к главе X – 257

Глава X

С. 82. ...каждый инок должен был доставать сам для себя пропитание трудами рук своих...  – Между келлиями и внешней оградой (тыном) Троицкого монастыря располагались, как свидетельствует Житие преп. Сергия, огороды, на которых братия выращивали овощи для своего пропитания.

«…всякими дикими животными  – от робкого зайца до кровожадного волка и страшного медведя».  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 73 [21].

...во время игуменства Преподобного Никона...  – Преп. Никон Радонежский (?–1428; память 17 ноября), ближайший ученик и преемник преп. Сергия, был игуменом в Троицкой обители в 1392 и 1398–1428 гг. (о нем подробнее см. в гл. XIX наст. изд.).

С. 83. ...в обители не было тогда... правильного общежития...  – В истории монашества известны два устава, определяющих жизнь в монастыре,  – особножительный и общежительный. В особножительных монастырях дозволялось иметь келлию и имущество в личной собственности, каждый монах трудился самостоятельно и питался от плодов своих трудов, общей же была, по сути, только совместная молитва в церкви. Общежительными монастырскими уставами предписывался полный отказ от личной собственности, порой даже на самые необходимые вещи, все материальные нужды удовлетворялись из монастырской казны; устанавливались общие обязательные послушания (т. е. общий труд в пользу обители) и общая трапеза; участие в общей молитве стало обязательным для всех иноков обители. Русские монастыри до 2-й половины XIV в. почти исключительно были особножительными, широкое распространение общежительного устава на Руси началось с введения его преп. Сергием в своей обители.

...фимиама для каждения...  – По установившейся в Православной Церкви с древних времен практике, в особенно важные моменты богослужения совершается каждение  – воскурение фимиама, т. е. сжигание в специальном сосуде (кадиле) смеси благовонных веществ, в основном смол.

...елея для лампад...  – Здесь елей  – масло для церковных лампад, возжигаемых перед святыми иконами.

...читая... каноны и Псалтирь.  – Канон  – соединенные по определенному правилу (греч. канон  – «правило», откуда и название) в одно целое несколько священных песней в честь праздника или святого; Псалтирь  – одна из книг Священного Писания, содержащая псалмы, или священные песни,  – каждую неделю прочитывается на церковных службах полностью, а во время Великого поста дважды за неделю.

С. 84. ...книги... писались не на хартиях, а на бере(стех, потому что... не было средств достать пергамента.  – Здесь хартия  – пергамен (пергамент), кожа животных, выделанная для письма; под берестями разумеется бересто (др.-русск.)  – березовая кора, специально подготовленная для письма.

...хранимые в Лаврской ризнице… деревянные сосуды, употреблявшиеся Преподобным Сергием при совершении Божественной литургии, и простое крашенинное его облачение...  – Деревянные богослужебные сосуды преп. Сергия  – потир (чаша) и дискос (собственно тарель, служившая дискосом)  – в наст. время хранятся в Церковном Археологическом кабинете Московской Духовной академии), а облачение (фелонь  – священнические ризы) святого, равно как и фелонь преп. Никона, келейные иконы преп. Сергия (Божией Матери Одигитрии и святителя Николая) и крест-мощевик (благословение Константинопольского Патриарха Филофея преп. Сергию) были в 1992 г. переданы из Государственного музея-ризницы в монастырскую ризницу Троице-Сергиевой Лавры. Крашенинное  – сделанное из крашенины (крашеного холста).

...до девятого часа...  – О службе девятого часа см. в комм. к с. 62, к словам: «...собирались в церковь...».

С. 86. ...получить нетленные венцы...  – То есть вечную награду после смерти  – вечное блаженство в Царствии Небесном.

С. 87. ...приказал ударить в било и всем идти в церковь...  – Било (от «бить»)  – деревянная доска или металлическая пластина, в которую ударяют, созывая на молитву в храм. Била до сих пор используются в монастырях на Афоне.

...манна, сей хлеб ангельский, по выражению Псалмопевца…  – Чудесной пищей  – манной  – Господь питал Израильтян в течение их 40-летнего странствования по пустыне после исхода из Египта (Исх. 16, 33). В Псалтири манна называется хлебом небесным, хлебом ангельским (Пс. 77, 24, 25) потому, что она была ниспослана с неба (греч. ангел  – «посланник»).

С. 88. ...ниспосылая им... крастелей досыта...  – Частью пищи, чудесно ниспосылаемой Богом Израильтянам во время их странствования по пустыне, были крастели, или перепела (Ис. 16, 13).

С. 89. ...если Он в безводной пустыне дал воду из камня непокорному народу Еврейскому...  – Составитель Жития вновь обращается к событиям 40-летнего странствования Израильского народа в пустыне после исхода из Египта. Речь идет о чуде, совершенном Богом через Своего избранника Моисея, который ударом жезла источил воду из горы Хорив, чтобы успокоить ропот страдавших от недостатка воды Израильтян (Исх. 17, 6).

С. 90. ...смирения у нас нет... этого некрадомого сокровища небесного, этого злата мытарева...  – Согласно учению святых отцов о христианской нравственности, смирение заключается в том, чтобы считать себя меньше всех и предавать всецело воле Божией. Добродетель смирения является для христианина одной из ценнейших, если не самой ценной. Именно поэтому здесь смирение напрямую уподобляется «некрадомому небесному сокровищу», к обретению которого призывает нас всех Господь в Евангелии: ...собирайте себе сокровища на небе, где... воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6, 19). Для мытаря из евангельской притчи о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10–14) смиренное исповедание своих грехов стало подлинным золотом (златом мытаревым), на которое он приобрел оправдание пред Богом.

...по примеру преподобных.  – Преподобными в Православной Церкви называют святых, которые посвящают свою жизнь строжайшему исполнению заповеди Христовой, повелевающей тем, иже Христовы суть, распять плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), умертвить уды (др.-русск.  «уд»  – часть тела), да не царствует грех в мертвенном нашем теле (Рим. 6, 12).

...он почерпал великую силу благодатного помазания…  – Благодатью Божией Православная Церковь называет силу Божию, которой совершается спасение человека, то, что эта спасающая сила дарует человеку. Согласно Преданию Православной Церкви, одним из средств, которым благодать сообщается человеку, является помазание освященным маслом: хотя помазывается тело человека, но действие благодати ощущается в его душе  – в сердце. Архим. Никон говорит здесь о том, что молитвенное обращение святителя Филарета к преп. Сергию вызывало в его душе явное действие благодати, подобное действию благодати помазания.

С. 91. ...праг... сеней… чрез который однажды переступили стопы Царицы Небесной.  – О чудесном явлении Божией Матери преп. Сергию см. в гл. XVII наст. издания.

...позже других насажденный в сей пустыне, Преподобный Никон...  – Имеется в виду то, что преп. Никон стал учеником преп. Сергия позже других.

Послушал бы молчания Исаакиева...  – Речь идет об ученике преп. Сергия Исаакии молчальнике. Молчальниками в Христианской Церкви называют тех, кто берет на себя обет соблюдения непрерывного молчания. Целью молчания является сосредоточение ума для молитвы к Богу. Подвиг молчальничества в православной аскетической традиции оценивался всегда очень высоко: молчание наряду с нестяжанием признается основой всей монашеской жизни. Е. Е. Голубинский о преп. Исаакии сообщает, что в описи монастыря, составленной в 1641 г., «упоминаются две рукописи его письма, чем дается знать, что... одним из его послушаний в монастыре было писание книг. Он скончался зимой 1387 или 1388 года» (Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. 2-е изд. С. 90 [12]).

...смирение мудрования.  – Если мудрование  – образ мыслей (см.: Полный церковно-славянский словарь / Сост. прот. Григорий Дьяченко. М., 1993), то смирение мудрования представляет собой такой образ мыслей, при котором человек совершенно искренне считает себя ничтожнейшим и грешным из людей.



Оглавление

Богослужения

27 июля 2017 г. (14 июля ст. ст.)

Прп. Стефана Махрищского (1406). Ап. от 70-ти Акилы (I). Мч. Иуста (I). Прп. Еллия монаха (IV). Прп. Онисима чудотворца (IV). Мч. Иоанна Мервского. Прп. Никодима Святогорца (1809). Сщмч. Константина Богоявленского пресвитера (1918); сщмч. Николая Порецкого пресвитера (1933).
17:00 - 20:00 Всенощное бдение
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей