к главе XIV – 270

Глава XIV

С. 123. …«непреложный жребий его, по… выражению… святителя Филарета, был  – из пустыни светить престолам, а не с престола светить Церкви и государству». Вот почему «самое послушание... не могло привести его...».  – Здесь архим. Никон соединяет в одной цитате тексты из принадлежащего митр. Филарету «Жития преп. Сергия» ([86], с. 333) и его же «Слова в день обретения мощей преп. Сергия, говоренного в Лавре его, июля 5 дня, 1822 года», указывая в примеч. 118 только на «Слово» как источник цитаты. Возможной причиной соединения того и другого явилось то, что впервые «Слово» было произнесено в Лавре митр. Филаретом в тот же день, когда было прочитано и составленное им Житие преп. Сергия  – 5 июля 1822 г.

В 1354 году Святитель Алексий был утвержден от Вселенского Патриарха Каллиста в звании Митрополита Всероссийского.  – Вселенский Патриарх Каллист (память 20 июня) занимал Константинопольскую кафедру дважды: в 1350–1354 и 1355–1363 гг. Однако, как указывает Митр. Макарий (Булгаков) в «Истории Русской Церкви» (Кн. 3. С. 33, 421), соборное деяние и известие о поставлении св. Алексия на Всероссийскую митрополию, датированное 30 июня 1354 г., подписано Патриархом Константинопольским Филофеем (о нем см. комм. к с. 105, к словам: «Вселенский Патриарх Константинопольский Кир Филофей…»).

...уступая требованию западнорусских князей...– В первую очередь вел. князя Литовского Ольгерда (1345–1377), враждовавшего против Москвы и добивавшегося возвышения над нею.

...поставил некоего Романа митрополитом Западной Руси.  – Как указывают источники, по-видимому неизвестные архим. Никону, в частности памятник тверского летописания Рогожский летописец, Роман происходил из тверских бояр («чернец Роман, сын боярина Тверьскаго, ста на митрополию...»  – ПСРЛ. Т. XV. Вып. 1. Стб. 61 [55]). В «Истории российской иерархии» еп. Амвросия (Орнатского) (Т. 1. С. 49 [6]) Роман упоминается среди митрополитов, «сопротивных всероссийским, бывших в Киеве и Литве», и указывает, что рукоположен он был в 1354 г., а скончался в 1362 г. Подробнее о личности Романа, причинах и истории поставления его митрополитом Западной Руси (Волынско-Литовским), на основе современных исследований, см. в ред. комментариях к «Истории Русской Церкви» Митр. Макария (Булгакова) (Кн. 3. С. 522. Комм. 20). Самостоятельная Литовская митрополия (митрополия Западной Руси) была выделена из Киевской в 1317 г. по настоянию вел. князя Литовского Гедимина (на западнорусских землях, входивших в состав Литовского княжества), упразднена около 1328 г., в 1354 г. возобновлена как Волынско-Литовская Патриархом Константинопольским Филофеем и в 1361 г. вновь упразднена в связи со смертью митрополита Романа.

...Тверской Епископ, несмотря на желание своего Князя, не хотел иметь никакого сношения с Романом.  – Речь здесь идет о епископе Тверском Феодоре II (1342–1360) и тверском князе Василии Михайловиче (1319–1368). Относительно епископа Феодора П. М. Строев в «Списках иерархов» [73] сообщает, что он «упоминается с 1344 г.; в 1360 оставил епархию; † 20 марта 1367» (Стб. 441).

С. 124. ...Святитель стал... должником Всемилостивому Спасителю.  – В день 16 августа, когда корабль со святителем Алексием благополучно пристал к берегу, Церковь празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944), или Спаса Нерукотворенного (о самой иконе см. ниже).

...в честь нерукотворенной иконы Спасителя…  – Имеется в виду чудесное изображение Божественного лика Спасителя, нерукотворно появившееся на убрусе (полотенце) после того, как Он отер им Свое лицо. Нерукотворенный Образ (здесь: икона) Спасителя был послан страдавшему проказой едесскому царю Авгарю, который, приняв его, тотчас исцелился.

– Уступи же мне... Андроника в настоятели... обители...  – О преп. Андронике (скончался не позднее 1404 г.), ученике преп. Сергия, первом игумене и устроителе основанного святителем Алексием Спасо-Андроникова монастыря, см. в гл. ХХ наст. изд.

Обитель была основана в 1361 году на берегу Яузы.  – Московский Спасо-Андроников монастырь, о котором идет здесь речь, располагается на берегу р. Яузы, вблизи Рогожской заставы, в настоящее время недействующий (был закрыт в 1922 г.). В бывшем монастыре размещается Центральный государственный музей древнерусской культуры и искусства им. преп. Андрея Рублева. Белокаменный собор Спаса Нерукотворенного Образа, построенный в 1420–1427 гг., был расписан знаменитыми иконописцами Даниилом Черным и его учеником преп. Андреем Рублевым, которые в этом монастыре были и погребены. С 1989 г. в соборе возобновлены богослужения. См. о монастыре также в гл. ХХ наст. изд.

В 1365 году Святитель Алексий основал обитель в самом Кремле в честь чуда Архистратига Михаила, на месте, подаренном ему татарскою царицею Тайдулою.  – Речь идет об обители с церковью в честь чуда Архангела (Архистратига) Михаила в Хонех, получившей впоследствии название Чудова монастыря. Монастырь располагался на Царской (Ивановской) площади, на месте, как сообщает В. В. Зверинский (Материал для исследования о монастырях. Т. 2. С. 407), бывшего ханского конюшенного двора, подаренном ханом Джанибеком Митр. Алексию, исцелившему в Орде (1357) от глазной болезни ханшу (царицу) Тайдулу. Чудесное исцеление произошло в день, когда Церковь празднует память о чуде, совершенном Архангелом Михаилом во фригийском г. Хонех,  – 6 сентября. В этом же монастыре святитель Алексий был и погребен. Чудов монастырь долгое время оставался резиденцией Всероссийских Митрополитов. В 1929 г. был разрушен, на его месте находится здание бывшего Президиума Верховного Совета СССР. Мощи Митр. Алексия покоятся в московском Богоявленском соборе, что в Елохове (см.: Сорок сороков. Т. 1. С. 109–120).

С. 125. ...золотой «парамандный» крест...  – В Житии преп. Сергия говорится о «кресте с парамандом, златом же и камением многоценным управлен» (Житие преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 130 [21]). О параманде уже говорилось выше (см. комм. к с. 105, к словам: «...посылает ему поминки…»). Параманд закрепляется на теле посредством шнуров, пришитых к четырем его углам. Эти шнуры завязываются крестообразно спереди либо пропускаются через верхнюю и нижнюю петли парамандного креста, носимого монахом на груди. Парамандный крест обычно вырезается из дерева. Золотой парамандный крест, предложенный Митр. Алексием преп. Сергию,  – знак его намерения сделать преп. Сергия своим преемником на митрополичьей кафедре. Е. Е. Голубинский по поводу этого места в Житии замечает: «В древнее и старое время у архиереев наших, кроме параманда монашеского, который носится на рубашке, был еще параманд служебный, который при богослужении надевался ими на стихарь или подризник. Этот последний параманд и разумеется в нашем случае» (Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. 1892. С. 94 [12]).

С. 125–126. ...Митрополит упомянул, что на его место, вероятно, будет назначен Киприан…  – Киприан, Митр. Киевский и всея России, святой Русской Православной Церкви († 1406; память 16 сентября), родом болгарин, был назначен преемником Митр. Алексия еще до кончины последнего и 2 декабря 1375 г. рукоположен Патриархом Константинопольским Филофеем в сан Митр. Киевского и Литовского, с тем чтобы по смерти святителя Алексия сделаться архипастырем всей Русской Церкви.

С. 127. «<…> …один дар нельзя переменить на другой по произволу».  – См.: Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 334 [86].

«<…> …требовала его добродетель и польза других».  – См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 334 [49].

С. 128. …Великий Князь Дмитрий Иоаннович был увлечен пристрастием к... Новоспасскому архимандриту Михаилу…  – Св. благоверный Вел. князь Московский Димитрий Иоаннович (1350–1389; память 19 мая)  – сын Вел. князя Иоанна Иоанновича, внук Иоанна Калиты.  – Кандидат Вел. князя Димитрия Иоанновича на митрополичью кафедру Михаил-Митяй был родом из Коломны и служил священником в одной из ее церквей. Князь уговорил его постричься в иноки, и в день пострижения Михаил был поставлен архимандритом Спасского (Новоспасского) монастыря в Москве (1376). Умер на пути в Константинополь в 1379 г.

С. 131. « <…> …мое благословение да будет на вас!»  – См.: Послания Всероссийского Митрополита Киприана. С. 84–85 [32].

С. 132. «<…> …з доброхотением к князю великому…»  – См.: Там же. С. 86 [32].

«<…> …аще быша вас убили, и вы святи».  – См.: Там же. С. 87–88 [32].

«<…> …моя есть митрополия!»  – См.: Там же. С. 95 [32].

С. 133. «<…> …на Бога и на свою правду…»  – См.: Там же. С. 100–102 [32].

«…тако крепитеся».  – См.: Там же. С. 103 [32].

«<…> …утешимся веселием духовным и възрадуемся».  – См.: Там же. С. 104 [32].

С. 134. ...в Галату, где и похоронен...»  – В XIV в. Галата  – одно из предместий Константинополя на северном берегу залива Золотой Рог.

С. 135. «<…> А Господь Бог да съблюдет вас неврежены».  – См.: Послания Всероссийского Митрополита Киприана. С. 105, 106 [32].



Оглавление

Богослужения

25 ноября 2017 г. (12 ноября ст. ст.)

Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (620). Прп. Нила постника (V). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского (1580). Прор. Ахии (960 г. до Р. Х.). Прп. Нила Мироточивого, Афонского (1651). Сщмчч. Константина Успенского, Владимира Красновского, Александра Архангельского, Матфея Алоина, Димитрия Розанова пресвитеров (1937). Иконы Божией Матери «Милостивая».
17:00 - 20:30 Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей