к главе VI – 247

Глава VI

С. 49.Онуфрию Великому подражавый житием в пустыне…  – Преп. Онуфрий Великий (IV в.; память 12 июня)  – один из самых строгих христианских подвижников, проведший в Египетской пустыне более 60 лет в совершенном уединении.

…Паисию последовавый в вечной святыне.  – Преп. Паисий Великий (середина IV–V в.; память 19 июня)  – аскет, удостоившийся созерцания Божественных тайн, авва египетских пустынножителей, основатель иноческих обителей.

...сердечные очи ...  – В аскетической литературе этим иносказательным выражением обозначается способность к созерцанию Бога, заложенная Творцом в природе человека, а именно в сердце как средоточии всех сил души. Эта способность притупляется, если сердце человека в результате его греховной жизни затмевается страстями, и возвращается к человеку, если он очищает свою душу покаянием (ср. Мф. 5, 8: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят).

...Христоподражательную любовь...  – Архим. Никон подразумевает здесь то, что преп. Сергий стремился в своем отношении к ближним подражать любви Господа нашего Иисуса Христа к Своим ученикам (и ко всему падшему человечеству).

С. 50. «<…> …кто расскажет… об искушениях от врага и страхованиях пустынных?»  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 49 [21].  – Устав подвижнический определяет правила подвижнической жизни, которые позволяют подвизающемуся достичь духовного совершенства, в частности устанавливают правильное сочетание поста и молитвы. Наиболее распространенный устав  – иноческие правила  – принадлежит св. Василию Великому.  – Страхованиями (ц.-слав.  – «страшилище»; «ужас») в аскетической литературе называется особый род искушений, через которые проходят подвижники-отшельники, достигшие высокой степени духовного совершенства. Тогда бесы, лишаясь возможности действовать на душу подвижника изнутри, через его страсти, пытаются действовать совне, являясь видимо в образе чудовищ, страшных звуков и т. д. и стараясь заставить подвижника покинуть уединение и вернуться в мир.

«Но испытавшие знают,  – говорит святитель Филарет…  – каким трудностям подвержена иноческая жизнь в совершенном уединении».  – См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 306–307 [86].

…подвиги самоумерщвления…  – обуздывание плоти, телесных похотений постом, трудом, ограничением сна, лишением удобств и т. д. Цель этих подвигов, входящих в качестве составляющих в устав подвижнической жизни,  – борьба с плотскими страстями ради достижения духовного совершенства.

       С. 51. …для ревнителя жизни духовной… открывается борьба уже не к плоти и крови...  – Ср. Еф. 6, 12: …наша брань не против крови и плоти, но… против духов злобы поднебесных.

С. 52. «<…> …представляют ему странные образы и нелепые мечтания».  – См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 307 [86].

С. 53. «Не туне вкушал он хлеб свой», как говорит святитель Платон…  – См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 17 [49].

…не боялся их суетных угроз…  – Суетных здесь: пустых, тщетных (др.-русск.).

С. 54. …начал молитвословие…  – То есть начал читать молитвы, входящие в церковную службу.

«…хотя сам по себе не имеет власти, падший дух, даже и над свиниями».  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 51 [21].

С. 55. ...читал... свое правило...  – Здесь имеется в виду молитвенное правило, то есть совокупность молитв, которые монаху следует читать ежедневно в определенное время (утреннее, вечернее, ночное правила). Монашеское правило включает в себя также чтение канонов, акафистов и определенное число Иисусовых молитв («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»).

...Божественная сила приосенила его...  – Приосенила (от ц.-слав. «сень», «навес») здесь: прикрыла, защитила. Так в Житии говорится о действии Божественной благодати, помогающей подвижнику бороться с искушениями.

…воспел… как новый Моисей, благодарственную хвалу Господу словами Святого Писания…  – Уподобляя преп. Сергия пророку Моисею, составитель Жития использует, вслед за Епифанием Премудрым [21, с. 54], вольное переложение благодарственной хвалы Господу, которую, как повествует Священное Писание (Исх. 15), пророк Моисей вознес после чудесного перехода сынов Израилевых через расступившееся пред ними Чермное море и гибели войска фараона, преследовавшего их.

С. 56. Преподобный Варсонофий Великий  – святой Православной Церкви (кон. V–нач. VI в.; память 6 февраля). Составленное его учеником преп. Иоанном Пророком (VI в.) «Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников» [10] содержит советы и наставления преп. Варсонофия по всевозможным вопросам духовного делания и является по сей день незаменимой поучительной и назидательной книгой для всех подвизающихся в деле спасения, особенно для монашествующих.

С. 57. «…первоначального повиновения всех тварей невинному человеку».  – См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 310 [86].

«<...> …свирепость преложить в кротость и покорность».  – См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 18 [49].

С. 58. «<…> ...всем существом своим устремился к Нему единому...».  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 56 [21].



Оглавление

Богослужения

22 августа 2018 г. (9 августа ст. ст.)

Апостола Матфия (ок. 63). Собор Соловецких святых. Мч. Антония Александрийского. Прп. Псоя Египетского (IV). Мчч. Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии патрикии и других (730). Прмц. Маргариты Гунаронуло (1918).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ХАРИТОН, ФИЛИПП; иером. АГАФОН, АРИСТАРХ, МОИСЕЙ, ПРОКОПИЙ, ИОСИФ, АЛЕКСИЙ, СИМОН, ПРОКЛ
Предтеченский храм
06:00 Ранняя Литургия
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей