к главе V – 246

Глава V

С. 43. «Все поступки Варфоломея…  – говорит святитель Платон,  – показывали, что он был муж… рассуждения духовного».  – Источник цитирования не установлен.

       ...связать себя обетами монашества...  – Принимающие монашеский постриг дают перед Богом обеты (обещания), имеющие целью привести постригаемых к нравственному совершенству. Эти три обета суть: девство (безбрачие, чистота и целомудрие), послушание (совершенное отречение от собственной воли и смиренное служение братии) и нищета (нестяжание, отказ от попечения о накоплении земных благ).

С. 44. «...облеки меня в чин иноческий...»  – Так Епифаний Премудрый выразил просьбу Варфоломея о монашеском постриге. В молитвах во время пострига «облачением в чин иноческий» называется облачение постриженника в монашеские одежды.

С. 45. ...был Сергий... последний мудрованием…  – Под «мудрованием» здесь следует понимать горделивые, самонадеянные помыслы.

...ни один не достиг меры его духовного возраста.  – То есть не достиг меры его духовного совершенства. Святоотеческое учение выделяет в человеке, стремящемся к духовному совершенству, разные этапы его развития: от только начинающего жить по Христу, «младенца во Христе» (1 Кор. 3, 1–2), до «мужа совершенна, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13).

       …с отнятием власов...  – Отъятием волос (ц.-слав.) называется крестообразное пострижение четырех прядей волос у принимающего монашеский постриг.

...совлекался и ветхого человека, чтобы облечься в нового...  – «Ветхим» в православной традиции называется человек, душа которого находится в помрачении и порабощении ее грехом (по словам апостола Павла, ветхий человек истлевается в обольстительных похотях (Еф. 4, 22)); оставление греховной жизни через покаяние называется «совлечением ветхого человека» (Еф. 4, 24). Но это только начало духовного возрождения. Апостол Павел учит, что христианину нужно не только «совлечься ветхого человека», но и облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины (Еф. 4, 24).

«<...> ...отрекаясь от всего, что в мире, он, как бы обновляемый юностию орлею, возлетал на высоту созерцаний духовных…»  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 45–46 [21].  – Для описания внутренних духовных перемен, произошедших в преп. Сергии после пострига, Епифаний Премудрый использует знаменитый образ из Священного Писания  – образ орла, который с обновлением оперения получает юные жизненные силы для полета ввысь (ср. Пс. 102, 5: Обновится яко орля юность твоя).

Семь дней провел новопостриженный Сергий неисходно в своей церквице...  – Чинопоследование монашеского пострига предписывает новопостриженному монаху в течение нескольких дней (не менее пяти) после пострига пребывать в церкви, присутствуя на каждом богослужении и упражняясь в чтении.

…уклонялся от всякого поделия...  – Поделием (др.-русск. «побочное», «неважное») для монаха является все не относящееся непосредственно к служению Богу, в том числе и занятие каким-либо рукоделием.

С. 46. ...трудникам спасения.  – То есть подвизающимся на пути достижения Царства Божия: совершающим аскетические подвиги терпения, смирения, поста, молитвы и т. п.

...жестокость... пути иноческого…  – суровость, строгость монашеского подвига.

С. 47. …новоначальный инок…  – недавно постриженный в монахи.

Подивился старец смиренномудрию своего новопостриженника.  – Смиренномудрие (или нищета духовная) есть одна из главных христианских добродетелей, заключающаяся в том, чтобы на деле считать себя последним грешником пред Богом. Божественная благодать приходит только к людям, души которых очищены смиренномудрием. Опыт Христианской Церкви свидетельствует, что стяжать добродетель смиренномудрия можно преимущественно в результате долгих трудов и обладают ею, как правило, лишь опытные в духовной жизни подвижники и духоносные старцы. Поэтому смиренномудрие новоначального инока и вызывает удивление игумена.

С. 48. ...по плану Божественного домостроительства...  – Божественным домостроительством называется в православном вероучении промыслительная деятельность Божия, направленная ко спасению каждого человека.



Оглавление

Богослужения

23 сентября 2017 г. (10 сентября ст. ст.)

Суббота пред Воздвижением. Прмч. Гавриила (Яцика), насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
17:00 - 20:30 Всенощное бдение с литией
Успенский собор
20:30 - 23:00 Вечерняя исповедь (совершается после всенощного бдения с литией)
Разрешают: архим. АЛЕКСАНДР, ИЛИАН, ГЛЕБ (Р.); игум. СЕВАСТИАН, НИКОЛАЙ; иером. ГАВРИИЛ, ИППОЛИТ, ВАДИМ
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей