к главе XIV – 270

Глава XIV

С. 123. …«непреложный жребий его, по… выражению… святителя Филарета, был  – из пустыни светить престолам, а не с престола светить Церкви и государству». Вот почему «самое послушание... не могло привести его...».  – Здесь архим. Никон соединяет в одной цитате тексты из принадлежащего митр. Филарету «Жития преп. Сергия» ([86], с. 333) и его же «Слова в день обретения мощей преп. Сергия, говоренного в Лавре его, июля 5 дня, 1822 года», указывая в примеч. 118 только на «Слово» как источник цитаты. Возможной причиной соединения того и другого явилось то, что впервые «Слово» было произнесено в Лавре митр. Филаретом в тот же день, когда было прочитано и составленное им Житие преп. Сергия  – 5 июля 1822 г.

В 1354 году Святитель Алексий был утвержден от Вселенского Патриарха Каллиста в звании Митрополита Всероссийского.  – Вселенский Патриарх Каллист (память 20 июня) занимал Константинопольскую кафедру дважды: в 1350–1354 и 1355–1363 гг. Однако, как указывает Митр. Макарий (Булгаков) в «Истории Русской Церкви» (Кн. 3. С. 33, 421), соборное деяние и известие о поставлении св. Алексия на Всероссийскую митрополию, датированное 30 июня 1354 г., подписано Патриархом Константинопольским Филофеем (о нем см. комм. к с. 105, к словам: «Вселенский Патриарх Константинопольский Кир Филофей…»).

...уступая требованию западнорусских князей...– В первую очередь вел. князя Литовского Ольгерда (1345–1377), враждовавшего против Москвы и добивавшегося возвышения над нею.

...поставил некоего Романа митрополитом Западной Руси.  – Как указывают источники, по-видимому неизвестные архим. Никону, в частности памятник тверского летописания Рогожский летописец, Роман происходил из тверских бояр («чернец Роман, сын боярина Тверьскаго, ста на митрополию...»  – ПСРЛ. Т. XV. Вып. 1. Стб. 61 [55]). В «Истории российской иерархии» еп. Амвросия (Орнатского) (Т. 1. С. 49 [6]) Роман упоминается среди митрополитов, «сопротивных всероссийским, бывших в Киеве и Литве», и указывает, что рукоположен он был в 1354 г., а скончался в 1362 г. Подробнее о личности Романа, причинах и истории поставления его митрополитом Западной Руси (Волынско-Литовским), на основе современных исследований, см. в ред. комментариях к «Истории Русской Церкви» Митр. Макария (Булгакова) (Кн. 3. С. 522. Комм. 20). Самостоятельная Литовская митрополия (митрополия Западной Руси) была выделена из Киевской в 1317 г. по настоянию вел. князя Литовского Гедимина (на западнорусских землях, входивших в состав Литовского княжества), упразднена около 1328 г., в 1354 г. возобновлена как Волынско-Литовская Патриархом Константинопольским Филофеем и в 1361 г. вновь упразднена в связи со смертью митрополита Романа.

...Тверской Епископ, несмотря на желание своего Князя, не хотел иметь никакого сношения с Романом.  – Речь здесь идет о епископе Тверском Феодоре II (1342–1360) и тверском князе Василии Михайловиче (1319–1368). Относительно епископа Феодора П. М. Строев в «Списках иерархов» [73] сообщает, что он «упоминается с 1344 г.; в 1360 оставил епархию; † 20 марта 1367» (Стб. 441).

С. 124. ...Святитель стал... должником Всемилостивому Спасителю.  – В день 16 августа, когда корабль со святителем Алексием благополучно пристал к берегу, Церковь празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944), или Спаса Нерукотворенного (о самой иконе см. ниже).

...в честь нерукотворенной иконы Спасителя…  – Имеется в виду чудесное изображение Божественного лика Спасителя, нерукотворно появившееся на убрусе (полотенце) после того, как Он отер им Свое лицо. Нерукотворенный Образ (здесь: икона) Спасителя был послан страдавшему проказой едесскому царю Авгарю, который, приняв его, тотчас исцелился.

– Уступи же мне... Андроника в настоятели... обители...  – О преп. Андронике (скончался не позднее 1404 г.), ученике преп. Сергия, первом игумене и устроителе основанного святителем Алексием Спасо-Андроникова монастыря, см. в гл. ХХ наст. изд.

Обитель была основана в 1361 году на берегу Яузы.  – Московский Спасо-Андроников монастырь, о котором идет здесь речь, располагается на берегу р. Яузы, вблизи Рогожской заставы, в настоящее время недействующий (был закрыт в 1922 г.). В бывшем монастыре размещается Центральный государственный музей древнерусской культуры и искусства им. преп. Андрея Рублева. Белокаменный собор Спаса Нерукотворенного Образа, построенный в 1420–1427 гг., был расписан знаменитыми иконописцами Даниилом Черным и его учеником преп. Андреем Рублевым, которые в этом монастыре были и погребены. С 1989 г. в соборе возобновлены богослужения. См. о монастыре также в гл. ХХ наст. изд.

В 1365 году Святитель Алексий основал обитель в самом Кремле в честь чуда Архистратига Михаила, на месте, подаренном ему татарскою царицею Тайдулою.  – Речь идет об обители с церковью в честь чуда Архангела (Архистратига) Михаила в Хонех, получившей впоследствии название Чудова монастыря. Монастырь располагался на Царской (Ивановской) площади, на месте, как сообщает В. В. Зверинский (Материал для исследования о монастырях. Т. 2. С. 407), бывшего ханского конюшенного двора, подаренном ханом Джанибеком Митр. Алексию, исцелившему в Орде (1357) от глазной болезни ханшу (царицу) Тайдулу. Чудесное исцеление произошло в день, когда Церковь празднует память о чуде, совершенном Архангелом Михаилом во фригийском г. Хонех,  – 6 сентября. В этом же монастыре святитель Алексий был и погребен. Чудов монастырь долгое время оставался резиденцией Всероссийских Митрополитов. В 1929 г. был разрушен, на его месте находится здание бывшего Президиума Верховного Совета СССР. Мощи Митр. Алексия покоятся в московском Богоявленском соборе, что в Елохове (см.: Сорок сороков. Т. 1. С. 109–120).

С. 125. ...золотой «парамандный» крест...  – В Житии преп. Сергия говорится о «кресте с парамандом, златом же и камением многоценным управлен» (Житие преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 130 [21]). О параманде уже говорилось выше (см. комм. к с. 105, к словам: «...посылает ему поминки…»). Параманд закрепляется на теле посредством шнуров, пришитых к четырем его углам. Эти шнуры завязываются крестообразно спереди либо пропускаются через верхнюю и нижнюю петли парамандного креста, носимого монахом на груди. Парамандный крест обычно вырезается из дерева. Золотой парамандный крест, предложенный Митр. Алексием преп. Сергию,  – знак его намерения сделать преп. Сергия своим преемником на митрополичьей кафедре. Е. Е. Голубинский по поводу этого места в Житии замечает: «В древнее и старое время у архиереев наших, кроме параманда монашеского, который носится на рубашке, был еще параманд служебный, который при богослужении надевался ими на стихарь или подризник. Этот последний параманд и разумеется в нашем случае» (Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. 1892. С. 94 [12]).

С. 125–126. ...Митрополит упомянул, что на его место, вероятно, будет назначен Киприан…  – Киприан, Митр. Киевский и всея России, святой Русской Православной Церкви († 1406; память 16 сентября), родом болгарин, был назначен преемником Митр. Алексия еще до кончины последнего и 2 декабря 1375 г. рукоположен Патриархом Константинопольским Филофеем в сан Митр. Киевского и Литовского, с тем чтобы по смерти святителя Алексия сделаться архипастырем всей Русской Церкви.

С. 127. «<…> …один дар нельзя переменить на другой по произволу».  – См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 334 [86].

«<…> …требовала его добродетель и польза других».  – См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 334 [49].

С. 128. …Великий Князь Дмитрий Иоаннович был увлечен пристрастием к... Новоспасскому архимандриту Михаилу…  – Св. благоверный Вел. князь Московский Димитрий Иоаннович (1350–1389; память 19 мая)  – сын Вел. князя Иоанна Иоанновича, внук Иоанна Калиты.  – Кандидат Вел. князя Димитрия Иоанновича на митрополичью кафедру Михаил-Митяй был родом из Коломны и служил священником в одной из ее церквей. Князь уговорил его постричься в иноки, и в день пострижения Михаил был поставлен архимандритом Спасского (Новоспасского) монастыря в Москве (1376). Умер на пути в Константинополь в 1379 г.

С. 131. « <…> …мое благословение да будет на вас!»  – См.: Послания Всероссийского Митрополита Киприана. С. 84–85 [32].

С. 132. «<…> …з доброхотением к князю великому…»  – См.: Там же. С. 86 [32].

«<…> …аще быша вас убили, и вы святи».  – См.: Там же. С. 87–88 [32].

«<…> …моя есть митрополия!»  – См.: Там же. С. 95 [32].

С. 133. «<…> …на Бога и на свою правду…»  – См.: Там же. С. 100–102 [32].

«…тако крепитеся».  – См.: Там же. С. 103 [32].

«<…> …утешимся веселием духовным и възрадуемся».  – См.: Там же. С. 104 [32].

С. 134. ...в Галату, где и похоронен...»  – В XIV в. Галата  – одно из предместий Константинополя на северном берегу залива Золотой Рог.

С. 135. «<…> А Господь Бог да съблюдет вас неврежены».  – См.: Послания Всероссийского Митрополита Киприана. С. 105, 106 [32].



Оглавление

Богослужения

27 июля 2017 г. (14 июля ст. ст.)

Прп. Стефана Махрищского (1406). Ап. от 70-ти Акилы (I). Мч. Иуста (I). Прп. Еллия монаха (IV). Прп. Онисима чудотворца (IV). Мч. Иоанна Мервского. Прп. Никодима Святогорца (1809). Сщмч. Константина Богоявленского пресвитера (1918); сщмч. Николая Порецкого пресвитера (1933).
17:00 - 20:00 Всенощное бдение
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей