к главе XIX – 285

Глава XIX

С. 178. ...в... святцах...  – В святцах, или месяцеслове, содержатся имена святых и дни их памяти, расположенные в порядке дней года.

С. 179. ...в Ростове, в монастыре Григория Богослова, именуемом Затвор. – Мужской монастырь Григорьевский Богословский Затвор (в конце XIX в.  – «древняя церковь Григория Богослова») находился вне стен Ростовского кремля, с которым был соединен переходом и келлиями. В этом монастыре располагалось училище, в 1408 г. превращенное в пепел Едигеем. Церковь Григория Богослова (1652–1691) была восстановлена в 1884 г. (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 3. С. 58, № 1568). О монастыре Григорьев Затвор см. также в комм. к с. 110, к словам: «...книжное учение в обители Григория Богослова…».

...отошедший ко Господу наставник не переставал и по кончине своей благодатно руководить своего достойного ученика.  – Свидетельства о таком руководстве преп. Сергия, относящиеся ко времени нашествия хана Едигея на Русь (1408), сохранило Житие преп. Никона (см.: Троицкий сборник, № 2. С. 27).

...Евфимий Великий с Саввою Освященным...  – О них см. в комм. к с. 76, к словам: «...таких светильников монашества...».

...пришел в его Лавру...  – Один из самых знаменитых древних палестинских монастырей  – лавра преп. Евфимия Великого находилась приблизительно в 10–12 км к северо-востоку от Иерусалима.

...к Преподобному Феоктисту.  – Преп. Феоктист († 467; память 3 сентября), ближайший друг и сподвижник преп. Евфимия Великого, был игуменом одной из двух основанных преп. Евфимием обителей  – Феоктистова монастыря, находившегося приблизительно в 14 км к северо-востоку от Иерусалима.

С. 180. ...Высоцкий монастырь, что в городе Серпухове.  – Высоцкий Богородицкий Зачатиевский мужской монастырь был основан в 1374 г. в 2 верстах от Серпухова, по дороге в Тулу. За свою многовековую историю монастырь, защищавший Москву с юга, несколько раз подвергался разорениям, но всегда восстанавливался. В 1917 г. монастырь был закрыт. Его возрождение началось с 1991 г. О Высоцком Зачатиевском монастыре см. также в гл. ХХ наст. изд.

С. 181. ...для открытия... помыслов...  – Об откровении (открытии) помыслов духовно опытному наставнику как важнейшей части православной аскетики см. комм. к с. 107 наст. изд.

«Кто мог наполнить безмерную пустоту..?  – вопрошает святитель Филарет и отвечает: …никто лучше Преподобного Никона не мог уменьшить чувства сего лишения».  – Архим. Никон цитирует здесь, а далее в тексте со слов: «Но эта слава очень тяготила его...» излагает составленное Митр. Филаретом «Житие Преподобного Никона» [85, с. 8].

...Звенигородского князя Юрия Димитриевича...  – О нем см. комм. к с. 151, к словам: «…детей своих Юрия… и Петра…».

...новую обитель  – «на Сторожах».  – «Сторожами», где преп. Савва основал свою обитель (о ней см. комм. к с. 193, к словам: «...на горе Стороже монастырь...»), называлась гора близ Звенигорода, на берегу Москвы-реки, служившая оборонительным укреплением на подступах к городу.

С. 182. ...свирепый Едигей.  – Едигей (1352–1410)  – глава войска (беклярибек), в 1397–1410 гг. фактический правитель Золотой Орды при нескольких ханах. В 1408 г., надеясь заставить Московскую Русь снова платить дань, Едигей неожиданно напал на Русь, разорил Серпухов, Дмитров, Ростов, Переславль, Нижний Новгород и др. В декабре осадил Москву, однако город взять не смог. Активный участник междоусобной борьбы, сопровождавшей распад Золотой Орды, потерял власть во время смуты в Золотой Орде 1410–1412 гг., был разгромлен сыном Тохтамыша Кадыр-берди, умер в 1419 г.

Преподав мир...  – То есть благословив, призвав Божие благословение.

...крестил сына Дмитрия у князя Кашинского Василия Михайловича...  – Василий Михайлович, сын вел. князя Тверского Михаила Александровича (о нем см. выше, комм. к с. 154), получил г. Кашин по завещанию своего отца (1399).

…дал… несколько жалованных грамот обители...  – Жалованными грамотами в старину на Руси назывались свидетельства на пожалованье кого-либо владеньем или званием.

С. 183. ...преподобные иконописцы Даниил и Андрей Рублев...  – Преп. Андрей Рублев (около 1360–1430; память 4 июля)  – великий русский иконописец. Место и время пострижения точно не установлено, но вся его духовная жизнь связана с кругом преп. Сергия  – преподобными Андроником Московским, Никоном Радонежским, Саввой Сторожевским, Афанасием Высоцким. Преп. Даниил  – друг и спостник (товарищ в посте) преп. Андрея, постриженник Троицкого монастыря (о преподобных иконописцах Андрее и Данииле см. также комм. к с. 188).

...чудотворный образ Пресвятыя Троицы, написанный преподобным Андреем.  – С 1929 г. и по наст. время икона «Троица», написанная преп. Андреем Рублевым «в честь и похвалу преподобного Сергия», находится на хранении в Государственной Третьяковской галерее. В определениях Стоглавого Собора (1551), 41 гл., икона Пресвятой Троицы письма Андрея Рублева поставляется, наряду с древними греческими изображениями, образцом для иконописцев.

С. 184. «Изыди, душе моя,.. идеже ти уготовано пребывалище…  – В духовной литературе часто тело называется временным пребывалищем (жилищем) духа, а небеса  – вечным пребывалищем блаженных.

Его святое тело положено близ мощей Преподобного Сергия...  – Преп. Никон был похоронен у южной стены Троицкого собора, канонизирован на Московском Соборе 1547 г., в 1548 г. над его гробом был воздвигнут храм в его имя, а в 1623 г. Никоновский храм был перестроен в более просторный.



Оглавление

Богослужения

25 ноября 2017 г. (12 ноября ст. ст.)

Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (620). Прп. Нила постника (V). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского (1580). Прор. Ахии (960 г. до Р. Х.). Прп. Нила Мироточивого, Афонского (1651). Сщмчч. Константина Успенского, Владимира Красновского, Александра Архангельского, Матфея Алоина, Димитрия Розанова пресвитеров (1937). Иконы Божией Матери «Милостивая».
17:00 - 20:30 Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей