к главе IV – 244

Глава IV

С. 36. Опытные в духовной жизни подвижники...  – Подвижники (др.-русск.)  – совершители подвига  – великого и трудного дела, требующего больших усилий. Духовная жизнь есть собственно жизнь в Духе Святом. Жития святых Христианской Церкви свидетельствуют, что человек, действительно, может приблизиться к Богу, стать вместилищем благодатных даров Духа Святаго, наконец, достичь богоподобия. Драгоценный опыт жизни в Духе Святом Православная Церковь хранит в святоотеческих творениях и Житиях святых.

       С. 37. ...«принужен быв словесы блаженного» (ц.-слав.)  – «повинуясь словам блаженного» (см.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 38 [21]).

С. 38. «…в невинном состоянии, до грехопадения».  – См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 15 [49].

С. 40. «<…> …богословствуя, приносит свою молитву».  – Источник цитирования установить не удалось.

...Всероссийского Митрополита Феогноста…  – Феогност, Митр. Киевский и всея Руси (1328–1353), святой (память 14 марта). Грек по происхождению, он стяжал уважение и любовь своей русской паствы трудами и попечением о ее благе. Митр. Феогност боролся за сохранение единства Русской митрополии, против образования в западной ее части, находившейся под властью литовских князей, самостоятельной митрополии; он поддерживал объединительную политику московских Вел. князей Иоанна Калиты и Симеона Иоанновича; в 1342 г. святитель Феогност, не устрашившись угроз и притеснений в Орде, сумел отстоять прежние льготы, которыми пользовалась Церковь при ордынских ханах. Скончался от чумы, погребен в Московском Успенском соборе.

антиминс (греч. «вместопрестолие»)  – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения Господа Иисуса Христа во Гроб. В антиминс вкладываются и зашиваются частицы мощей святых. Божественная литургия всегда совершается на антиминсе.

«…поспешением Святаго Духа».  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 41 [21].

...в 1340 году… при Великом Князе Симеоне Иоанновиче Гордом.  – Симеон Иоаннович Гордый (1318?–1353), старший сын Иоанна Калиты, с 1340 г.  – Вел. князь Владимирский и Московский. Князь Симеон продолжил дело своего отца по объединению русских земель вокруг Москвы. Он отличался христианским благочестием и любовью к украшению храмов: попечением Симеона Иоанновича были расписаны белокаменная Архангельская церковь в Московском Кремле, предшественница нынешнего Архангельского собора, и церковь Спаса Преображения в созданном его усердием московском Спасском монастыре. Скончался в мор 1353 г. Перед кончиной князь Симеон принял монашеский постриг с именем Созонт.

«<...> …самого себя всецело уготовать в жилище Духа Святаго».  – См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 15–16 [49].

С. 41. …в Богоявленском монастыре…  – «Богоявленский Московской епархии, 2-го класса мужеский монастырь находится в столичном городе Москве, в Китае, за Ветошным рядом, или что за Торгом. Богоявленским именуется по главной церкви. Строением начат в княжение Вел. князя Даниила Александровича Московского, в 1296 году, а окончен при его сыне Великом князе Иоанне Даниловиче Калите около 1304 г.» (История российской иерархии. Ч. 3. С. 402–403 [6]). После революции монастырь был упразднен. Службы в Богоявленском соборе продолжались до закрытия его в июле 1929 г. Собор был возвращен Церкви в мае 1992 г. и открыт как приходской храм.

...будущий Святитель Всероссийский Алексий.  – Алексий, Митр. Киевский и всея Руси с 1354 г., святитель Московский, чудотворец (1293?–1378; память 12 февраля), преемник Митр. Феогноста, в миру носил имя Елевферий и происходил из боярского рода Бяконтов. Принял постриг в Московском Богоявленском монастыре в двадцатилетнем возрасте. Как сообщает его Житие, в этом монастыре он подружился со старшим братом преп. Сергия  – Стефаном. Житие преп. Сергия содержит многочисленные свидетельства постоянного попечения святителя Алексия о Преподобном и основанной им Троицкой обители. Ныне святые мощи Митр. Алексия покоятся в Московском Богоявленском соборе в Елохове.

...певали на клиросе.  – Клиросом называются специальные места в храме, обычно справа и слева перед алтарем, отведенные для участвующих в богослужении чтецов и певцов.

С. 42. «<…> …начальника многочисленной братии и отца многих обителей».  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 42–43 [21].



Оглавление

Богослужения

20 сентября 2017 г. (7 сентября ст. ст.)

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Прпп. Александра Пересвета (1380) и Андрея Осляби (ок. 1380). Мч. Созонта (ок. 304). Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Прмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860). Прп. Серапиона Псковского (1480). Апп. от 70-ти Евода (66) и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (117–138). Прп. Луки (после 975). Сщмчч. Петра Снежницкого и Михаила Тихоницкого пресвитеров (1918); сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана Крейдича пресвитера и прмчч. Евгения Выжвы, Николая Ащепьева и Пахомия Ионова; сщмчч. Григория Аверина, Василия Сунгурова пресвитеров, прмч. Льва Егорова (1937).
17:00 - 20:30 Всенощное бдение с литией
Успенский собор
20:30 - 23:00 Вечерняя исповедь (совершается после всенощного бдения с литией)
Разрешают: архим. ИОАНН, ИЛИАН, ГЛЕБ (Р.); иером. ФИЛЕРЕТ, ВАДИМ, АРИСТАРХ, ПРОКОПИЙ, ЕРМОГЕН, МАКСИМ
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей