Слово в день св. Апостола Варнавы, при посещении города Волоколамска

XCIV.

15. СЛОВО
в день святаго Апостола Варнавы, при посещении города Волоколамска.

(Говорено Июня 12 дня).

<1824>

И послаша Варнаву преити даже до Антиохии:
иже пришед и видев благодать Божию,
возрадовася, и моляше всех изволением сердца
терпети о Господе.
Деян. XI, 22. 23.

Когда святые Апостолы, находясь во Иерусалиме, услышали, что в Антиохии не только Иудеи, но и язычники начали принимать веру во Иисуса Христа: тогда они, для удостоверения, как должно полагать, в сем вожделенном событии, а в случае подлинности онаго и для утверждения верующих, из среды себя послаша Варнаву преити даже до Антиохии. Дерзаю сказать, что и меня в сей верный град послали Апостолы, если не словом повеления, то делом примера, подобно как и сей самый Варнава с Павлом, в другом случае не требуя новаго повеления от Апостолов, сами решились повторить дело своего посланничества. Подобает, говорили они, посетити братию нашу во всех градех, в них же проповедахом Слово Господне, како пребывают (Деян. XV, 36).

Святый Варнава, пришед во Антиохию и видев благодать Божию, то есть по благодати Божией принятую и содержимую Антиохиянами веру Христову, возрадовася. Радуюсь и я, видя во граде сем благодать Божию, то есть, веру Христову, от предков принятую и согласно со всею православною Церковию содержимую. Велика была радость Святаго Варнавы особенно потому, что сверх чаяния вновь приняли веру Христову и язычники: великая и то радость, когда вера, давно принятая, верно сохраняется; ибо как есть препятствия насаждению вновь веры Христовой, так есть препятствия и сохранению ея в первоначальной чистоте и силе, хотя впрочем она может победить и те и другия.

Посему и Святый Варнава не совершенно предался радости верующих, но и заботился о них, и моляше всех изволением сердца терпети о Господе. Сие спасительное наставление Апостольское желаю и я разделить со всеми, которые не отрекутся слышать и принять мольбу мою.

Что значит терпети о Господе? С мыслию о терпении всего сроднее мысль о бедствиях и страданиях. Посему терпети о Господе значит великодушно переносить бедствия и страдания за веру в Господа. Подлинно сей род терпения заповедует Господь наш, когда говорит Своим последователям: предаст брат брата на смерть, и отец чадо: и востанут чада на родители, и убиют их. И будете ненавидимы всеми имене Моего ради: претерпевый же до конца той спасен будет (Матф. X, 21. 22). Так терпели о Господе святые мученики!

Но как Господь обещает спасение только претерпевшему до конца; мученичества же прекращаются, почему и терпение сего рода престает: то нужно далее изыскивать, что значит терпеть о Господе, хотя бы не было бедствий и страданий, испытующих терпение. В слове Божием находим, что терпеть Господа иногда значит прилежно и неослабно молиться, доколе не умилостивим Бога, и не будем услышаны. Сие видим в Псалмопевце, который говорит: терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою (Пс. XXXIX, 1). Еще же и вообще люди мужественные и постоянные в подвигах благочестия называются терпящии Господа, что можно видеть в следующем изречении: терпящии Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и неутрудятся (Ис. XL, 31). Все сии роды благочестиваго терпения, или одним словом, постоянство в вере, заповедывал Святый Варнава Христианам Антиохийским, когда молил их, не только по нужде, по требованию обстоятельств, но изволением сердца терпети о Господе.

В сем разуме Апостольскаго слова, и я, хотя недостойный, но того же Слова служитель, молю всех, слушающих меня, изволением сердца терпети о Господе, то есть соблюдать твердость и постоянство как в разумении, так и во всяком деле веры, и в житии, достойном человека верующаго.

Порождени вы не от семене истленна, но не истленна, словом живаго Бога и пребывающа во веки (1 Петр. I, 23); и дано вам чадца, каждому в меру возраста его познати Отца, знать Единаго истиннаго Бога и Его же послал есть Иисус Христа (Иоан. XVII, 3). Так же неистленною и неизменною любовию возлюбите словесное и нелестное млеко учения Христова, да о нем возрастете во спасение (1 Петр. II, 2); напротив того не будьте, яко младенцы, легкомыслием и непостоянством влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения (Еф. IV, 14). Как младенец естественно желает единаго млека и постоянно держится единых сосцев матери: так вы постоянно держитесь учения Христова, которым питаетесь от сосцев истинныя матери, православныя Церкви. Не прельщайтесь словом человеческим, не увлекайтесь льстивым советом, будьте постоянны в последовании Слову Божию, поколику оно вам известно; терпите о Господе. – Если и не воздвигаются ныне на последователей Христовых гонения, производящия мученичество: и ныне однако, как и всегда, многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие (Деян. XIV, 22). Итак посылается ли на тебя бедствие и скорбь, и при тщательном испытании своей совести, ты познаешь в сем наказание за грехи твои: терпи о Господе, и говори с Псалмопевцем: праведен еси, Господи, и прави суди Твои: благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим (Псал. CXVIII, 137. 71). Если же и не примечаешь того, чтобы твоею виною привлечено было на тебя бедствие, которое постигает тебя: и тогда терпи о Господе, и говори с Иовом: яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословено (Иов. I, 21).

Научает тебя благодать Божия молиться Богу о избавлении от бед, просить Его помощи в нуждах, а наипаче духовных, относящихся ко спасению души твоей и к вечному блаженству твоему: берегись и в сем святом упражнении непостоянства и нетерпеливости. Господь заповедал нам молитися и не стужати (Лук. XVIII, 1), то есть, не тяготиться, не скучать молитвою, но пребывать в ней неослабно. И Апостол говорит нам: непрестанно молитеся (1 Сол. V, 17). Хощу, говорит он еще, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления (1 Тим. II, 8), или сомнения. Видишь ли плод твоея молитвы? Усугубь ее благодарением Богу, исполняющему во благих желание твое (Пс. CII, 5). Не получаешь ли просимаго? Признавай несовершенство молитвы твоей, и продолжай ее с новым усердием, помышляя, что всеблагий Отец Небесный, если видимо не исполняет твоего желания, то, без сомнения, невидимо печется о благе твоем более, нежели ты познать и вообразить можешь. Так и в молитве терпи о Господе.

Но чтобы не продолжить слова, скажу вообще: какой бы ты ни предпринял благочестивый подвиг, в какой бы ни начал упражняться добродетели: не изменяй принятому однажды благому намерению; и хотя бы предстояли тебе препятствия, хотя бы казалось тебе, что успех не соответствует ожиданию твоему, не отчаявайся, не малодушествуй; и напротив того, хотя бы показалось тебе, что ты довольно успел в добром деле и подвиге, не обленяйся, не будь безпечен, признавая себя рабом неключимым, когдаб и все повеленное сотворил, ибо и в сем последнем случае ты сделал бы только должное (Лук. XVII, 10), и потому не имел бы еще права остаться без дела. Таким образом в трудности подвига уповай на Господа, и терпи о Господе; в успехе дела не полагайся на себя, и паки терпи о Господе.

Молю всех вникнуть в сие Апостольское учение; и каждый со вниманием да приложит оное к себе, к своей вере и житию. Ибо многие много против сего погрешают. Час терпят, слушая Слово Господне; а потом несколько дней слушают житейския, праздныя, суетныя, нередко даже злыя и срамныя слова человеческия: как же прозябнуть малому семени Слова Божия, посреди столь многих плевел? Утром молятся и празднуют пред Богом; а остаток дня предают иногда объядению и пиянству: как же сохранится дух молитвы в чаду вина, и в тяжком пресыщении плоти? Несколько дней постятся, один день каются; а потом надолго возвращаются к прежнему житию невоздержному и греховному: где же плод поста? Где плод достойный покаяния? Если бы сын твой один день был у тебя в послушании, а потом проводил многие дни в своевольстве: был ли бы ты им доволен? Как же Отец Небесный, Который, без сравнения, паче земных родителей достоин послушания нашего, и по лучшему духовному рождению нашему от Духа Его, и по безпримерным и безчисленным благодеяниям, как может Он быть доволен нами, если мы один день или час исполняем Его волю, а почти во всю жизнь нашу творим волю плоти нашея и похотей? Если бы раб твой, или временный наемник изредка делал твое дело, а всегда почти был празден, или работал на себя: почитал ли бы ты его достойным награды? Не почел ли бы напротив того достойным наказания, либо изгнания из дома? Какую же награду можем мы получить от Господа, Которому вечно и неотъемлемо принадлежим и мы, и все, что называем нашим, когда изредка делаем некоторыя благия дела по заповедям Его, а в прочее время остаемся для Него праздны, или работаем самим себе, или что хуже, миру служим и угодное диаволу творим, и не помышляем о воле Господа нашего.

Скажут: неужели каждый день пост, каждую минуту молитва? Как жить, если ничего не делать для временной и телесной жизни? Напрасныя опасения! Постись в установленное время: но в другое время не будь роскошен и невоздержен, и сохранишь плод поста. Приходи на молитву в освященные дни и часы: а потом с призыванием имени Божия всякое дело начинай и оканчивай; мыслию и сердцем со благоговением воспоминай о Боге всюду и всегда, где и когда можешь; не говори слов богопротивных, и не слушай их; не предавайся мыслям и желаниям нечистым и беззаконным: таким образом во всякое время, и при всяком деле научишься сохранять в себе дух молитвы. Питайся, но не пресыщайся; пей, утоляя жажду и подкрепляя немощь, но не потопляй в вине ума, и не угашай духа; приобретай потребности временной жизни законным и честным трудом, но, при попечении о сем, не забывай духовных потребностей и жизни вечной; покайся, и не возвращайся на грех; возложи руку на рало, и не обращайся вспять (Лук. IX, 62). Если люди, сами непостоянные и временные, не любят других людей непостоянных: кольми паче неизменному и вечному Господу приличествует постоянное и ревностное служение верою и добродетелию. Молю, убо, всех желающих быть рабами Его, достойными небесной награды, и чадами Его, достойными наследия духовнаго и вечнаго, изволением сердца терпише о Господе во всяком деле веры, и во всяком подвиге добродетели. Аминь.



Оглавление

Богослужения

7 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444). Память V Вселенского Собора (553). Сщмч. Николая Удинцева пресвитера (1918); сщмч. Александра Сахарова пресвитера (1927); св. Ираиды Тихо́вой исп. (1967).
05:30 Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00 Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, ЛЕВ; иером. ФИЛАРЕТ, ВИКТОРИН, ВАДИМ, АРИСТАРХ, ЕМИЛИАН, МОИСЕЙ, СПИРИДОН, ПРОКЛ
Сергиевский Трапезный храм

06:30 Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.