Слово в день восшествия на Всероссийский Престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Паловича, по первом лете царствования Его

CLXXXVIII.

36. СЛОВО
в день восшествия на Всероссийский престол
Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича,
по первом лете царствования Его.

(Говорено в Московском Большом Успенском соборе ноября 20 дня)

<1826 год>

Сотвори мне величие Сильный, и свято имя Его. Лук. I. 49.

Забудем на минуту, что мы стоим теперь в великом храме, в котором, после без сравнения великаго имени Царя царей, паче всякаго иного имени возвеличено имя Царицы небесныя. Возвратимся мыслию за осьмнадцать веков назад; войдем в малое Иудейское селение, Горняя; встретимся там в малом, без сомнения, доме священника Захарии, с родственницею его юною Девою Мариею, которая, хотя и происходила из великаго рода Давидова, но, конечно, не сохраняла уже никаких останков сего древняго величия, когда обручена была малому земли, древоделю Иосифу. Там, и тогда поставим себя слушателями торжественнаго восклицания Марии. Сотвори мне величие Сильный: а ни в ней, ни окрест Ея, невидно никакого знака, ни следа величия! Что глаголеши, смиренная Дево? Как не страшишься восторженнаго слова, которым Сама Себя только возносишь? Как станет слово Твое? Кто ему поверит?

Познаем ученики, и вместе поклонники Слова, которым сотворено все, познаем силу Божественнаго Слова. Оно вселилось во утробу святыя Девы Марии: потому сильно было во устах Ея, и воистину сотворило Ей величие Царицы небесныя, которое и на земли мы видим, и пред которым благоговейно покланяемся.

Но так и всегда Сильный и Великий Бог творит величие тем, которые во смирении чувствуют и признают себя немощными и малыми в самих себе.

Благословенная Дева, прославляя Бога, сотворившаго Ей величие, кажется, подражает знакомому Ей чрез церковное пение и домашнее чтение, изречению Псалмопевца, который взывает к Богу так: Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему. Силу Твою и правду твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия. Что такое величие? В изъяснение сего Псалмопевец говорит далее: елика явил ми еси скорби мнози и злы, и обращся оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси: умножил еси на мне величествие Твое (Пс. LXX. 18–21). Из соображения сих слов можно уразуметь, что величия, на языке священнаго писания, суть дела Божия над человеком чудесныя, благотворныя, открывающия безмерное величие Божие, и сообщающия некое величие человеку. Впрочем, приложите имя величия ко всему, к чему оное с некоторым приличием приложено быть может. Думаете ли вы о величии звания и власти, или о величии ума, о величии души, о величии дел: во всех сих отношениях, по примеру Псалмопевца, по примеру Пресвятыя Девы, не обинуясь возвещаем всему роду сему, что сильный Бог творит величия, и что, следственно, без Него тщетно хотели бы немощные человеки поставить себе какое-нибудь самосотворенное величие.

Спросим ум возвышенный, обширный, глубокий; спросим сердце благородное, исполненное благоговения к Богу и любви к человекам, чистое до безстрастия, спросим их: кто сотворил вам сии величия? Природа? Но природа не есть самостоятельная творящая сила, она есть орудие в руках истиннаго Творца, Бога. Образование? Но по самому своему имени, образование не творит, а только дает некоторый определенный образ свойствам, деятельность способностям, направление силам, которыя существуют независимо от образования. Опытность? Но сколько людей, которые среди великих опытов оказываются всегда малыми, как земное былие, между тем как в других неприметное в начале семя величия, подобно указуемому евангельскою притчею зерну горушну (Лук. XIII. 19), в краткое время возрастает в древо велие? Если и признать, что образование и опыты не только открывают дух возвышенный, но и действительно его возвышают: кто дает образователей и образование, многими тщетно искомое, кто посылает великие опыты и руководствует в них не опытнаго, иногда и безпомощнаго, – кто как не Тот, Который, все соделав Словом творческим, по свидетельству божественаго Слова, доселе делает (Иоан. V. 17), потому что носит всяческая глаголом силы Своея (Евр. I. 3), и без Его провидения мы не можем власа единаго бела или черна сотворити (Мф. V. 36)?

Если Бог Своим провидением и благодатию творит в человеках величие духа, не мнимое, которое, как призрак, является в порывах к возвышенному, и вскоре упадает в ничтожество или нечистоту, но истинное, постоянное, выдерживающее трудные опыты: то посему самому не должно ли признать, что Бог творит и то величие, которое дает человеку деяния, производимыя необыкновенною мудростию и силою великаго духа, предводимыя благородными побуждениями, сопровождаемыя благотворными последствиями. Душа малая любит все свои успехи приписывать себе одной, из опасения, что, когда отстранит от себя ей не принадлежащее, люди приметят, как она мала; но души великия, после великих дел, сами охотно признаются, как мало было для сих дел того, что знают они в себе, и как многое потребно было для оных от Бога и Его провидения. От небесе ополчишася звезды, поет Деввора, прославляя победу над Сисарою, от чина своего ополчишася с Сисарою (Суд. V. 20). Не проговорилась-ли пророчица, не унизила-ли она великаго дела, произведеннаго необыкновенною силою духа ея, приписав часть знаменитой победы влиянию звезд, которое произвело грозу над неприятельским войском, или направило бурю в лице ему? Нет! она возвестила высокую истину, что видимыя великия дела совершаются не иначе, как под вышним управлением, с невидимою помощию. Какое великое дело? – если угодно иметь и другой пример, – какое великое дело, когда Гедеон, с тремя стами безоружных, разсеял, истребил Мадиамлян и Амалекитян, которые были, яко прузи множеством, и вельблюдам их не бяше числа! Но от какой малости зависела судьба сего великаго дела! От сновидения воина в неприятельском стане. И бысть яко услыша Гедеон поведания сна, и разсуждение его, и поклонися Господеви, и возвратися в полк Израилев, и рече: востаните, яко предаде Господь в руки наша полк Мадиамль (Суд. VII. 12–15). И сию малость послал великий Бог для того, что без нея не состаялось-бы великое дело человеческое.

Что сказать о величии звания? Если оно приобретено великими делами и благотворными для человечества подвигами: то из сказаннаго уже видно, что и сие величие творит Бог, помощник и покровитель в делах великих и благотворных. Если оно наследовано: и в сем случае, кто как не Бог благословляет род правых, да будет слава и богатство дому его, и правда его, наследственная добродетель, пребывает в век века (Пс. CXI. 2. 3). Бог сотворил царское величие малому пастырю овец – Давиду; избрал наследовать оное Соломона; не допустил Ровоама разрушить оное неосторожностию; в лице младенчествующаго Иоаса скрыл оное от коварства и злобы в собственном храме Своем; продолжил оное веки на престоле Иерусалимском, в благословенном, хотя и не во всех своих рождениях равно достойном, роде Давида: между тем как Израильские цари, которые думали иметь величие без Бога истиннаго, и целые роды их с неблагословеннаго престола, один за другим, как листья и ветви с полусогнившаго дерева, низвергаемы были бурями времен мятежных. И всем временам и всем великим земли возглашает все творящая, едина несотворенная премудрость Божия: Мною царие царствуют, и сильнии пишут правду: Мною вельможи величаются, и властители Мною держат землю (Притч. VIII. 5. 6).

Бог сотворил величие и роду наших царей, Россияне! и недавно вновь возсотворил оное благословенно царствующему над нами Николаю. Что сделалось – было пред начатием года, котораго благополучное совершение ныне торжествуем, что сделалось – было с сим колико досточтимым, толико достолюбезным величием? Царя не стало, преемник скрывался, крамола подкапывалась во мраке под основание престола. Но Бог, и не ожидавшаго и даже уклонявшагося вознес избраннаго от людей Своих (Пс. LXXXVIII. 20); сотворил Ему и величие наследия, по закону отеческому, и вместе величие избрания от двух старейших братий, и величие духа, с которым Он первым явлением пришествия Своего уничтожил сопротивных, и величие деяний мудрых и благотворных, которыя возвышают и, без сомнения, продолжат возвышать Его, не в Его скромных помышлениях, не в наименованиях и словах, но в умах и сердцах верноподданных; наконец, после скорбей многих, милосердый Бог умножил на Нем и на нас величествие Своих благодеяний мирным и всерадостным Его венчанием и священным миропомазанием.

Реки ныне, благословенная Россия: сотвори мне величие, сильный! Но не забуди приглаголать и сие слово Преблагословенныя: свято имя Его! Святи, и не преставай святить имя Бога твоего, благодарением за величие благодеяний Его, молитвою за Царя и всяким благочестием. Святи имя возвеличившаго тебя Бога, не только устами благочестивыми, но и сердцем смиренным, и соблюдением святых Его заповедей, во всякое время, и во всяком деле жития, да и еще сохранит и умножит тебе величие – Сильный. Аминь.



Оглавление

Богослужения

8 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138–161). Сщмч. Сергия Стрельникова пресвитера (1937).
17:00  Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.