к главе VIII – 251

Глава VIII

С. 66. ...игумена в новой обители все еще не было.  – Игумен (греч. «правящий», «предводительствующий»)  – настоятель монастыря. Игуменом мог стать, как правило, монах-священник (иеромонах), которого в обители преп. Сергия в то время не было.

...Сергий... был… руководителем в духовной жизни… но… без сана священного не мог быть… духовным отцом в Таинстве покаяния…  – По определению одной из основных вероучительных книг, «Пространного христианского катихизиса Православной Кафолической Восточной Церкви» Митр. Филарета, «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом» (с. 58). Совершителем Таинства Покаяния может быть только епископ или священник, в то время как руководителем в духовной жизни подвижников с древних времен монашества мог быть монах и без священнического сана, но, как преп. Сергий, прошедший путь очищения от страстей и достигший духовного совершенства.

С. 67. ...заботиться... о напутствии приготовляющихся к смерти таинствами Церкви.  – Православная Церковь, заботясь об умирающих, напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Елеосвящения и Причащения. О Таинстве Покаяния см. выше, комм. к с. 66, к словам «...Сергий... был руководителем...»; Таинство Причащения в «Пространном христианском катихизисе Православной Кафолической Восточной Церкви» Митр. Филарета определяется как «Таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни» (с. 53); Таинство Елеосвящения, или соборования, по определению митр. Филарета, есть «Таинство, в котором при помазывании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» (Там же. С. 60).

...совершитель таин Божиих...  – Совершителем таин Божиих, то есть всех Таинств Православной Церкви (кроме Священства)  – Крещения, Миропомазания, Причащения, Покаяния, Брака, Елеосвящения,  – может быть облеченный саном священническим. Таинство Священства может совершать только епископ.

С. 68. «<…> …не откажи нам в этой милости!»  – См..: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 20–21 [49].

С. 69. «<…> …пусть Он что хочет, то и творит со мною».  – См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 21 [49].

Ты насадил виноград сей...  – Символическое обозначение общины верующих как винограда или виноградника, насажденного Богом, восходит к Священному Писанию (см.: Иер. 2. 21. Пс. 79. 9. Мф. 21. 33–46. Мк. 12. 1–12. Лк. 20. 9–19). Бог, насадивший этот виноградник, печется о его благополучии через Своих верных слуг (т. е. епископов и священников), а слуг нерадивых наказывает.

...немало искушений и нестроений в юной обители.  – Искушениями и нестроениями здесь называются разного рода события внутреннего и внешнего порядка, которые нарушают ровное течение жизни монашеской обители, направляемой иноческим уставом (искушение есть соблазн, а нестроения  – беспорядок и раздор).

С. 71. ...будем блуждать, как овцы без пастыря, и расхитит нас мысленный волк...  – В православной традиции община верующих без духовного руководителя уподобляется стаду овец без пастыря: подобно тому как овцы без пастуха становятся легкой добычей хищника, так и община верующих без духовного руководителя оказывается беззащитной перед кознями «волка мысленного», то есть диавола.

«<…> …за сохранение подчиненности, а не за домогательство власти!»  – См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 313–314 [86].

«<…> …благотворен закон Твой, Господи!»  – См.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые. Отд. 3. Сент. 25. С. 135 [83].

С. 71–72. ...в 1354 году он путешествовал в Царьград по делам церковным...  – Целью путешествия святителя Алексия в 1353–1354 гг. в Константинополь было поставление его на Русскую митрополию и возведение в сан Митрополита Киевского и всея Руси Патриархом Константинопольским Филофеем.

С. 72. ...управление делами митрополии...  – То есть управление делами Русской Церкви, бывшей тогда митрополией Константинопольского патриархата. Автокефальной (независимой) Русская Церковь стала в 1448 г.

...Волынскому епископу Афанасию...  – Епископ Владимиро-Волынский Афанасий, сподвижник Митр. Феогноста, переехал во Владимирско-Суздальское княжество, вероятно, после его кончины, последовавшей около 1353 г. Скончался в 1362 г. в Костроме (см.: Строев П. М. Списки иерархов. Стб. 1037 [73]).

       ...в Переяславле-Залесском, в Нагорном Борисоглебском монастыре.  – Борисоглебский на Горе, или Нагорный мужской монастырь в Переславле Залесском,  – один из древнейших русских монастырей  – основан не позднее 1187 г. (под этим годом упоминается в Житии преп. Никиты Столпника Переяславского; память 24 марта). Как упоминает В. В. Зверинский, «в XIV столетии в нем принял иночество преп. Димитрий Прилуцкий, который через несколько лет основал свой монастырь  – Николаевский на Болоте... В XVIII ст. служил загородным домом Переяславских архиереев, а в 1764 г. обращен в кладбище» (Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Ч. 2. С. 79. № 673).

С. 72–73. ...святитель... пошел в церковь, взяв с собою и Преподобного... облачился во все священные одежды... и... поставил его во иподиакона. Началась Божественная литургия, и Сергий произведен был во иеродиакона...  – Рукоположению преп. Сергия во священника должно было предшествовать, по канонам Церкви, посвящение во иподиакона, а затем во диакона. Иподиакон (помощник диакона) и диакон (диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом) суть священнослужители первой, низшей, степени церковной иерархии, которые, участвуя в богослужении, служат при Таинствах, но не совершают их. Обряд рукоположения во иподиакона, а затем во иеродиакона может совершаться архиереем (епископом) в один день: посвящение во иподиакона совершается посреди церкви перед литургией, по облачении архиерея в соответствующие его чину священнические (священные) одежды, а на литургии в алтаре новопоставленного иподиакона архиерей рукополагает во иеродиакона.

С. 73. ...в правилах апостольских...  – Апостольские правила  – имеющий силу закона свод преданий и обычаев Древней Церкви, ведущих свое начало от времен апостольских и составляющих основу всей церковной жизни.

...облеченный... властию иерейскою...  – Под властью иерейской понимается право священника совершать все церковные Таинства для народа Божия (за исключением Таинства Священства, которое может совершать только епископ).

...восходя на небо по лествице Христоподражательного смирения...  – Здесь составитель Жития уподобляет духовное совершенствование человека восхождению по некоторой лестнице (лествице). Она называется лествицей смирения потому, что смирение  – главная христианская добродетель  – привлекает благодать Божию, которая возводит человека на Небо (ср. Иак. 4.  6: гордым Бог противится, а смиренным дает благодать).



Оглавление

Богослужения

27 мая 2018 г. (14 мая ст. ст.)

Неделя 8-я по Пасхе. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА. Мч. Исидора (251). Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского, чудотворца (1474). Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (XII). Мч. Максима (ок. 250). Прп. Серапиона Синдонита (V). Свт. Леонтия, патриарха Иерусалимского (1175). Сщмч. Петра Рождествина пресвитера (1939). Теребенской (1654) и Ярославской (Печерской) (1823) икон Божией Матери.
05:00 - 06:30 Молебен с акафистом преподобному Сергию
Троицкий собор
05:30 - 07:30 Ранняя Литургия
Трапезный храм
10:00 - 12:30 Поздняя Литургия. Вечерня с чтением коленопреклоненных молитв (часы в 09:30)
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей