Речь по освящении храма во имя праведныя Елисаветы, устроеннаго при сиротском училище 1812 года, находящемся в ведении Санктпетербургскаго женскаго Патриотическаго Общества

XXXII.

19. РЕЧЬ
по освящении храма во имя праведныя Елисаветы, устроеннаго при сиротском училище 1812 года, находящемся в ведении Санктпетербургскаго женскаго Патриотическаго Общества.

(Говорена 27 мая; напечатана отдельно).

<1817 год>

Хвалите Господа – юноши и девы, старцы с юнотами. Да восхвалят имя Господне: яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси. Пс. CXLVIII. 7–13.

Когда придет наконец сие блаженное время, в которое не только вознесется имя Господне, но и вознесется имя Того Единаго, и благоговейное исповедание Его будет едино на земли и на небеси? Когда единое имя Единаго истиннаго Бога и егоже послал есть Иисуса Христа (Иоан. XVII. 3) повсюду соделается и немотствованием детей, и поучением старцев, и песнию дев, и воскликновением юношей? Когда все кумиры древянные и каменные, наипаче же все идолы сердечные и мысленные, идолы страстей и грехов, сокрушатся от лица Бога живаго, и исполнится славы Его вся земля (Пс. LXXI. 19), подобно как все небо ея исполнено?

Доколе полнота сего блаженства, и на земли небеснаго, еще сокрыта в судьбах Вечнаго, благо нам, христиане, что хотя отчасти можем предварять сии блаженныя события; что есть времена, в которыя мы торжественно призываемся величить Господа со всею Его Церковию и возносить имя Его вкупе (Пс. XXXIII. 4). Есть места, которыя не только посвящаются единому Его имени, но и освящаются Им, исполняются силою и славою сего великаго имени и таинственно соединяют в себе исповедание Его земное с исповеданием Его небесным.

Се наречеся имя Господне и на сем храме. Господь воцарился (Пс. XCII. 1) здесь благодатным своим присутствием; Он облекся невидимо в сию видимую лепоту. Кто прошед область телесных чувств, которыя могут нас поставить токмо в предвории дома Божия, вземлется духом веры и вводится во двор внутренний – в духовное созерцание таин здесь совершающихся, – тот видит и здесь, что видел негде некто из древних созерцателей, – видит полн славы дом Господень; видит место престола Божия и место стопы ног Его, идеже вселится имя Его, не токмо на краткие дни рукотворенной храмины, но и в век (Иез. XLIII. 5–7).

И потому да не обратится радость настоящаго события, – радость без сомнения общая всем здесь собранным, – да не обратится в похвалу и славу токмо человеческую. Не будем здесь восхвалять сего благодетельнаго сословия, которое в незабвенные дни общественных бедствий основав свой союз для того, чтобы тем внимательнее и деятельнее разумевать на нища и убога (Пс. XL. 2), с щедрым человеколюбием, свойственным любви к отечеству, соединяет смиренное человеколюбие христианское, не стыдясь исходить из чертогов для посещения нищеты под ея нагбенным ветхостию кровом; и, по внушению того же христианскаго духа, и сию обитель человеколюбия украшает и возвеличивает сим святилищем благочестия. Не будем возносить – вознесеннаго впрочем – имени порфироносной матери сирот, коея дух живет в составе сего сословия, и действует в его деяниях. Благодетели христианские конечно и не желают, чтобы мы проповедывали их шуйце, что творит их десница (Матф. VI. 3), и скудною мздою хвалы земныя ослабляли их право на мзду многую на небеси.

Какой же путь укажем мы чувствованиям сердец, подвигнутых настоящим событием? – Тот самый путь, по которому ныне здесь вознесеся имя Единаго, – путь молитвеннаго славословия Господу. Хвалите Господа! Вознесем имя Его вкупе!

Хвалите Господа вы, которым Он положил в сердце желание устроить сие место хвалы Его и которых благословил совершением сего желания. Не помышляйте, что вы принесли Ему какой-либо дар, в котором бы Он имел нужду; но паче веруйте, что Он даровал вам благодать принести Ему сие служение. Не вы избрали Его помощником и покровителем ваших человеколюбивых деяний, – Он тайным, но вседержавным своим промыслом избрал и приял вас в орудия своего Божественнаго человеколюбия. И в какое высокое достоинство приял Он вас за то, что вы забываете ваши в мире достоинства, чтобы посвятить себя на служение убогим, немощным и сирым из уважения к забвенным в мире достоинствам – человека и христианина! Он приял вас в достоинство не токмо ближних, но и благодетелей Единородному Сыну своему. Избрание совершенно, – если только сохранится в ваших сердцах, – и самим Сыном Божиим возвещено всему миру в Евангелии: понеже сотвористе единому сих братий (или сих сестр) моих меньших, мне сотвористе (Матф. XXV. 40). Итак, прославьте, благодетельствующия на земли, благодетельствующаго с небеси, благодетельствующаго вами, чтобы благодетельствовать вам. Хвалите Господа!

Хвалите Господа и вы, под сим благодетельным кровом водворенныя девы. Может-быть, отец и мати оставили вас, но тем очевиднее Господь восприял (Пс. XXVI. 10) вас. Его судьбы, нам непостижимыя, освятили ваших родителей в жертву отечественных опасностей, – но Его благость подвиглась в сердцах избранных дщерей отечества и даровала вам в чуждых родительскую любовь и попечение. Ваша жизнь обезпечена от нужд, охранена от опасностей, окружена средствами усовершенствования и, – что всего важнее потому, что истинная человеческая жизнь на земли есть путь к Богу – вас научают страху Господню, непорочному хождению в законе Его, приближению к Нему молитвою в вере и любви и, для сего приближения к Невидимому и Непостижимому, видимо вам отверзают здесь при самом жилище вашем сей дом Божий, и сии врата небесныя (Быт. XXVIII. 17).

Дети, дети! поспешайте пользоваться средствами приближения к Господу, столь милосердо вам даруемыми. Вы ближе к Нему, нежели думаете. Царствие Божие почти в руках ваших. Оставите детей приходити ко Мне, сказал возлюбленный Спаситель наш, таковых бо есть царствие Божие (Марк. X. 14). Но тогда Апостолы возбраняли детям приближаться к Иисусу Христу, а вас ныне призывают и руководствуют к Нему. Возводите к Нему ваши мысли и сердца; прибегайте к Нему и с вашими печалями, и с вашими радостями; поминайте Его на постелях ваших; на утренних поучайтесь о Нем (Пс. LXII. 7); и наипаче здесь, в торжественный час общаго моления, изливайте пред Ним сердца ваши со всею простотою и искренностию, толико свойственною вашему возрасту и толико любезною Господу, Который и не требует от нас более, как сердца (Прит. XXIII. 26), детски Ему преданнаго.

Господи, совершаяй хвалу Твою из уст младенец и ссущих (Пс. VIII. 3), открываяй младенцам то, что утаеваешь от премудрых и разумных (Лук. X. 21), обещавый в последние дни излиять от Духа Твоего на рабы Твоя и на рабыни Твоя (Иоил. II. 29)! Приими во благодать твою детей приходящих к Тебе во храме сем и отверзи в сердцах их сокровенное царствие Твое. Приявших же от Тебе благодать человеколюбия утверди в подвиге их и сподоби прияти от исполнения Твоего и благодать возблагодать (Иоан. I. 16). Да и девы и матери, и старцы и отроки восхвалят превознесенное имя Твое во веки. Аминь.



Оглавление

Богослужения

7 августа 2020 г. ( ст. ст.)

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444). Память V Вселенского Собора (553). Сщмч. Николая Удинцева пресвитера (1918); сщмч. Александра Сахарова пресвитера (1927); св. Ираиды Тихо́вой исп. (1967).
05:30 Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00 Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, ЛЕВ; иером. ФИЛАРЕТ, ВИКТОРИН, ВАДИМ, АРИСТАРХ, ЕМИЛИАН, МОИСЕЙ, СПИРИДОН, ПРОКЛ
Сергиевский Трапезный храм

06:30 Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.