к главе XI – 260

Глава XI

С. 92. ...князя Андрея Радонежского...  – Имеется в виду Андрей Иоаннович (1327–1353), младший сын Иоанна Калиты. О нем см. примеч. 31 архим. Никона и комм. к нему.

Около 1352–1354 годов, при Великом Князе Иоанне Иоанновиче...  – Князь Иоанн Иоаннович Красный (1326–1359), средний сын Иоанна Калиты, стал Вел. князем только в апреле 1354 г., после получения в Орде ярлыка на великое княжение, а с 1340 до марта 1353 г., до своей кончины, Вел. князем был его старший брат, Симеон Иоаннович.

…«исказиша пустыню, и не пощадеша… и составиша селы и дворы многи».  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 83 [21].

С. 93. ...на сермяжной ряске...  – То есть на рясе, сшитой из сермяги  – толстого, грубого, некрашеного крестьянского сукна.

...подобно закваске, о которой говорит Спаситель в Своей притче...  – В притче, изложенной в Евангелии (Мф. 13, 33–35), Спаситель уподобляет Царство Небесное закваске: подобно тому как закваска преображает муку в тесто, так стремление к Царству Небесному преображает душу человека.

...«святое послушание», возложенное на него Господом.  – Согласно монашескому уставу, послушанием называется любое дело, исполняемое не по своей воле, а по благословению. Послушание называется «святым», как ведущее ко спасению.

С. 95. ...случай исцеления был с бесноватым...  – Сущность духовного недуга, известного в Православии под названием беснования, или одержимости нечистым (злым) духом, заключается в том, что бесы, лишая человека личного сознания и подавляя его собственный разум, распоряжаются им и причиняют ему мучения, иногда нестерпимые. В Православной Церкви по особому чину совершается богослужение для изгнания из человека злых духов.

С. 96. Подобно упоминаемому в Евангелии гадаринскому бесноватому...  – Об изгнании «легиона» бесов из одержимого нечистым духом жителя страны Гадаринской см. Евангелие от Марка (5, 1–20) и Луки (8, 26–40); Гадаринская страна  – область вокруг города Гадары в Палестине, находившегося примерно в десяти километрах юго-восточнее Генисаретского озера.

С. 97. «…чистая святая любовь к Богу и ближнему».  – См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 41 [49].

...половина варницы и половина соляного колодезя...  – По Толковому словарю В. Даля, варница  – «заведение, где из природного рассола вываривается соль».

С. 98. …по… выражению святителя Платона, «вместо дорогих камней обильно украшалась каплями его пота».  – См.: Митр. Платон. Житие Преподобного Сергия. С. 28 [49].

...за грех мы некогда покрыты были одеждою...  – Священное Писание (Быт. 2, 25) повествует, что наши прародители Адам и Ева в Раю до своего грехопадения были наги и не стыдились наготы. После грехопадения  – преслушания воле Божией,  – утратив чистоту безгрешности, они стали стыдиться своей наготы и сделали себе одежды из смоковных листьев (Быт. 3, 7). Изгоняя согрешивших прародителей из Рая, Господь одел их в кожаные одежды (Быт. 3, 21). Таким образом, в православной традиции одежды прародителей являются символом совершенного ими греха.

...сукна... была всего одна половинка...  – По Толковому словарю В. Даля, половинка (или половинок) сукна (холста)  – «кусок известной меры».

       С. 99. ...одного из последних трудников в его обители.  – Трудниками, в отличие от наемных работников, в монастырях называют вновь пришедших, трудящихся на благо обители, но не причтенных к братии.

С. 101. «<…> …с миром преставился к Богу…»  – Весь рассказ о поселянине см.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 94–99 [21].



Оглавление

Богослужения

25 ноября 2017 г. (12 ноября ст. ст.)

Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (620). Прп. Нила постника (V). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского (1580). Прор. Ахии (960 г. до Р. Х.). Прп. Нила Мироточивого, Афонского (1651). Сщмчч. Константина Успенского, Владимира Красновского, Александра Архангельского, Матфея Алоина, Димитрия Розанова пресвитеров (1937). Иконы Божией Матери «Милостивая».
17:00 - 20:30 Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей