Слово в день Преображения Господня

CLXXXVI.

34. СЛОВО
в день Преображения Господня

(Говорено в Чудове монастыре, августа 6 дня)

<1826 год>

Аминь глаголю вам, (яко) суть нецыи от зде стоящих,
иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына
человеческаго грядуща во царствии Своем.
Матф. XVI. 28.

Иудеи, от дней родоначальника своего Авраама, ожидали некоего блаженнаго царствия, долженствовавшаго устроиться чрез обетованное семя, в котором по обетованию благословятся все народы земли: но более четыредесяти родов от Авраама вкусили смерть прежде, нежели явилось обетованное семя и ожидаемое царствие. И так весьма важно было для них узнать, что есть уже люди, которые доживут до явления сего царствия. Суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына человеческаго, грядуща во царствии Своем.

Христиане! мы не ожидаем с Иудеями мечтательно блаженнаго царствия земнаго, мирскаго, чувственнаго, но чаем по вере царствия духовнаго, царствия небеснаго, царствия собственно Божия. Однако не уподобляются ли некоторые из нас Иудеям в том, что пределы ожидаемаго царствия Божия полагают далее гроба. Не есть-ли потому и для нас новое, и, дабы мы не оставались в неведении о истине, давно возвещенной, весьма нужное учение, что есть и должны быть люди, которые встречаются с царствием Божиим ближе гроба? Суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына человеческаго, грядуща во царствии Своем.

Царство Иисуса Христа Сына Божия есть царство всех веков. Псалмопевец написал, Апостол истолковал изречение Псалмопевца о Сыне Божием: Престол твой, Боже, в век века  (Евр. I. 8). И да не подумает кто, что сим означается только вечность в будущем, или безконечное царствие Сына Божия: ибо тот-же Апостол, и в том-же разсуждении о Сыне Божием, говорит, что Им и веки сотворены, и носит Он всяческая глаголом силы своея (ст. 23); следственно, Его царственное могущество вечно в полном знаменовании сего слова, как не имеющее ни временнаго начала, ни временнаго конца; и действительно владычествует Он над тварями во все продолжение существования тварей. Посему царство Сына Божия в отношении к Самому Сыну Божию, не только будет, но и есть и было; не грядет, но пребывает; не ограничивается какими-либо пределами, но простирается безпредельно.

Как-же вопрошают Господа ученики: аще в лето сие устрояеши царствие Израилево (Деян. I. 6)? Что такое проповедует Иоанн: приближися царствие небесное (Матф. III. 2)? Один предполагает, что царствие небесное было далеко; другие думают, что царствие Израилево, под именем котораго, без сомнения, разумеют царство Иисуса Христа Сына Божия, еще не устроено. Так говорится о царствии Сына Божия в отношении к человекам. Царствие небесное далеко, если оно не познается человеками; оно еще не устроено, когда человеки не устрояют себя в члены и орудия онаго. Царствие небесное приближается, когда познается человеками; устрояется, когда они созидаются в жилище Божие духом (Еф. II. 22). Поелику-же и для человека, в полном устройстве является и познается царствие небесное в небесах, Божие в Боге, и сие может быть только тогда, когда узрим Его лицем к лицу (1 Кор. XIII. 12), якоже есть (1 Иоан. III. 2); когда будет Бог всяческая во всех (1 Кор. XV. 28), а сие может быть не прежде, как по разрешении от смертнаго тела, которое, по выражению Апостола, устраняет нас от Господа (2 Кор. V. 6); то и есть основание мыслить, как мыслят обыкновенно, что царствия небеснаго должно ждать каждому сыну царствия не прежде смерти земнаго тела своего, а всем не прежде, как и вся земля, и яже на ней дела сгорят (2 Петр. III. 10).

Но между вечным царствием Божиим, долженствующим открыться в человеках после временной жизни и преходящаго мира, Господь указует некий средний вид Своего царствия, не совсем непостижимаго, и не совсем открытаго, частию будущаго, частию настоящаго, для одних искомаго и ожидаемаго, для других обретаемаго и действительнаго. Суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына человеческаго, грядуща во царствии Своем.

Кто стояли там окрест Господа, когда Он изрек сие таинственное предсказание? В их жизни надлежит усматривать, как оное исполнилось, и что значило. Кто-же стояли там? Из повествования евангельскаго видно, что то были двенадцать Апостолов, и что Иисус ко учеником Своим (Матф. XVI. 24) говорил о Своем близком пришествии во царствии Своем, или, по выражению другаго Евангелиста, о видении царствия Божия, пришедшаго в силе (Марк. IX. 1). Как-же увидели сие Апостолы прежде, нежели вкусили смерть, и которые из них особенно сие увидели?

Иисус Христос явился в мире, зрак раба приим (Филип. II. 7), сокрывая силу Своего царствия, или только начатки онаго являя в могущественном слове и чудесах. Так было, без сомнения, до крестной смерти Его. Но и по воскресении Он торжественно возвестил о Себе ученикам своим, что дадеся Ему всяка власть на небеси и на земли (Матф. XXVIII. 18): следственно, с самаго воскресения Его начали они видеть Сына человеческаго, грядуща во царствии Своем. Когда потом возшел Он на небеса, возсел одесную Бога Отца, и вновь явился грядущим на землю, низпосылая Духа Святаго на Апостолов и прочих верующих, когда посредством сего Духа, действительно начал устроять из верующих одно благоучрежденное общество Своих последователей, церковь Свою, царствие Свое, когда царствие сие из Иудеи во все страны света распространилось с такою скоростию, что при жизни Апостолов простиралось уже от Индии до Испании, от Скифии до Ефиопии, с такою силою, что гонения Кесарей победило кровию мученичества: тогда, не обинуясь, могли Апостолы сказать Господу на Его предсказание, что воистину, еще не вкусив смерти, видели они царствие Божие, пришедшее в силе.

Но не трудно приметить, что в сем значении, видение Сына человеческаго, грядущаго во царствии Своем, и царствия Божия, пришедшаго в силе, с малым неравенством принадлежало всем Апостолам, кроме Иуды предателя: Господь-же усвояет обещанное видение только некоторым из них: суть нецыи от зде стоящих. Посему невольно возобновляется вопрос: кто сии некоторые?

Для ответа на сие, простаго, но тем не менее вернаго, не станем умствовать, а прочитаем евангельское повествование, как оно есть. Суть нецыи от зде стоящих, глаголет Господь, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына человеческаго, грядуща во царствии Своем. И по днех шестих, продолжает Евангелист, поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна брата его, и возведе их на гору высоку едины, и преобразися пред ними (Матф. XVII. 1. 2). На что-бы с такою точностию означать Евангелисту промежуток времени между предсказанием о скором пришествии Сына человеческаго во царствии Своем и между чудесным действием преображения Господня, если-бы между сими случаями не полагал Он тесной связи, если-бы, то-есть, случившееся ровно чрез неделю после предсказания не было событием предсказания? И так, нецыи от стоявших окрест Иисуса, именно Петр, Иаков и Иоанн увидели его грядуща во царствии Его, увидели царствие Божие пришедшее в силе, когда увидели Его славное преображение. Божество Иисуса просияло сквозь Его человечество; Моисей законодатель, как раб, предстал Владыке закона; Илия ревнитель единаго, истиннаго Бога, пришел поклониться Богочеловеку; глас Бога Отца возвестил возлюбленнаго Сына и приглашал к повиновению Ему, яко царю: того послушайте; блаженная сила царствия небеснаго проникла и восхитила Апостолов, и жизнь небесная едва не поглотила в них земную; так что возвращение от небеснаго видения к земным ощущениям казалось им пробуждением от сна, или, может быть, не прилично-ли было-бы назвать сие погружением из бодренной жизни небесной в полусонную жизнь земную.

Прекрасное видение – подумают, может быть, некоторые: но что до того нам, когда и обещал оное Господь немногим избранным, а теперь и событие уже миновало? А я думаю, что во всей земной жизни Господа нашего Иисуса Христа едва-ли есть что-нибудь такое, что-бы до нас не касалось. Не для нас-ли Он на земли родился, жил, умер, и воскрес? Не для нашего ли спасения все и глаголал и творил? И как верно то, что соделал Он все для нас потребное, так верно и то, что не сделал ничего излишняго. Надобно было, чтобы Он после явления Своего во зраке раба, но прежде последняго славнаго Своего пришествия предварительно и тайно пришел во царствии Своем; надобно было, чтобы ученики Его, еще не вкусив смерти, хотя на мгновение ока увидели царствие Божие, пришедшее в силе; сего требовал всеобщий закон постепенности, соблюдаемый в действиях и откровениях Божиих; сие частное явление царствия небеснаго нужно было для приготовления к трудному и не скорому полному откровению онаго. А сие служит указанием и для нас, да еще в настоящем житии нашем откровеным лицем славу Господню взирающе, в тойже образ преобразуемся (2 Кор. III. 18). Надобно, чтоб и мы, сперва подвизаясь в покаянии, в делании заповедей, как рабы, потом чрез веру, молитву, любовь соделались из рабов сынами Божиими, преобразились внутренно из земных человеков в небесных, дабы, наконец, могли воскреснуть и вознестись в славную жизнь и в царствие небесное. В ком прежде смерти нет царствия Божия, пришедшаго в силе: тот после смерти не приидет в царствие Божие, пребывающее во славе. Аминь.



Оглавление

Богослужения

7 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444). Память V Вселенского Собора (553). Сщмч. Николая Удинцева пресвитера (1918); сщмч. Александра Сахарова пресвитера (1927); св. Ираиды Тихо́вой исп. (1967).
05:30 Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00 Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, ЛЕВ; иером. ФИЛАРЕТ, ВИКТОРИН, ВАДИМ, АРИСТАРХ, ЕМИЛИАН, МОИСЕЙ, СПИРИДОН, ПРОКЛ
Сергиевский Трапезный храм

06:30 Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.