к главе II – 239

Глава II

С. 18. Ростовским Епископом в то время… был Прохор…  – Прохор, епископ Ростовский, рукоположен Митрополитом Петром (о нем см. комм. к с. 30, к словам: «...прозорливый святитель Петр...») в 1311 г. из архимандритов Ярославского Спасо-Преображенского монастыря. Ему явилась Толгская икона Божией Матери 8 августа 1314 г. Им написана служба святителю Петру. Преставился 7 сентября 1328 г., погребен в Ярославском Спасском монастыре.

С. 19. «…встречаются какие-либо непреодолимые препятствия».  – См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 9 [49].

...с Саулом, который... встретил Пророка Самуила...  – Епифаний Премудрый, проводя параллель между Саулом, первым царем (XI в. до Р. Х.) над Израилем (Израильским народом), и отроком Варфоломеем, обращает наше особое внимание на то, что, будучи посланы родителями своими на поиск пропавших животных, и тот и другой обрели, по милости Божией, несравненно больше того, на что первоначально рассчитывали: Саул был извещен св. пророком и судией Израильского народа Самуилом (память 20 августа), что будет помазан на царство (1 Цар. 9 ), а отрок Варфоломей получил дар разумения Священного Писания.

       ...старца-черноризца, саном пресвитера...  – преклонного годами монаха-священника.

С. 20.частицу святой просфоры…  – Просфора (греч. «приношение»)  – пшеничный квасной хлеб, участвующий в главном христианском таинстве  – Божественной литургии  – и освящающийся в нем. Именно поэтому святой просфорой как неким знаком благодати Духа Святаго можно благословлять. Просфоры по окончании Божественной литургии раздаются верующим и как святыня с благоговением сохраняются и вкушаются ими.

С. 21.начало третьего часа...  – Третий час  – одна из служб суточного круга церковного богослужения. Название ее происходит от обозначения времени совершения этого богослужения Древней Церковью (в 3 часа дня по ветхозаветному времяисчислению). В «Новой Скрижали» читаем: «Третий час поем в честь Троицы: 1) потому, что прошла четверть дня, 2) в третьем часу иудеи обвинили Спасителя нашего и положили его убить и 3) в этом же часу на апостолов сошел Дух Святый, Которым просветились мы все живущие во вселенной» (Вениамин, архиеп. Новая Скрижаль. Т. 1. С. 65).

...стихословить Псалтирь...  – петь или читать нараспев псалмы.

С. 22. Над ним сбылось... слово Пророка: …и рече Господь: се дах словеса Моя во уста твоя…  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 27 [21].

С. 23. ...разные Палеи...  – Толковый словарь В. Даля определяет Палею (греч. палея (  – «древность») как «летопись выбором из Ветхого Завета»; в Древней Руси Палеями назывались сборники переводов или пересказов исторических повествований из Ветхого Завета (историческая Палея), иногда со святоотеческими толкованиями на события ветхозаветной истории (толковая Палея). Палеи, известные на Руси с XIV в., восполняли собой отсутствие в то время полного перевода Библии на церковно-славянский язык.

С. 24. ...некоторые рукописи XII–XIV веков, оставшиеся в библиотеке Лавры от времени самого ее основателя...  – К XII–XIII вв., согласно «Описанию славянских рукописей библиотеки Троице-Сергиевой лавры» [8], относятся пергаменные рукописи: Паремийник, № 4 (2005); Поучения Ефрема Сирина, № 7 (2016); сборник Поучений святых отцов, № 12 (2023); Кондакарь крюковый, XII в., № 23 (2011); Житие св. Нифонта, 1222, № 35 (2018).

«…не так,  – замечает святитель Филарет,  – как многие долголетние ученые, которых учение цветет в словах, но в делах не созревает».  – См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 300 [86].

…тлят обычаи благи беседы злы…(ц.-слав.)  – «худые сообщества развращают добрые нравы».

С. 25. ...следуя мудрому наставлению Великого Василия...  – Василий Великий  – святитель и вселенский учитель Церкви, архиеп. Кесарийский († 379; память 1 и 30 января). Ему принадлежат пользующиеся в Православной Церкви непререкаемым авторитетом правила устроения монашеской жизни.

С. 25–26. «И виден был в нем… совершенный инок»,  – говорит блаженный Епифаний. Поступь его была полна скромности и целомудрия… <…> …а если встречал бедняка, то охотно отдавал ему свою одежду.  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 35 [21].

С. 27. ...иноческого подвига...  – Иноческим подвигом в святоотеческой литературе называется идеал монашеской жизни, которому призваны следовать все принимающие постриг. Цель иноческого подвига  – стяжание благодати Духа Святаго. Не будет преувеличением сказать, что раскрытию путей стяжания благодати Духа Святаго посвящена вся святоотеческая аскетическая литература.

…венценосный подвижник и пророк…  – Здесь подразумевается Царь Израильский и пророк Давид, писатель и певец псалмов  – священных песней, составляющих часть Ветхого Завета.

…назначено… Промыслом Божиим…  – Промысл Божий  – одно из основных понятий христианского вероучения. Бог есть не только Творец, но и Промыслитель мира. В «Христианском катихизисе» святителя Филарета Московского Промысл Божий определяется как «непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям» (Филарет (Дроздов), митр. Пространный христианский катихизис. С. 24).



Оглавление

Богослужения

22 июля 2017 г. (9 июля ст. ст.)

Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I). Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III–IV). Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра (361–363). Прпп. Патермуфия и Коприя (IV). Свт. Феодора, еп. Едесского (IX). Сщмч. Константина Лебедева пресвитера (1918). Кипрской в с. Стромынь (Московская обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.
17:00 - 20:30 Всенощное бдение с литией
Успенский собор
20:30 - 23:00 Вечерняя исповедь (совершается после всенощного бдения с литией)
Разрешают: архим. ИОАНН, ЗАХАРИЯ, АЛЕКСАНДР, ИЛИАН, ГЛЕБ (Р.), ТАВРИОН; игум. ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, СЕРАФИМ (К.), АНАСТАСИЙ; иером. ПАИСИЙ, ГЕРОНТИЙ, ВАДИМ
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей