к главе VII – 249

Глава VII

С. 59.имевшие… «очищенное чувство духовное или, по крайней мере, ищущие очищения».  – См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 310 [86].

«…пред его дивным смирением и чистотою душевною».  – См.: Пахомий Логофет. Житие Преподобного Сергия. С. 14 // Тихонравов Н. С. Древние Жития Преподобного Сергия. Отд. 2. С. 14.

С. 60. …с нуждею (ц.-слав.)  – Здесь: с усилием.

С. 61. …по числу... колен Израилевых.  – То есть по числу 12 племен Еврейского народа, происшедших от Иакова, получившего от Бога имя Израиль (Быт. 32, 24); колено (ц.-слав.)  – род, поколение, племя.

С. 62. …Елисей…  – Елисеем, как пишет Е. Е. Голубинский, были написаны две лаврские рукописи, а именно: 16 слов Григория Богослова (ркп. № 8), а также упоминаемое в описи монастыря 1641 г. «хорошо написанное, богато украшенное Евангелие тетр, Елисеевское» (Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. 2-е изд. С. 94 [12]).

...Преподобных Сильвестра Обнорского, Мефодия Пешношского, Андроника...  – Здесь перечислены ученики преп. Сергия. Все они, по его благословению, основали и стали первыми игуменами знаменитых монашеских обителей России: преп. Сильвестр Обнорский († 1379; память 25 апреля) основал обитель на р. Обноре, недалеко от Ярославля; преп. Мефодий Пешношский († 1392; память 4 и 14 июня)  – на р. Пешноше, вблизи Дмитрова; преп. Андроник († 1395; память 13 июня) вместе со святителем Алексием основал Спасо-Андроников монастырь на р. Яузе, близ Москвы.

       ...собирались в церковь на полунощницу, утреню, третий, шестой и девятый часы, на вечерню и повечерие, совершая... еще частые молебные пения.  – Автор Жития перечисляет семь церковных служб дневного круга богослужений, которые могут совершаться и без священника:

       полунощница  – с молитвословиями этой службы Святая Церковь связывает воспоминание о молитве Спасителя в Гефсиманском саду перед крестными Его страданиями, а также напоминает верующим о страшном дне Второго Пришествия Христова, воскресении мертвых и Страшном Суде, так как Второе Пришествие Христово будет в полночь;

       утреня совершается утром, идет от обычая древних христиан освящать молитвою наступивший день; характерной особенностью утрени является то, что она содержит молитвословия тем святым, память которых празднуется Церковью в наступающий день;

       третий час  – см. комм. к с. 21, к словам: «…начало третьего часа…»;

       шестой час  – со службой шестого часа Церковь соединяет воспоминание шествия Спасителя на распятие, само распятие и крестные Его страдания;

       девятый час  – служба девятого часа установлена в воспоминание крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, происшедшей, как повествует Священное Писание, в девятый час по иудейскому времяисчислению;

       вечерня открывает суточный круг богослужений, потому что при Сотворении мира вечер предшествовал дню (Быт. 1, 5); молитвословия вечерни прославляют Бога как Творца и Промыслителя, напоминают грехопадение прародителей, побуждая верующих к осознанию своих грехов и молитве о их прощении;

       повечерие  – на повечерии воспоминается сошествие Господа нашего Иисуса Христа во ад и освобождение праведных от власти диавола. В молитвословиях повечерия также выражается благодарность Богу перед отходом ко сну по окончании дня;

молебные пения, или молебны,  – краткие богослужения, выражающие благодарение или прошение Господу Богу, Богородице или святым. Они не входят в число семи обязательных служб дневного круга богослужения.

С. 62–63. А для совершения Божественной литургии... приглашали священника...  – Божественная литургия есть самое главное богослужение Православной Церкви, в котором совершается Таинство Святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечере. В отличие от семи служб дневного круга богослужения, Божественная литургия совершается только епископами или священниками. Так как в обители, основанной преп. Сергием, долгое время не было священника, то для совершения Божественной литургии его приглашали.

       С. 63. ...приготовлял к погребению усопшего.  – О приготовлении усопшего монаха к погребению читаем в «Новой Скрижали»: «прежде всего омывается тело, омывая оное губкою с водою, крестообразно, во образ священного Крещения, на челе, очах, устах, персях, коленах и руках…». Затем того скончавшегося монаха «одевают в одежды, приличные его образу, и сверх их зашивают в мантию, из того же облачения делают три креста ради Христа, Которого крест он нес в своем образе, и сверх всего полагают икону Того, Которого он возлюбил, т. е. Христа. С молитвою подъемлется тело и с лампадами относится в божественный храм» (см.: Вениамин, архиеп. Новая Скрижаль. С. 427–428).

…служил братии, по выражению блаженного Епифания, как купленный раб…  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 64 [21].

С. 63–64. …преподобный Епифаний говорит, что... угодник Божий… «имел силу против двух человек»…  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 62 [21].

С. 64. …это было следствием его трудолюбия и строгого воздержания, замечает… святитель Платон.  – См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 19 [49].

...соделаться гражданином горнего Иерусалима! – То есть войти в Царство Небесное. Св. апостол Иоанн Богослов говорит о горнем, или небесном, Иерусалиме как о месте, где народ Божий будет жить вечно с Богом (Откр. 21). Однако войти в небесный Иерусалим (Царство Небесное), стать его гражданином, может не всякий, а только тот, кто сознательно приуготовляет себя к этому, очистившись от всяческого греха, составляющего преграду между Богом и человеком.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2017 г. (10 сентября ст. ст.)

Суббота пред Воздвижением. Прмч. Гавриила (Яцика), насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
17:00 - 20:30 Всенощное бдение с литией
Успенский собор
20:30 - 23:00 Вечерняя исповедь (совершается после всенощного бдения с литией)
Разрешают: архим. АЛЕКСАНДР, ИЛИАН, ГЛЕБ (Р.); игум. СЕВАСТИАН, НИКОЛАЙ; иером. ГАВРИИЛ, ИППОЛИТ, ВАДИМ
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей