к главе VIII – 251

Глава VIII

С. 66. ...игумена в новой обители все еще не было.  – Игумен (греч. «правящий», «предводительствующий»)  – настоятель монастыря. Игуменом мог стать, как правило, монах-священник (иеромонах), которого в обители преп. Сергия в то время не было.

...Сергий... был… руководителем в духовной жизни… но… без сана священного не мог быть… духовным отцом в Таинстве покаяния…  – По определению одной из основных вероучительных книг, «Пространного христианского катихизиса Православной Кафолической Восточной Церкви» Митр. Филарета, «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом» (с. 58). Совершителем Таинства Покаяния может быть только епископ или священник, в то время как руководителем в духовной жизни подвижников с древних времен монашества мог быть монах и без священнического сана, но, как преп. Сергий, прошедший путь очищения от страстей и достигший духовного совершенства.

С. 67. ...заботиться... о напутствии приготовляющихся к смерти таинствами Церкви.  – Православная Церковь, заботясь об умирающих, напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Елеосвящения и Причащения. О Таинстве Покаяния см. выше, комм. к с. 66, к словам «...Сергий... был руководителем...»; Таинство Причащения в «Пространном христианском катихизисе Православной Кафолической Восточной Церкви» Митр. Филарета определяется как «Таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни» (с. 53); Таинство Елеосвящения, или соборования, по определению митр. Филарета, есть «Таинство, в котором при помазывании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» (Там же. С. 60).

...совершитель таин Божиих...  – Совершителем таин Божиих, то есть всех Таинств Православной Церкви (кроме Священства)  – Крещения, Миропомазания, Причащения, Покаяния, Брака, Елеосвящения,  – может быть облеченный саном священническим. Таинство Священства может совершать только епископ.

С. 68. «<…> …не откажи нам в этой милости!»  – См..: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 20–21 [49].

С. 69. «<…> …пусть Он что хочет, то и творит со мною».  – См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 21 [49].

Ты насадил виноград сей...  – Символическое обозначение общины верующих как винограда или виноградника, насажденного Богом, восходит к Священному Писанию (см.: Иер. 2. 21. Пс. 79. 9. Мф. 21. 33–46. Мк. 12. 1–12. Лк. 20. 9–19). Бог, насадивший этот виноградник, печется о его благополучии через Своих верных слуг (т. е. епископов и священников), а слуг нерадивых наказывает.

...немало искушений и нестроений в юной обители.  – Искушениями и нестроениями здесь называются разного рода события внутреннего и внешнего порядка, которые нарушают ровное течение жизни монашеской обители, направляемой иноческим уставом (искушение есть соблазн, а нестроения  – беспорядок и раздор).

С. 71. ...будем блуждать, как овцы без пастыря, и расхитит нас мысленный волк...  – В православной традиции община верующих без духовного руководителя уподобляется стаду овец без пастыря: подобно тому как овцы без пастуха становятся легкой добычей хищника, так и община верующих без духовного руководителя оказывается беззащитной перед кознями «волка мысленного», то есть диавола.

«<…> …за сохранение подчиненности, а не за домогательство власти!»  – См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 313–314 [86].

«<…> …благотворен закон Твой, Господи!»  – См.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые. Отд. 3. Сент. 25. С. 135 [83].

С. 71–72. ...в 1354 году он путешествовал в Царьград по делам церковным...  – Целью путешествия святителя Алексия в 1353–1354 гг. в Константинополь было поставление его на Русскую митрополию и возведение в сан Митрополита Киевского и всея Руси Патриархом Константинопольским Филофеем.

С. 72. ...управление делами митрополии...  – То есть управление делами Русской Церкви, бывшей тогда митрополией Константинопольского патриархата. Автокефальной (независимой) Русская Церковь стала в 1448 г.

...Волынскому епископу Афанасию...  – Епископ Владимиро-Волынский Афанасий, сподвижник Митр. Феогноста, переехал во Владимирско-Суздальское княжество, вероятно, после его кончины, последовавшей около 1353 г. Скончался в 1362 г. в Костроме (см.: Строев П. М. Списки иерархов. Стб. 1037 [73]).

       ...в Переяславле-Залесском, в Нагорном Борисоглебском монастыре.  – Борисоглебский на Горе, или Нагорный мужской монастырь в Переславле Залесском,  – один из древнейших русских монастырей  – основан не позднее 1187 г. (под этим годом упоминается в Житии преп. Никиты Столпника Переяславского; память 24 марта). Как упоминает В. В. Зверинский, «в XIV столетии в нем принял иночество преп. Димитрий Прилуцкий, который через несколько лет основал свой монастырь  – Николаевский на Болоте... В XVIII ст. служил загородным домом Переяславских архиереев, а в 1764 г. обращен в кладбище» (Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Ч. 2. С. 79. № 673).

С. 72–73. ...святитель... пошел в церковь, взяв с собою и Преподобного... облачился во все священные одежды... и... поставил его во иподиакона. Началась Божественная литургия, и Сергий произведен был во иеродиакона...  – Рукоположению преп. Сергия во священника должно было предшествовать, по канонам Церкви, посвящение во иподиакона, а затем во диакона. Иподиакон (помощник диакона) и диакон (диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом) суть священнослужители первой, низшей, степени церковной иерархии, которые, участвуя в богослужении, служат при Таинствах, но не совершают их. Обряд рукоположения во иподиакона, а затем во иеродиакона может совершаться архиереем (епископом) в один день: посвящение во иподиакона совершается посреди церкви перед литургией, по облачении архиерея в соответствующие его чину священнические (священные) одежды, а на литургии в алтаре новопоставленного иподиакона архиерей рукополагает во иеродиакона.

С. 73. ...в правилах апостольских...  – Апостольские правила  – имеющий силу закона свод преданий и обычаев Древней Церкви, ведущих свое начало от времен апостольских и составляющих основу всей церковной жизни.

...облеченный... властию иерейскою...  – Под властью иерейской понимается право священника совершать все церковные Таинства для народа Божия (за исключением Таинства Священства, которое может совершать только епископ).

...восходя на небо по лествице Христоподражательного смирения...  – Здесь составитель Жития уподобляет духовное совершенствование человека восхождению по некоторой лестнице (лествице). Она называется лествицей смирения потому, что смирение  – главная христианская добродетель  – привлекает благодать Божию, которая возводит человека на Небо (ср. Иак. 4.  6: гордым Бог противится, а смиренным дает благодать).



Оглавление

Богослужения

21 ноября 2017 г. (8 ноября ст. ст.)

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.
17:00 - 20:00 Всенощное бдение
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей