к главе V – 246

Глава V

С. 43. «Все поступки Варфоломея…  – говорит святитель Платон,  – показывали, что он был муж… рассуждения духовного».  – Источник цитирования не установлен.

       ...связать себя обетами монашества...  – Принимающие монашеский постриг дают перед Богом обеты (обещания), имеющие целью привести постригаемых к нравственному совершенству. Эти три обета суть: девство (безбрачие, чистота и целомудрие), послушание (совершенное отречение от собственной воли и смиренное служение братии) и нищета (нестяжание, отказ от попечения о накоплении земных благ).

С. 44. «...облеки меня в чин иноческий...»  – Так Епифаний Премудрый выразил просьбу Варфоломея о монашеском постриге. В молитвах во время пострига «облачением в чин иноческий» называется облачение постриженника в монашеские одежды.

С. 45. ...был Сергий... последний мудрованием…  – Под «мудрованием» здесь следует понимать горделивые, самонадеянные помыслы.

...ни один не достиг меры его духовного возраста.  – То есть не достиг меры его духовного совершенства. Святоотеческое учение выделяет в человеке, стремящемся к духовному совершенству, разные этапы его развития: от только начинающего жить по Христу, «младенца во Христе» (1 Кор. 3, 1–2), до «мужа совершенна, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13).

       …с отнятием власов...  – Отъятием волос (ц.-слав.) называется крестообразное пострижение четырех прядей волос у принимающего монашеский постриг.

...совлекался и ветхого человека, чтобы облечься в нового...  – «Ветхим» в православной традиции называется человек, душа которого находится в помрачении и порабощении ее грехом (по словам апостола Павла, ветхий человек истлевается в обольстительных похотях (Еф. 4, 22)); оставление греховной жизни через покаяние называется «совлечением ветхого человека» (Еф. 4, 24). Но это только начало духовного возрождения. Апостол Павел учит, что христианину нужно не только «совлечься ветхого человека», но и облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины (Еф. 4, 24).

«<...> ...отрекаясь от всего, что в мире, он, как бы обновляемый юностию орлею, возлетал на высоту созерцаний духовных…»  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 45–46 [21].  – Для описания внутренних духовных перемен, произошедших в преп. Сергии после пострига, Епифаний Премудрый использует знаменитый образ из Священного Писания  – образ орла, который с обновлением оперения получает юные жизненные силы для полета ввысь (ср. Пс. 102, 5: Обновится яко орля юность твоя).

Семь дней провел новопостриженный Сергий неисходно в своей церквице...  – Чинопоследование монашеского пострига предписывает новопостриженному монаху в течение нескольких дней (не менее пяти) после пострига пребывать в церкви, присутствуя на каждом богослужении и упражняясь в чтении.

…уклонялся от всякого поделия...  – Поделием (др.-русск. «побочное», «неважное») для монаха является все не относящееся непосредственно к служению Богу, в том числе и занятие каким-либо рукоделием.

С. 46. ...трудникам спасения.  – То есть подвизающимся на пути достижения Царства Божия: совершающим аскетические подвиги терпения, смирения, поста, молитвы и т. п.

...жестокость... пути иноческого…  – суровость, строгость монашеского подвига.

С. 47. …новоначальный инок…  – недавно постриженный в монахи.

Подивился старец смиренномудрию своего новопостриженника.  – Смиренномудрие (или нищета духовная) есть одна из главных христианских добродетелей, заключающаяся в том, чтобы на деле считать себя последним грешником пред Богом. Божественная благодать приходит только к людям, души которых очищены смиренномудрием. Опыт Христианской Церкви свидетельствует, что стяжать добродетель смиренномудрия можно преимущественно в результате долгих трудов и обладают ею, как правило, лишь опытные в духовной жизни подвижники и духоносные старцы. Поэтому смиренномудрие новоначального инока и вызывает удивление игумена.

С. 48. ...по плану Божественного домостроительства...  – Божественным домостроительством называется в православном вероучении промыслительная деятельность Божия, направленная ко спасению каждого человека.



Оглавление

Богослужения

23 февраля 2018 г. (10 февраля ст. ст.)

Сщмч. Харалампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и трех мучениц (202). Блгв. кн. Анны Новгородской (XI). Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах (1107). Прп. Лонгина Коряжемского (1540). Прав. Галины (III). Мцц. дев Еннафы, Валентины и Павлы (308). Сщмчч. Петра Грудинского и Валериана Новицкого пресвитеров (1930). Иконы Божией Матери «Огневидная».
05:30 - 06:30 Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:30 - 11:30 Постовая служба. Литургия Преждеосвященных Даров
Успенский собор
16:45 - 19:30 Вечернее богослужение
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей