1833 год Слово на освящение храма в честь иконы Божией Матери Казанской, что в Казенной

1833 год1.

CCIII.

51. СЛОВО
на освящение храма в честь иконы
Божией Матери Казанской, что в Казенной2.

(Говорено июня 18)

<1833 год>

Он же глаголаше о церкви тела Своего. Иоан. II. 21.

Сии немногия слова Святаго Евангелиста Иоанна заключают в себе много духовнаго учения, и могут вести нас к размышлениям приличным настоящему случаю обновления храма.

Призовем Духа истины, да отверзет нам дверь слова. Дабы лучше войти в истинное разумение приведеннаго изречения полезно будет обратиться прежде всего к тому происшествию и к тем словам Самаго Иисуса Христа, на которыя сие замечание сделано Евангелистом. Некогда вошел Иисус Христос в храм Иерусалимский, и, найдя в нем продающих овец, волов и голубей для жертвоприношений, и разменивателей денег для подаяния в сокровище храма, бичем от вервий изгнал продающих, извергнул предметы торговли, и сказал: возмите сия отсюду: и не творите дому Отца Моего домом купли (Ст. 16). Если внимательно разсмотрим сие действие и сии слова Христовы: то и в них найдем высокое свидетельство о достоинстве храма. Бог сказал чрез пророка: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих: кий дом созиждете ми (Иса. LXVI. 1)? Посему можно было подумать, чтохрам не достоин называться домом Божиим, так как и подлинно для Вездесущаго всякий дом и мал, и низок, и не нужен.

Вот Сам Сын Божий называет храм домом Отца Своего; и Сын, без сомнения, знает, что принадлежит Отцу, и что Его достойно. Итак, слово Христово удостоверяет нас, что храм, хотя и земный, и ограниченный пространством, по благодати и по снисхождению точно есть дом Бога Небеснаго и Вездесущаго.

Помысли же христианин! Если ты в дом чей входишь с некоторым уважением к живущему в нем, как то показывает обычай входить в дом с открытою головою, а в дом царя ты вошел бы, без сомнения, и с радостию, что допускаешься в оный, и со страхом при мысли о величии живущаго в нем: то с каким благоговением должен ты входить в дом Царя царствующих и Господа господствующих, с какою радостью о том, что Он отверзает тебе дом Свой, с каким страхом Его ближайшаго здесь присутствия, пред которым самые Серафимы покрывают лица свои! Ближайшаго присутствия сказал я: ибо если бы сего не было, то имя дома Божия не имело бы значения.

Если Сын Божий не позволил делать дома Отца Своего домом такой купли, которая с одной стороны удовлетворяла потребностям поклонников храма, а другою обращена была к частной корысти человеческой; то помысли, сколько противны Богу чуждыя совершенно для храма занятия, которыя мы здесь иногда себе позволяем, как-то: любопытные взоры, праздныя слова, мирския помышления, невнимательность к Богослужению. Кто занимается здесь не тем, для чего приходит в дом Божий, того Сын Божий осуждает на изгнание отсюда. Не обезпечивай себя тем, что я не обличу тебя и не велю изгнать: бичь в руке Иисуса над главою твоею, слово Его изгоняет тебя.

Возвратимся к Евангельскому повествованию. Когда Иудеи увидели, что Иисус, еще мало им известный (потому что сие было почти в начале Его проповедания), действует во храме со властию столь необыкновенною, потому что изгоняет из онаго тех, которых не изгоняли священники и сам первосвященник: то потребовали, чтобы Он, если подлинно есть полномочный посланник Божий, доказал им Свое Божественное посланничество каким-нибудь чудом: кое знамение являеши нам, яко сия твориши (Ст. 18)?

Надобно знать, что подобное требование обыкновенно Господь Иисус оставляет без удовлетворения, потому что сие народное требование чудес происходит более от любопытства, и даже от тайнаго неверия, нежели от искренняго желания узнать истину, и следственно удовлетворения не заслуживает, и как нечистое в своем начале, не ведет к доброму концу. Притом, кроткий и смиренный сердцем Иисус не любит делать чудес для Своей славы, но творил Он обыкновенно из человеколюбия, из чего слава истины выходила сама собою. А дабы совершенно удовлетворить искателям истины непритворным, и сделать безответным упорство и лукавство неверия, для сего предназначено было чудо из чудес – тридневное воскресение Христово из мертвых, без видимаго Воскресителя, славно совершившееся после того, как весь состав Его, еще прежде смерти, казался безвозвратно разрушенным безчисленными и тягчайшими страданиями. Но и о сем победоносном знамении Своей божественной силы, применяясь к тому, сколько вместить могли слышавшие, Он говорил пред народом наиболее в притчах и как бы в догадках. Например: род лукав и прелюбодей знамения ищет: и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи: тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи (Мф. XII. 39. 40). Подобно сему, и по изгнании продающих из храма, требовавшим знамения Иудеям, Он сказал: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Иоан. II. 19).

Что сие сказано не просто, Иудеи могли бы догадаться из того, что Господь сказал: разорите. Иудеи без сомнения не захотели бы сами раззорять церковь сию, т. е. храм Иерусалимский. Но люди плотские по жизни, по делам, обыкновенно, и понимают все плотским образом. Как речь шла о церкви или храме, то Иудеи о сем самом храме и поняли оную, подумали, что Иисус предвещает разорение и построение храма в три дня, и из сего нелепаго понятия извлекли еще более нелепое возражение. Как можно в три дня построить храм, который строился сорок шесть лет? Четыредесять и шестию лет создана бысть церковь сия, и ты ли треми денми воздвигнеши ю (Ст. 20)? Как будто чудеса, для Вечнаго и Всемогущаго Бога, можно уничтожить и сделать невозможными посредством ничтожнаго недочета человеческих лет и дней.

Когда Святый Иоанн вписал в Евангелие пророчество Господне о тридневном воскресении, сказанное притчею, и неправильно Иудеями понятое: тогда, чтобы противопоставить ложному толкованию истинное, и устранить всякое недоразумение, Он присовокупил следующее замечание: Он же глаголаше о церкви тела Своего, т. е. слова Иисуса Христа – разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю, относились не ко храму Иерусалимскому, но ко храму собственнаго тела Его, и означали, что Иудеи храм тела Его разорят страданиями и крестною смертию, но что Он возсозиждет храм тела Своего славным тридневным воскресением из мертвых. Мы несколько долго достигали сего разумения словес Божественнаго Учителя и Его возлюбленнаго ученика: но, может быть, сие не безполезно будет, дабы следующия за сим размышления приняты были не как наше произвольное мудрование, но как поучение, почерпнутое из истиннаго разума словес Христовых.

Он же глаголаше о церкви тела Своего. Иисус Христос говорит о Своем теле, и назвал оное церковью или храмом Божества. Почему? Ответ на сие вполне удовлетворительный представляется в изречении Апостола Павла: яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне (Колос. II. 9).

Где Бог обитает всею полнотою Своего Божества, там, без сомнения, есть и храм Его в высочайшей степени святый. Но если Господь нарек тело Свое храмом, по сходству с ним, и если сходство сие состоит в обитании полноты Божества: то какое высокое понятие подает Он нам чрез сие о храме! Итак, храм Божий и божественное тело Христово подобны между собою. Итак, в храме обитает полнота Божества, подобно как и в теле Христове.

Помысли, христианин, где ты находишься теперь с той минуты, как силою благодати, в молитвах призванной, в таинственных знамениях пришедшей, освятил есть селение Свое Вышний (Пс. XLV. 5). Ты ближе еще здесь к Богу, нежели как близки бывают в доме к его домовладыке; ты пред самою полнотою Божества. Как в теле все исполнено силою души: так в храме все исполнено силою Божества. Бог, явивыйся во плоти, здесь не только являет, но и предлагает в пищу божественную плоть Свою, которою вы так не часто питаетесь. Дух Святый дышет здесь в таинствах. Исполнение Божества в теле Христовом было столь преизобильно, что весь народ искаше прикасатися Ему: яко сила от Него исхождаше, и исцеляше вся (Лук. VI. 19), и что даже прикосновение к краю риз Его исцелило кровоточивую. Подобное сему и во храме, при одном прикосновении веры к святыне, может исходить от нея сила, исцеляющая духовно и телесно. Все видимое и совершаемое здесь, священныя знамения, изображения, обряды составляют как бы священную ризу Христову, истканную церковью, проникнутую Его невидимою силою, производящую на приближающихся и прикасающихся с верою действие благотворное и спасительное.

О Боже! толико же дивный в Твоем безмерном снисхождении, как и в Твоем превознесенном величии! Ты неприступен даже горним силам в Твоем величии; а между тем так доступен земнородным в Твоем снисхождении. Созерцание чистых духов не объемлет Твоего света и славы; а между тем Ты находишь средства дать бренному человеку осязать и вкушать Твою благость и силу. Как возлюбленна и земная селения Твоя, Господи сил! Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе (Пс. LXXXIII. 2. 3). Благословенна слава Господня от места Его (Иезек. III. 12). Братия! И небеса не имеют сокровища лучше того, которое имеем мы здесь в храме, именно существенное благодатное присутствие Божие, действующую благодатную силу Божию. Довольно ли мы ценим сие сокровище? Довольно ли пользуемся оным для нашего блаженства!

Случается замечать с прискорбием, что тогда как праздничный колокол зовет в церковь, некоторые идут на торжище и на другия дела мирския, видно прямая копейка прибыли дороже для нас сокровища небеснаго. Говорят: нужда заставляет сие делать. А царство небесное разве не нужно? И молитва, таинства, и духовное учение для царства небеснаго разве не нужны?

Из шести дней один взял Себе Бог, а из сего дня не многие часы назначила церковь для общественнаго Богослужения, и все еще нуждаются люди во времени своем, и похищают время церковное. Иные, входя в церковь, слышат здесь осуждение, произносимое на пороки и беззакония, и, выходя, обращаются беззаботно к своим порокам и беззакониям. Чего же они хотят? Разве увеличить свое осуждение? Раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много (Лук. XII. 47). Но, чтобы не омрачить более жалобами дня веселия и благодарности, скажу с Апостолом: надеемся о вас, возлюбленнии, лучших, и придержащихся спасения, аще и тако глаголем. Не обидлив бо Бог, забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя Его, послуживше святым и служаще (Евр. VI. 9. 10). Труд любви виден в обновлении храма сего; и Бог не забудет оный, и пользующиеся сим храмом призовут с нами благословение свыше на душу и на дом послужившаго дому Божию.

Благодать Божия да осеняет и всех с верою и любовию входящих в храм сей ныне и присно. Аминь.



Оглавление

Богослужения

7 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444). Память V Вселенского Собора (553). Сщмч. Николая Удинцева пресвитера (1918); сщмч. Александра Сахарова пресвитера (1927); св. Ираиды Тихо́вой исп. (1967).
05:30 Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00 Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, ЛЕВ; иером. ФИЛАРЕТ, ВИКТОРИН, ВАДИМ, АРИСТАРХ, ЕМИЛИАН, МОИСЕЙ, СПИРИДОН, ПРОКЛ
Сергиевский Трапезный храм

06:30 Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.