Слово в день Рождества Христова

LXXXIX.

10. СЛОВО
в день Рождества Христова.

(Говорено в Чудове Монастыре 25 декабря).

<1823>

Сказаша о глаголе глаголанном им о отрочати сем.
И вси слышавшии дивишася о глаголанных от
пастырей к ним.
Лук. II, 17. 18.

Кто еще теперь не дивится глаголу о рождестве Иисуса Христа, хотя уже столь много веков почти ежедневно глаголют о Младенце сем не простые только пастыри безсловеснаго стада, но и простые и мудрые пастыри словесных овец? Ибо что глаголют о Нем пастыри Вифлеемской страны? Они пересказывают небесный глагол, Ангельскую весть, яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь (Лук. II, 11); и если с сею вестию приходит вам желание, как бы найдти Его, и забота, почему бы узнать Его, повествователи предупреждают вас: се вам знамение: обрящете младенца повита лежаща в яслех (Лук. II, 12). О знамение, которое обретая, теряюсь, и узнавая, не постигаю! Христос действительный, совершенный Помазанник Божий: но Его знамение – не венец и порфира, или – не увясло и риза святая1 в честь и славу, но пелены! Господь: но вместо престола в яслех! Спаситель человеков: но человеки не дают Ему между собою последняго угла, чтобы спасти младенческую жизнь Его, и отсылают Его к безсловесным! Желаете ли еще слышать нечто из того, что глаголют о Нем пастыри, которые вместо жезла и палицы пасут разумом и учением? Новорожденный – и сущий прежде всех веков; младенец – и Отец будущаго века; Сын человеческий, но Сын Девы, теперь и после истинный Сын Девы, а ныне, и присно, и во веки веков также истинный Сын Божий; недавно в чине земных тварей, но Тот Самый, Которым в начале сотворено все и небесное и земное; днесь немотствующий между безсловесными, но присно глаголющий и носящий всяческая глаголом силы Своея; как Слово сущее у Бога, человек Христос Иисус, и вместе Сый над всеми Бог благословенный во веки! Но тщетно стали бы мы без числа умножать слова, чтоб изрещи единственное Его Слово, после глаголов изшедших о Нем в концы вселенныя, Оно еще остается неизглаголанным; после славы прошедшей о Нем от превыспренних до преисподних, Оно еще остается тайною. Блажен ум, который, очистив чувства и утишив страсти, может восходить превыше слова, дабы слышать Слово, которое тогда Само Себя изрекает ему в безмолвии созерцания! Не смея более косноязычествовать с мудрыми о том, что есть Отроча Само в Себе, коснусь еще раз и для самых простых внятнаго сказания о том, что есть Отроча сие для нас человеков. Ангел благовествует радость велию, пастыри пересказывают, что родися вам днесь Спас. Той бо, изъясняет также Ангел, спасет люди Своя от грех их. О весть сколько радостная, столько же и дивная! Что может быть бедственнее греха, от котораго все прочия бедствия? Он разлучает человека с Богом, поставляет во вражду с другими человеками и со всякою тварью, разделяет самого с собою.

Грех лишает душу – мира, ум – света, тело – нетления, землю – благословения, всякую тварь – всякой доброты. Он начинает тем, что вселяет ад в человека, и оканчивает тем, что человека во ад вселяет. Итак, велия воистину радость, что наконец является Тот, Который спасет люди Своя от грех их. И что же Он делает для спасения грешников? Раждается! Из безсмертной, Божественной жизни, раждается в жизнь человеческую, – смертную. Отлагает славу, оставляет блаженство, сокрывает святыню, и приемлет на Себя все бедствия греха, кроме только самого греха. Неведевшаго бо греха по нас грех сотвори Его Бог Отец, да мы будем правда Божия о Нем (2 Кор. V, 21). За то, что мы не захотели оставаться блаженными чадами Божиими в раю, теперь Он младенчествует бедственно на земли; за то, что мы употребляли во зло все наши силы и способности, Он является теперь без всякия силы и способности. За то, что ноги наши текли на зло, и руки наши творили дела неправды, ноги ходящаго на крилу ветренню, и руки Вседержителя связаны пеленами. За то, что уста наши так часто глаголют суету, и язык наш сплетает льщения, что мы благословляя языком имя Бога и Отца им ж кленем человеки бывшия сотворены по подобию Божию (Иак. III, 9); за наши безрассудныя проклятия и празднословия, – благословляющее Слово немотствует. За то, что человек, в чести сый, не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс. XLVIII, 21) зверскими страстьми и скотскими похотями, Иже, во образе Божии сый не только Себе умалил, зрак раба приим в подобии человечестем быв, и образом обретеся, якоже человек (Фил. II, 6. 7), но и с безсловесными вменился жилищем и местом покоя. И что еще? Да мы будем правда Божия о Нем, Он исполняет всякую правду, весь закон Божий; не нарушает даже никакого человеческаго закона, и при всем том со безаконными вменися (Ис. LIII, 12), чтобы нас искупить от клятвы закона (Гал. III, 13), осуждающаго дела наши во ад и погибель. Благословенный во веки соделается за нас клятвою, чтобы возвести нас от погибели. Спаситель наш Сам снидет в погибель; Он раждается на земли не для того, чтобы жить: ибо для сего не нужно было Ему земное рождение, но чтобы умереть, чтобы в самый ад низвести небесное рождение, наконец, чтобы из смерти породить жизнь, из ада сынов неба, из погибели извести спасаемых. Так спасет Он люди Своя от грех их.

Христиане! как слышите вы, как принимаете такия сказания о Христе младенце, кем бы ни были оныя предлагаемы? Не также ли, как глаголанныя от пастырей Вифлеемских о сем Отрочати принимали все слышавшие? И вси слышавшии дивишася о глаголанных от пастырей к ним. Подлинно, слишком страшно и недостойно было бы, еслибы мы равнодушнее слушали громкия и ясныя вещания Апостолов и учителей Церкви о Спасителе нашем, нежели как другие слушали темныя речи Пророков и гадания; еслибы мы с меньшим участием взирали на самое дело спасения нашего, нежели как другие слышали один слух о том. Господи услышах слух Твой, и убояхся: Господи разумех дела твоя, и ужасохся. Изшел еси во спасение людей Твоих, во спасение со Христом Твоим (Аввак. III, 1. 2. 13). Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело (Пс. CXXXVIII, 14). Како не дивимся, поет Церковь, Богомужному рождеству Твоему, Пресвятая? Но да будет позволено вопросить и о том, как дивимся мы великому делу воплощения Сына Божия? Дивились все слышавшие от пастырей Вифлеемских о младенце повитом, лежащем во яслех. Пастыри удалились; чудный младенец скрылся; удивление кончилось; и те, которые прежде других слышали о младенце Спасителе, но не проникали в тайну сию, и не последовали Ему, вскоре испытали губительную руку гонителя, в истреблении младенцев их. Примечайте сие все слышащие, и блюдите, како слышите. Знаю, что пастыри ваши не удаляются от вас, а напротив того будут вас повсюду преследовать славою Вифлеемскаго младенца: но и мир возшумит сильнее обыкновеннаго, чтобы заглушить глас их, и чтобы от благоговейнаго удивления чудеси Христа младенца отвлекать вас к разсеянию, к увеселениям чувственным и зрелищам суетным, и делам Христу неугодным. Берегитесь, чтобы Христос, Котораго вы познали не только слухом учения Его, но и общением таинств Его, не скрылся от вас паки в Свою недосязаемую непостижимость, – чтобы Слово Его, посеянное в сердце вашем, не похитил враг, и оружиями, хотя не жестокими, как прежде, но столь же опасными, сколько они тонки, не истребил в вас небеснаго рождения. Старайтесь быть всегда не забытливыми слушателями Слова Христова, но творцами дела спасения. Подражайте в сем пастырям, которые, услышав глагол Ангельский, не довольствовались одним удивлением, но приидоша поспешшеся, и обретоша Мариам же и Иосифа, и Младенца лежаща во яслех (Лук. II, 16). Подражайте самой Мариами, которая соблюдаше вся глаголы сия, слагающе в сердцы своем (ст. 19). Положите глагол младенца Иисуса в сердце ваше; и как имеющая во чреве осторожно ходит и действует, сохраняя зачатый плод: так и вы, ходя и действуя в мире между людьми, осторожно прикасайтесь и сообщайтесь, дабы ничто не могло изринуть из сердца вашего сладкой памяти и любви, нам даннаго младенца Иисуса, и от Него зачатаго в вас духа спасения, которое и да совершит Он во всех нас благодатию Своею, вселяясь верою в сердца наши, и обитая в них во веки. Аминь.



Оглавление

Богослужения

8 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138–161). Сщмч. Сергия Стрельникова пресвитера (1937).
17:00  Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.