 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444). Память V Вселенского Собора (553). Сщмч. Николая Удинцева пресвитера (1918); сщмч. Александра Сахарова пресвитера (1927); св. Ираиды Тихо́вой исп. (1967).
05:30 Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00 Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, ЛЕВ; иером. ФИЛАРЕТ, ВИКТОРИН, ВАДИМ, АРИСТАРХ, ЕМИЛИАН, МОИСЕЙ, СПИРИДОН, ПРОКЛ
Сергиевский Трапезный храм

06:30 Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.