к главе II – 239

Глава II

С. 18. Ростовским Епископом в то время… был Прохор…  – Прохор, епископ Ростовский, рукоположен Митрополитом Петром (о нем см. комм. к с. 30, к словам: «...прозорливый святитель Петр...») в 1311 г. из архимандритов Ярославского Спасо-Преображенского монастыря. Ему явилась Толгская икона Божией Матери 8 августа 1314 г. Им написана служба святителю Петру. Преставился 7 сентября 1328 г., погребен в Ярославском Спасском монастыре.

С. 19. «…встречаются какие-либо непреодолимые препятствия».  – См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 9 [49].

...с Саулом, который... встретил Пророка Самуила...  – Епифаний Премудрый, проводя параллель между Саулом, первым царем (XI в. до Р. Х.) над Израилем (Израильским народом), и отроком Варфоломеем, обращает наше особое внимание на то, что, будучи посланы родителями своими на поиск пропавших животных, и тот и другой обрели, по милости Божией, несравненно больше того, на что первоначально рассчитывали: Саул был извещен св. пророком и судией Израильского народа Самуилом (память 20 августа), что будет помазан на царство (1 Цар. 9 ), а отрок Варфоломей получил дар разумения Священного Писания.

       ...старца-черноризца, саном пресвитера...  – преклонного годами монаха-священника.

С. 20.частицу святой просфоры…  – Просфора (греч. «приношение»)  – пшеничный квасной хлеб, участвующий в главном христианском таинстве  – Божественной литургии  – и освящающийся в нем. Именно поэтому святой просфорой как неким знаком благодати Духа Святаго можно благословлять. Просфоры по окончании Божественной литургии раздаются верующим и как святыня с благоговением сохраняются и вкушаются ими.

С. 21.начало третьего часа...  – Третий час  – одна из служб суточного круга церковного богослужения. Название ее происходит от обозначения времени совершения этого богослужения Древней Церковью (в 3 часа дня по ветхозаветному времяисчислению). В «Новой Скрижали» читаем: «Третий час поем в честь Троицы: 1) потому, что прошла четверть дня, 2) в третьем часу иудеи обвинили Спасителя нашего и положили его убить и 3) в этом же часу на апостолов сошел Дух Святый, Которым просветились мы все живущие во вселенной» (Вениамин, архиеп. Новая Скрижаль. Т. 1. С. 65).

...стихословить Псалтирь...  – петь или читать нараспев псалмы.

С. 22. Над ним сбылось... слово Пророка: …и рече Господь: се дах словеса Моя во уста твоя…  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 27 [21].

С. 23. ...разные Палеи...  – Толковый словарь В. Даля определяет Палею (греч. палея (  – «древность») как «летопись выбором из Ветхого Завета»; в Древней Руси Палеями назывались сборники переводов или пересказов исторических повествований из Ветхого Завета (историческая Палея), иногда со святоотеческими толкованиями на события ветхозаветной истории (толковая Палея). Палеи, известные на Руси с XIV в., восполняли собой отсутствие в то время полного перевода Библии на церковно-славянский язык.

С. 24. ...некоторые рукописи XII–XIV веков, оставшиеся в библиотеке Лавры от времени самого ее основателя...  – К XII–XIII вв., согласно «Описанию славянских рукописей библиотеки Троице-Сергиевой лавры» [8], относятся пергаменные рукописи: Паремийник, № 4 (2005); Поучения Ефрема Сирина, № 7 (2016); сборник Поучений святых отцов, № 12 (2023); Кондакарь крюковый, XII в., № 23 (2011); Житие св. Нифонта, 1222, № 35 (2018).

«…не так,  – замечает святитель Филарет,  – как многие долголетние ученые, которых учение цветет в словах, но в делах не созревает».  – См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 300 [86].

…тлят обычаи благи беседы злы…(ц.-слав.)  – «худые сообщества развращают добрые нравы».

С. 25. ...следуя мудрому наставлению Великого Василия...  – Василий Великий  – святитель и вселенский учитель Церкви, архиеп. Кесарийский († 379; память 1 и 30 января). Ему принадлежат пользующиеся в Православной Церкви непререкаемым авторитетом правила устроения монашеской жизни.

С. 25–26. «И виден был в нем… совершенный инок»,  – говорит блаженный Епифаний. Поступь его была полна скромности и целомудрия… <…> …а если встречал бедняка, то охотно отдавал ему свою одежду.  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 35 [21].

С. 27. ...иноческого подвига...  – Иноческим подвигом в святоотеческой литературе называется идеал монашеской жизни, которому призваны следовать все принимающие постриг. Цель иноческого подвига  – стяжание благодати Духа Святаго. Не будет преувеличением сказать, что раскрытию путей стяжания благодати Духа Святаго посвящена вся святоотеческая аскетическая литература.

…венценосный подвижник и пророк…  – Здесь подразумевается Царь Израильский и пророк Давид, писатель и певец псалмов  – священных песней, составляющих часть Ветхого Завета.

…назначено… Промыслом Божиим…  – Промысл Божий  – одно из основных понятий христианского вероучения. Бог есть не только Творец, но и Промыслитель мира. В «Христианском катихизисе» святителя Филарета Московского Промысл Божий определяется как «непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям» (Филарет (Дроздов), митр. Пространный христианский катихизис. С. 24).



Оглавление

Богослужения

21 сентября 2017 г. (8 сентября ст. ст.)

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.). Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исааковская (1659). Икон Божией Матери: Холмской, Курской-Коренной «Знамение» (1295), Почаевской (1559), Леснинской и Домницкой (1696)
16:45 - 19:30 Вечернее богослужение. Славословие
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей