к главе VI – 247

Глава VI

С. 49.Онуфрию Великому подражавый житием в пустыне…  – Преп. Онуфрий Великий (IV в.; память 12 июня)  – один из самых строгих христианских подвижников, проведший в Египетской пустыне более 60 лет в совершенном уединении.

…Паисию последовавый в вечной святыне.  – Преп. Паисий Великий (середина IV–V в.; память 19 июня)  – аскет, удостоившийся созерцания Божественных тайн, авва египетских пустынножителей, основатель иноческих обителей.

...сердечные очи ...  – В аскетической литературе этим иносказательным выражением обозначается способность к созерцанию Бога, заложенная Творцом в природе человека, а именно в сердце как средоточии всех сил души. Эта способность притупляется, если сердце человека в результате его греховной жизни затмевается страстями, и возвращается к человеку, если он очищает свою душу покаянием (ср. Мф. 5, 8: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят).

...Христоподражательную любовь...  – Архим. Никон подразумевает здесь то, что преп. Сергий стремился в своем отношении к ближним подражать любви Господа нашего Иисуса Христа к Своим ученикам (и ко всему падшему человечеству).

С. 50. «<…> …кто расскажет… об искушениях от врага и страхованиях пустынных?»  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 49 [21].  – Устав подвижнический определяет правила подвижнической жизни, которые позволяют подвизающемуся достичь духовного совершенства, в частности устанавливают правильное сочетание поста и молитвы. Наиболее распространенный устав  – иноческие правила  – принадлежит св. Василию Великому.  – Страхованиями (ц.-слав.  – «страшилище»; «ужас») в аскетической литературе называется особый род искушений, через которые проходят подвижники-отшельники, достигшие высокой степени духовного совершенства. Тогда бесы, лишаясь возможности действовать на душу подвижника изнутри, через его страсти, пытаются действовать совне, являясь видимо в образе чудовищ, страшных звуков и т. д. и стараясь заставить подвижника покинуть уединение и вернуться в мир.

«Но испытавшие знают,  – говорит святитель Филарет…  – каким трудностям подвержена иноческая жизнь в совершенном уединении».  – См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 306–307 [86].

…подвиги самоумерщвления…  – обуздывание плоти, телесных похотений постом, трудом, ограничением сна, лишением удобств и т. д. Цель этих подвигов, входящих в качестве составляющих в устав подвижнической жизни,  – борьба с плотскими страстями ради достижения духовного совершенства.

       С. 51. …для ревнителя жизни духовной… открывается борьба уже не к плоти и крови...  – Ср. Еф. 6, 12: …наша брань не против крови и плоти, но… против духов злобы поднебесных.

С. 52. «<…> …представляют ему странные образы и нелепые мечтания».  – См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 307 [86].

С. 53. «Не туне вкушал он хлеб свой», как говорит святитель Платон…  – См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 17 [49].

…не боялся их суетных угроз…  – Суетных здесь: пустых, тщетных (др.-русск.).

С. 54. …начал молитвословие…  – То есть начал читать молитвы, входящие в церковную службу.

«…хотя сам по себе не имеет власти, падший дух, даже и над свиниями».  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 51 [21].

С. 55. ...читал... свое правило...  – Здесь имеется в виду молитвенное правило, то есть совокупность молитв, которые монаху следует читать ежедневно в определенное время (утреннее, вечернее, ночное правила). Монашеское правило включает в себя также чтение канонов, акафистов и определенное число Иисусовых молитв («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»).

...Божественная сила приосенила его...  – Приосенила (от ц.-слав. «сень», «навес») здесь: прикрыла, защитила. Так в Житии говорится о действии Божественной благодати, помогающей подвижнику бороться с искушениями.

…воспел… как новый Моисей, благодарственную хвалу Господу словами Святого Писания…  – Уподобляя преп. Сергия пророку Моисею, составитель Жития использует, вслед за Епифанием Премудрым [21, с. 54], вольное переложение благодарственной хвалы Господу, которую, как повествует Священное Писание (Исх. 15), пророк Моисей вознес после чудесного перехода сынов Израилевых через расступившееся пред ними Чермное море и гибели войска фараона, преследовавшего их.

С. 56. Преподобный Варсонофий Великий  – святой Православной Церкви (кон. V–нач. VI в.; память 6 февраля). Составленное его учеником преп. Иоанном Пророком (VI в.) «Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников» [10] содержит советы и наставления преп. Варсонофия по всевозможным вопросам духовного делания и является по сей день незаменимой поучительной и назидательной книгой для всех подвизающихся в деле спасения, особенно для монашествующих.

С. 57. «…первоначального повиновения всех тварей невинному человеку».  – См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 310 [86].

«<...> …свирепость преложить в кротость и покорность».  – См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 18 [49].

С. 58. «<…> ...всем существом своим устремился к Нему единому...».  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 56 [21].



Оглавление

Богослужения

22 июля 2017 г. (9 июля ст. ст.)

Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I). Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III–IV). Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра (361–363). Прпп. Патермуфия и Коприя (IV). Свт. Феодора, еп. Едесского (IX). Сщмч. Константина Лебедева пресвитера (1918). Кипрской в с. Стромынь (Московская обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.
17:00 - 20:30 Всенощное бдение с литией
Успенский собор
20:30 - 23:00 Вечерняя исповедь (совершается после всенощного бдения с литией)
Разрешают: архим. ИОАНН, ЗАХАРИЯ, АЛЕКСАНДР, ИЛИАН, ГЛЕБ (Р.), ТАВРИОН; игум. ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, СЕРАФИМ (К.), АНАСТАСИЙ; иером. ПАИСИЙ, ГЕРОНТИЙ, ВАДИМ
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей