к главе IX – 253

Глава IX

С. 74. Радуйся, свещнице тричастный, светлейшими богословскими добродетельми светящий. Радуйся, светильниче двойственный, любовию к Богу и к ближнему горящий! (Акаф. 2) … (ц.-слав.).  – В этом славословии из акафиста преп. Сергию использовано традиционное для молитвословий и песнопений Православной Церкви символическое обозначение святого как горящего светильника, поскольку святые, по выражению св. праведного Иоанна Кронштадтского († 1908; память 20 декабря), «суть светильники горящие и светящие всему миру своею верою и добродетелями». Христианское учение о трех главных богословских добродетелях опирается на следующее место из Первого послания к Коринфянам апостола Павла (13. 13): А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь. Поэтому три «светлейшие богословские добродетели», о которых говорит песнопение акафиста, суть вера в Бога, надежда на Бога и любовь к Богу и ко всему, что Он любить повелевает.

...святого Предтечу Христова...  – Св. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн (I в. по Р. Х.)  – величайший и последний из пророков, о котором Спаситель сказал, что из рожденных женами нет ни одного пророка, большего Иоанна Крестителя (Лк. 7. 28). Предтечей Христовым назван Церковью потому, что призывал людей к покаянию, нравственному очищению, чтобы приготовили путь Господу в сердцах своих. По Божию изволению сподобился крестить в водах Иордана Господа нашего Иисуса Христа.

...великих Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого...  – «Трие суть высочайшие угодники Троицы и служители; треострый меч благодати»  – так называет Святая Церковь трех святых «вселенских отцов и учителей Церкви»  – Василия Великого, архиеп. Кесарийского (329–379; память 9 января), Григория Богослова, Назианзина, архиеп. Константинопольского (329–389; память 25 января) и Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского (349–407; память 27 января)  – в молитвословиях службы, посвященной дню их общей памяти (30 января).

...предстоять престолу Пресвятыя Троицы и касаться руками Агнца Божия, закланного за спасение мира.  – Здесь престол Пресвятой Троицы  – престол в храме. Агнцем Божиим называют Господа нашего Иисуса Христа, принесшего себя в жертву во искупление наших грехов (закланного за спасение мира). Здесь же под Агнцем Божиим подразумевается так называемый Евхаристический Агнец, то есть вынимаемая священником из просфоры четвероугольная частица, которая в Таинстве Евхаристии пресуществляется в истинное Тело Христово. По общему смыслу этого места в Житии, преп. Сергий молился о ниспослании ему Божией помощи в совершении главного христианского Таинства  – Евхаристии.

С. 75. …восхищают оное…  – Здесь восхищают означает «добиваются», «достигают с усилием».

...страшного геенского мучения избегнуть...  – То есть избегнуть наказания адскими муками, которым подвергаются осужденные Богом нераскаянные грешники. Слово «геенна» (греч. «ад», «преисподняя») происходит от названия долины «Сыновей Еннома», места близ Иерусалима, где идолопоклонствующие иудеи при царе Ахазе (732–715 до Р. Х., см. II Цар. XXVIII, 1) сжигали детей, приносимых в жертву языческим богам (см.: Библейская энциклопедия Брокгауза. С. 64).

С. 76. ...мы читаем его... на многих древних иконах угодника Божия написанным в свитке.  – Наиболее древним из дошедших до нас изображением преп. Сергия является шитый покров (1-я четв. XV в.; СПГИХМЗ, инв. № 472). Древнейшим иконописным изображением считается икона преп. Сергия из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, приписываемая Дионисию (около 1492 г.). На этих изображениях святой держит свернутый свиток. А изображения с развернутым свитком появляются в более позднее время (более подробно об иконографии преп. Сергия см.: В. В. Нарциссов. Проблемы иконографии преподобного Сергия Радонежского // Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. С. 54–62).

Блаженный Епифаний говорит, что Преподобный Сергий всегда имел пред духовным взором своим великие образцы ангелоподобной жизни таких светильников монашества, как великие Антоний и Евфимий, Савва Освященный и Пахомий, Феодосий Киновиарх...  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 74 [21]. Здесь перечислены великие святые Православной Церкви, основоположники монашеского жития:

преп. Антоний Великий (251–356; память 17 января)  – основатель иноческого отшельнического жития, подвизался в Египетской пустыне;

преп. Евфимий Великий (376–473; память 20 января)  – основатель знаменитого монастыря близ Иерусалима, впоследствии названного Евфимиевой лаврой;

преп. Савва Освященный (кон. IV–нач.V в.; память 5 декабря)  – основатель обширной лавры в Палестине, близ р. Иордан, автор богослужебного устава (Типика), впоследствии получившего название Иерусалимского и принятого всей Православной Церковью;

преп. Пахомий Великий († около 347; память 15 мая)  – основатель иноческого общежительного жития и первого (около 320 г.) общежительного монастыря в Египетской пустыне, ему же принадлежит первый иноческий общежительный устав (об общежительном иноческом житии и его уставе см. в комм. к с. 83, к словам: «...в обители не было тогда... правильного общежития...»);

преп. Феодосий Киновиарх, Великий общих житий начальник (424–529; память 11 января)  – устроитель первого в Палестине общежительного монастыря.

...Преподобного Феодосия Печерского...  – Преп. Феодосий Печерский (около 1008–1074; память 3 мая и 14 августа)  – игумен Киево-Печерского монастыря, учредитель иноческого общежития на Руси. Его Житие, составленное в конце XI–начале XII в., было на Руси одним из самых распространенных чтений.

С. 77. «…знаменовало… мысль, в Богомыслии водруженную...».  – См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 315 [86]. Этими словами выражено то, что ум преп. Сергия всегда был направлен на Бога и не развлекался посторонними мыслями.

…скатывал свечи…  – Имеется в виду один из способов изготовления свечей, а именно скатыванием их из воска вручную при помощи дубового бруска.

…варил кутию, или коливо...  – Кутия, коливо (ц.-слав.)  – особая поминальная трапеза, обычно вареная пшеница с медом, которая освящается в церкви и вкушается верующими.

…архимандрит Симон…  – Симон, как сообщает Е. Е. Голубинский, ссылаясь на «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», был архимандритом Борисоглебского монастыря на Смядыни. Этот монастырь, по мнению автора «Историко-статистического описания», был построен на месте убиения св. Глеба и должен был считаться старшим монастырем области Смоленской (см.: Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Изд. 2-е. С. 3. Примеч. 1 [12]). Архим. Леонид (Кавелин) считает, что приход смоленского архим. Симона к преп. Сергию случился, «по соображениям исторического свойства, не ранее 1356 г.», так как «Симон прибыл в Москву из Смоленска как один из кандидатов на праздную тогда смоленскую кафедру, и по занятии ее другим остался в Сергиевой пустыни» (см.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. Предисл. архим. Леонида, с. X и примеч. ж [21]).

«Многие христолюбцы, имена коих записаны у Господа в книге жизни,  – говорит блаженный Епифаний,  – стали… приходить к Сергию… приклоняя свои главы под благое иго Господне».  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 78, 80 [21].

...Андроника и Афанасия, уроженцев ростовских.  – Преподобные Андроник и Афанасий  – ученики преп. Сергия. О них подробнее см. в главе XX наст. изд.

С. 79. Прикажет… одеть... в длинную свитку...  – Свитка (др.-русск.)  – верхняя длинная распашная одежда из домотканого сукна, обычная одежда новопришедших в монастырь на начальной ступени иноческого искуса (испытания самих себя и своего желания служить Богу в монашеском постриге) до принятия их в послушники.

...облечет... в одежду монашескую», или, как ныне говорят, в рясофор…  – Под монашеской одеждой здесь подразумевается ряса (длинное верхнее одеяние монахов) и монашеская шапка (камилавка или скуфья). Чтобы носить монашескую одежду, нужно особое разрешение (благословение) игумена (настоятеля монастыря). С облачением в рясу новопришедший становится послушником, то есть членом монастырского братства, живущим по уставу иноческой жизни, но еще не давшим монашеских обетов. Эта ступень иноческого искуса называется рясофором  – «ношением рясы».

...пострижет... в мантию и даст ему клобук.  – Под пострижением в мантию подразумевается собственно монашеский постриг с принятием на себя иноческих обетов (см. комм. к с. 43, к словам: «…связать себя обетами монашества…»). Постригаемого, помимо рясы, одевают еще в мантию  – длинную, без рукавов, верхнюю накидку, спускающуюся до земли, а на голову надевают клобук  – особый монашеский головной убор с покрывалом (наметкой), спускающимся на плечи и в нижней части своей разделяющимся на три конца. В молитвах, сопровождающих постриг, мантия называется «ангельским образом», клобук  – «шлемом спасения», а ряса  – «ризой радования».

...удостоивал и святой схимы».  – О схиме см. комм. к с. 33, к словам: «...при конце своей… жизни Кирилл и Мария». Святой схиме в уставе иноческой жизни придается высшее, по сравнению с другими степенями монашества, достоинство, потому что она предполагает жизнь, посвященную «несмущаемому размышлению о вещах небесных, строжайшим пощениям, продолжительнейшим пред всеми прочими молитвам, уединению, молчанию, бдению, подвигам и изнурениям...» (Вениамин, архиеп. Новая Скрижаль. С. 408).

...совершив свою келейную молитву... – То есть прочитав свое молитвенное иноческое правило (о нем см. в комм. к с. 55, к словам: «...читал... свое правило»).

…волоковые оконца…  – В древнерусских деревянных постройках волоковым называлось небольшое горизонтальное оконце, образованное прорезью половин двух смежных бревен, закрываемое («заволакиваемое») дощатой задвижкой.

С. 80. ...налагает на него... епитимию.  – Буквальное значение греч. слова «епитимия»  – наказание. Однако в Православной Церкви наложение епитимии является не карой за совершенный грех, а преподанием духовного лекарства для излечения духовного недуга согрешившего. Самая строгая епитимия  – отлучение на некоторое время от Причастия. Среди других епитимий можно назвать поклоны, пост, раздачу милостыни, паломничество по святым местам.

...возводя его со степени на степень иноческого искуса...  – Об иноческом искусе см. комм. к с. 79, к словам: «...прикажет одеть... в длинную свитку...».

…Иосиф Волоколамский…  – Преп. Иосиф, игумен Волоцкий, чудотворец, святой Русской Православной Церкви (1440–1515; память 9 сентября), основал монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы близ г. Волоколамска, где ввел общежительный устав. Преп. Иосиф был знаменитым церковным полемистом, сурово обличавшим ереси.

С. 81. «<…> …благодатные дарования души Сергиевой».  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 80 [21].



Оглавление

Богослужения

21 сентября 2017 г. (8 сентября ст. ст.)

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.). Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исааковская (1659). Икон Божией Матери: Холмской, Курской-Коренной «Знамение» (1295), Почаевской (1559), Леснинской и Домницкой (1696)
16:45 - 19:30 Вечернее богослужение. Славословие
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей