Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы

ССLXXIII.

192. Слово
в день Успения Пресвятыя Богородицы1.

<1811 год>

(Напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.)

Бысть же ходящим им, и Сам вниде в весь
некую: жена же некая именем Марфа
прият Его в дом свой.
Лук. X. 38.

Блаженна ты, не славная и совсем неизвестная по имени весь: ибо Христос, Господь славы, посещает тебя. Благословен ты, не богатый, вероятно, дом: ибо Христос, богатый милостию входит под кров твой. Закхей погибал от страсти любостяжания: но как скоро посетил дом его Христос, в тот же самый день спасение сему бысть (Лук. XIX. 9). Будет спасение и дому Марфы, приявшей Спасителя, будет, без сомнения.

Блаженно и всякое место или дом, которыя удостоиваются посещения Божественнаго. Наипаче же блажен человек, достойно приемлющий Божественное посещение. Ибо если посещает место невместимый Бог: то для того, чтобы посетить человека, и в его душе устроить Себе обитель.

И что значит, что Евангельское повествование о посещении Христовом, так часто провозглашает пред нами Церковь? Не хощет ли она возбудить в нас жажду Божественных посещений? Не хощет ли вразумить нас, как можно привлекать, и как достойно принимать оныя?

О Высокая Дверь посещений Божественных, живый град живаго Бога, первенствующая обитель Христа! Mapия, блаженная паче той, которая избрала благую часть, ибо Ты избрала, или лучше, Тебя избрало, всецелое и всесовершенное благо, Тебя прежде всех, но и ради всех, во тме седящих, посетил есть Восток свыше, и не только посетил, но и обитал в Тебе, и под сению Твоею, Верховный Посетитель душ! Дверию гроба отходя от нас, чтобы взаимно посетить Его, и обитать с Ним в Его славе, оставь нам за Собою отверстыми двери милосердия. Воспомяни Ему о смиренной веси на распутии мира, которая однако же принадлежит к Его царству, о утлой хижине в юдоли тления, которую однако же Он Сам, и для Себя Самого, построил. Да не вотще жаждет душа благодатнаго посещения Его, да не вотще приидет посещающая благодать в душе, не умеющей сретить и принять.

Мне слышится, что душа говорит: о если бы только посетил меня Бог Своим благодатным посещением! Как бы уже не принять Его мне с благоговением, с усердием, так, как благоугодно Посещающему?

Вопреки сему, гораздо справедливее можно сказать: о, если бы только ты был способен, расположен, готов принять достойно благодатное посещение! Возможно ли, чтобы не посетил тебя вскоре Бог, Который, по созерцанию Иова, внимает умом к человеку, посещение творит ему по всяко утро, и во всякое мгновение испытует его (Иов. VII. 17. 18).

Но что препятствует человеку с успехом искать Бога, и достойно принимать Его благодатныя посещения? – Евангельское повествование о Марфе, приявшей Господа в дом свой, к вразумлению нашему показывает, что наиболее препятствует в том попечение житейское, или привязанность к земному.

Марфа уже не искала только, или желала посещения Христова, но и получила оное. Пpият Его в дом свой. Она приняла Его с благоговением: ибо и Господом нарекла Его, и от Него просила повеления сестре своей, будучи властна сама распоряжать в своем доме. Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави? – Рцы убо ей, – Марфа приняла Господа с усердием: ибо тщательно готовилась угостить Его, как поступил и Авраам во время бывшаго ему посещения Господня. Марфа же молвяше о мнозе службе. Не располагает ли сие думать, что приняла она Христа достойно и благоугодно Ему? – Не спешите мнением решительным. Подождите суда Христова. Что же глаголет Господь? – Не одобряет приема, который делала Ему Марфа, и дарует преимущественное благословение Марии, на которую Марфа жаловалась. Что сему причиною? В чем укорить можно Марфу? Она укорена в житейском попечении. Марфо, Марфо, печешися, и молвиши о мнозе.

Если таким образом уже принятому благодатному посещению повредило житейское попечение, и более или менее похитило плод онаго: не больше ли еще может оно препятствовать и вредить тем, которые только еще начинают искать Бога и благодати Его?

При внимательном разсмотрении Евангельскаго повествования можно различить некоторыя особенныя действия, которыми житейское попечение препятствует человеку благоугождать Богу, и приобретать благодать Его, или сохранять приобретенную. Оно развлекает и смущает. Отуманивает око ума в усмотрении света истины. Обезсиливает волю в избрании лучшаго.

Житейское попечение развлекает и смущает. – Посмотрите на Марфу. Христос в ея доме, – Тот, для Котораго множество народа бегало по селениям и по пустыням, чтобы увидеть Его, чтобы услышать слово Его. – Тот, Котораго мнози пророцы и царие восхотеша видети и не видеша (Лук. X. 24), – Котораго день, знакомый уже с Божественными посещениями Авраам рад был видеть, и когда увидел только издалека, возрадовался (Иoaн. VIII. 56), искомый, вожделенный, для Марфы близок, видим, слышим. Что же Марфа? Радуется ли о Нем? Наслаждается ли Его лицезрением и слышанием глаголов Его? – Сомнительно. У нея иное занятие, иныя мысли и чувствования. Она думает и заботится о муке и елее, о хлебе и рыбах. Божественнаго Учителя истины, Подателя благодати, почти нет для нея: Марфа же молвяше о мнозе службе. Негодование на сестру, неразделяющую сей заботы, обращает наконец ее к Господу: но и у Него ищет она помощи для того только, чтобы увеличить заботу и развлечение, и вовлечь в тоже других. Ставши же рече: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? Рцы убо ей; да ми поможет.

Помысли, Христианин, что Христос Господь, или действительно посещает дом души твоей, или стоит у дверей, и ожидает, чтобы ты приял Его в дом свой. Если это кажется не довольно вероятным: не нашим словом уверяем тебя. Слыши, как Он сам возвещает о себе всем нам: се стою при дверех, и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною (Апок. III. 20). Скажем ли на сие: не видим Тебя, Господи, стояща; не слышим Твоего толцания? – Неуместный спор! Господь не обманывает нас; оправдится Он во словесех Своих (Псал. L.  6). Как же случается, что Он стоит при дверех, а мы не видим; толцет, а мы не слышим? – Так, как случилось подобное сему с Марфою. Житейское попечение влечет нас от предмета к предмету, от занятия к занятию, от заботы к заботе: и как заботы наши большею частию не так бывают успешны, как мы желали бы; то неудача смущает нас, недостаток помощи огорчает, препятствие от других раздражает; желания и страсти шумят как ветры, как волны; мы мятемся всуе; волнуем сами себя, к собственному вреду и опасности; обуреваемая внешно и внутренно душа не примечает кроткаго присутствия, не слышит тихаго гласа вожделенной и спасительной благодати.

Житейское попечение отуманивает ум пред светом истины и благодати. – Такое затьмение ума Господь обличает в Марфе, когда сказует ей, что едино есть на потребу. Как прежде сего вразумления не уразумела она, сама собою, сей истины, если не глубоко, по крайней мере в простом и открытом значении слов? Положим, что не вдруг могла она возвыситься к постижению того, каким образом единое на потребу есть Бог, и Его слово, и Его царствие, по реченному: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих (Матф. IV. 4); и еще: ищите прежде царствия Божия, и сия вся приложатся вам (Матф. VI. 33). Но прияв Xpиcтa в дом свой, и следственно имея о Нем некоторое познание предварительно, как не поняла она по крайней мере того, что для Рекшаго: Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя (Иoaн. IV. 34), для Постившагося четыредесять дней и нощей, для Питающаго многия тысящи народа немногими хлебами, не суть на потребу многие роды пищи и пития? Как не догадаться бы ей, что Пришедший в мир, да свидетельствует истину (Иоан. XVIII. 37), Нарицающий Себя хлебом животным, Призывающий к Себе жаждущих, не тем благоугождается, чтобы Ему в изобилии предлагали брашно гиблющее, но разве тем, чтобы от Него приимали брашно не гиблющее, воду живую, слово истины и спасения? – Нет! Не поняла сего пекущаяся о мнозе; – не поняла потому самому, что пеклась о мнозе; потому что привычка житейским заниматься, о житейском заботиться, как свинец, отягчала крило ума, и не допускала возвыситься к разумению духовному.

Не так ли некоторые и между нами, Христиане, хотя и бывают под одним кровом со Христом, как то действительно бывает во храме Его, хотя почти видят Его в таинстве, хотя слышат Его в Евангелии, не умеют однако толикими благами пользоваться и наслаждаться? Евангелие для нас не довольно понятно; таинство весьма закрыто; молитва утомительна. Не знаем, как находят в Евангелии Божественный свет, в таинстве Божественную силу, в молитве Божественную радость, блаженство, небо. И почему не дается нам духовный разум и чистое созерцание? – Потому что житейское попечение связует наш ум, обременяет его тяжкими земными пристрастиями, покрывает его мглою помыслов чувственных, суетных, нечистых; из орла, которому надлежало бы в чистом воздухе зреть на Солнце истины духовной и Божественной, превращает его в крота, роющагося в земле, в прахе и тлении дел мирских, плотских, чуждых для духа.

Житейское попечение обезсиливает волю в избрании лучшаго. – Мария благую часть избра, глаголет Господь. Избрала же она то, чтобы седши при ногу Ииcycoвy, слышати слово Его. Как не избрала и другая сестра сей благой части? Разве не желала она приближаться ко Ииcycy? Но cиe желание оказалось в ней еще прежде, нежели в Марии, когда Марфа прият Его в дом свой. Почему же одно семя желания не одинаково произрасло и принесло плод? – Потому, что в сердце Марии оно расло свободно: а в сердце Марфы заглушали оное плевелы житейскаго попечения. Молвяше о мнозе службе. Волею духа стремилась она ко Господу, и привлекала Его к себе: но склонностию к житейскому отвлекалася от духовнаго Ему благоугождения к телесному служению, и не достигала близости к Нему благодатной.

И во всякое время, и повсюду можно примечать, как различно действует в душах желание благодати и спасения, соответственно тому, бывает ли оно в них свободное, полное и единичное, или в действии своем разделяется, воспящается, ослабляется каким-либо желанием земной природы и склонностию житейскою. Видим людей, которые в продолжении многих лет все только начинают дело спасения своего, а не возводят онаго к совершенству; долго ищут Бога, и не находят; видят некоторую зарю благодати над собою, и не могут дождаться, дондеже день ея озарит сердце. От чего сие? – От того, что начинают дело спасения, но, по пристрастию к земному и житейскому, не совсем оставляют дела погибели; ищут Бога, но не хотят потерять тварей, ждут утешения благодати, но не хотят разстаться с утешениями растленной природы. Видим напротив и таких, которые позже других приступают служить Богу, и более других в том успевают. Блудный сын упреждает старшаго брата в благодати Отчей. Магдалина из глубины греховной, и почти адской (поелику часть ада в ней обитала), восходит на степень равноапостольной. Савл гонитель внезапно преображается в Павла Апостола. Мытари и любодейцы варяют в царствии Божии (Матф. XXI. 31) мнящихся быть природными сынами сего царствия. Каким образом совершаются такия чудеса? – Сильным, решительным, все земныя желания побеждающим и умерщвляющим желанием благодати и спасения.

Посему слово Божие сильно возстает против смешения житейских попечений и пристрастий с желаниями и стремлениями духовными. Никтоже может, говорит оно, двема господинома работати (Матф. VI. 24). Итак, если ты раб житейскаго попечения: то как можешь быть в тоже время рабом Божиим? – Идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Матф. VI. 21). Итак, если твое сокровище – то, чего ты желаешь, что любишь, о чем страстно печешься, находится на земли: то как может быть, чтобы сердце твое обрелось на небеси у Бога? – Никтоже, воин бывая, обязуется куплями житейскими; да воеводе угоден будет (2 Тим. II. 4). Итак, если ты сознаешь внутренно, что твое душевное расположение крепко еще привязано к житейскому: то как можешь льстить себе мыслию, что ты угоден Вождю Христу, победителю мира?

Внимательный к спасительным путям Божия провидения не без страха усмотрит, как иногда Сам Бог, приготовляя человека к особенному Своему посещению, или дарованию благодатному, рукою крепкою и мышцею высокою расторгает узы, привязывающия его к земному и житейскому. Каких дивных посещений сподобил Бог Авраама! Но и каких для того потребовал от него лишений! Изыди, сказано ему, от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего (Быт. XII. 1). Почему бы, кажется, не прийти на Иакова и Божию посещению и благословению, когда благословлял его Исаак в своем доме? – Но взят он из объятий благочестивых родителей; с опасностию, без помощи, без сопутника, приведен в незнаемое место; преклонил утомленную голову на пустынный камень, и – здесь нашел для себя и дом Божий, и посещение Божие, и могущественное благословение Божие. Какой путь довел Иосифа до благодати тайноведца, и до славы спасителя? – Путь Египетский, странничество, рабство, темница. Когда и где наиболее открылся Бог народу Израильскому? – Тогда, как он был отторжен от Египта, и еще привязан к земле обетованной, – там, где земля не привлекала его ничем земным, и во всем отсылала его к Небу.

Чего мы ждем, когда медлим отрешаться от пристрастий житейских? Того ли, чтобы Бог привлек нас к Себе рукою крепкою, особенным сильным влечением, как Авраама? – Но не дерзновенно ли, не мечтательно ли было бы такое ожидание? Или того, чтобы Бог низвел на нас высокую мышцу, и невольными лишениями, бедами, скорбями, поражениями, сокрушил блестящия оковы, в которых содержат нас мир и плоть? – Но ждать ли сего надобно, или по возможности предупреждать cиe? – Разумным ли и свободным существам, подобно тем, имже несть разума, дожидаться, пока броздами и уздою челюсти их востягнеши не приближающихся к Тебе?

Перестанем, братия, медлить и отлагать; поспешим облегчать себя от бремени, котораго тягость не довольно, может быть, знаем, потому что без него ходить еще не испытали, – от бремени житейских пристрастий. В обыкновенных делах и упражнениях жизни отложим попечение излишнее, многозаботливое, суетное, происходящее от неумеренных желаний, от неосновательнаго суждения о вещах, от недостатка веры в Бога и упования на Его Провидение. Поколику же призываемся особенно к делам Божиим, к молитве, к поучению в слове Божием, к духовным подвигам для обретения благодати Божией, – всякое ныне житейское отложим попечение, да пpиимем в душе и в сердце посещение Господне, и в нем познаем и обрящем и единое на потребу, и благую часть, которая не отъымется от нас во времени и в вечности. Аминь.



Оглавление

Богослужения

4 июля 2020 г. ( ст. ст.)

Обретение мощей прп. Максима Грека (1996). Мч. Иулиана Тарсийского (ок. 305). Сщмч. Терентия, еп. Иконийского (I). Прпп. Иулия пресвитера и Иулиана диакона (V). Мчч. Арчила, царя Иверского (VIII), и Луарсаба II, царя Карталинского (1622) (Груз.). Сщмч. Иоанна Будрина пресвитера (1918); прп. Георгия Лаврова исп. (1932); сщмчч. Алексия Скворцова, Павла Успенского и Николая Розанова пресвитеров, прмч. Ионы Санкова (1938); мч. Никиты Сухарева (1942).
17:00  Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Троице-Сергиев монастырь удостоен почетного титула "лавра"

8 (19) июня 1744 года указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула "лавра".