<Примечания к 7-й главе>

63 Епифаний говорит приблизительно: «Пребывшу ему в пустыни единому единствовавшу или две лете или боле или меньши, Бог весть» [21, с. 59]. То же в Русск. Времен., I, с. 274 [60]. – 59.

64 Лет. Ник. IV, 214 [59; 55, т. XI, с. 133–134]. – 60.

65 Там же, 215 [55, т. XI, с. 134]. – 60.

66 Костомаров в своей «Русской Истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» (кн. I, с. 199 [36]) напрасно думает, что более 12 братий не допускалось по скудости средств монастыря, он забывает, что обитель в то время не была еще общежительною и каждый подвижник сам заботился о житейских своих потребностях, значит, сколько бы их ни было – от этого монастырь не стал бы беднее. Нет, современники Преподобного Сергия, его ученики, смотрели на это иначе: число 12 им казалось знаменательным, хотя никто не препятствовал его изменению – дело само собою так слагалось. – 61.

67 С берегов Дубны – так в списке Великих Четиих-Миней [11, стб. 1506], в иллюстрированном списке Лаврской ризницы° и др. [21, с. 63]. В некоторых – Северной Двины (у ПреосвФиларета Черниговского, с. 149 [83]) – очевидная ошибка писца: Двина находится в 1000-верстном расстоянии от Лавры, куда весть о подвигах Преподобного Сергия едва ли могла проникнуть, тем более что плавание по Двине находилось тогда в руках Новгорода, а не Москвы. – 61.

68 В некоторых списках Елисей называется отцом Онисима [11, стб. 1506], в других – наоборот [21, с. 64]. Принимаем последнее чтение потому, что Онисим упоминается раньше в числе переселенцев из Ростова в Радонеж. – 62.

69 О сем Епифаний говорит в похвальном слове Преподобному Сергию [21, с. 151]. – 63.

70 Так думаем потому, что преподобный Феодор, ученик и племянник Преподобного Сергия, с ранней молодости воспитанный в обители своего святого дяди и остававшийся здесь до 1370 года, был хороший иконописец (см. ниже, примеч. 71), и ему негде было обучиться сему художеству, как только здесь же, в обители Сергиевой. Может быть, отсюда это художество перешло и в Андроников монастырь, где жили славные иконописцы Андрей Рублев и Даниил. – 64.

71 Говоря о возрасте, в каком пострижен Иоанн, Епифаний выражается нерешительно: «…неции же реша десяти лет пострижен бысть, инии же двоюнадесяте»° [21, с. 78]. Вероятно, старцы, современники событию, рассказывая Епифанию, и сами не могли точно определить возраст Иоанна во время его пострижения: у всех остался в памяти необыкновенный случай, что Иоанн пострижен таким молодым, что его можно было тогда назвать еще мальчиком. Итак, если предположить, что Преподобный Сергий лично постригал его, уже будучи игуменом, то Феодору было в то время никак не менее 15 лет. Заметим, что 15-летнего юношу трудно смешать с 10–12-летним отроком, а если обратим внимание на то, что Феодор отличался высоким ростом и красотою (Филарет Черниговский. Русские Святые, ноябрь, с. 476 [83]), то в 15 лет, вероятно, он скорее показался бы 20-летним юношею, чем 10–12-летним мальчиком. Вот почему мы склоняемся к мысли, что Иоанн был приведен отцом своим к Преподобному Сергию еще до возведения последнего в сан игумена°, между 1349–1352 годами. П. С. Казанский держится того же мнения. «Допустить, – говорит он, – что Иоанн был приведен к Сергию в 1354 г. 10 или 12 лет (не говоря о том, что его отец в 1340 г. был уже иноком – [архим. Никон]), не позволяет дальнейшая история этого племянника Сергиева. В 1378 году Митрополит Киприан обращается к нему как к одному из самых почетных игуменов вместе с Сергием. Феодор еще ранее 1374 г. был уже игуменом и приобрел такое уважение, что В. Князь Димитрий Иоаннович избрал его своим духовником. В пустыне Сергия он был немало пресвитером, до какого сана иноки достигали только в зрелом возрасте. И Преп. Сергий не отпустил бы основывать новый монастырь инока, не имевшего 30 лет» (Рукоп. Жит. Преп. Сергия [29]). – 65.

72 В Ростове, в основанной им обители Рождества Пресвятой Богородицы, есть написанная им икона Богоматери°, по особенному видению, которое вызвало его и на основание обители (Фил. Черн., ноябрь, с. 478 [83]). Но приписываемый ему в Клинц[овском] Подл[иннике] (Древности Гос. Росс. 1, с. XXVIII [18]) Деисис°, судя по письму, едва ли можно относить к его времени. – 65.



Оглавление

Богослужения

19 октября 2019 г. (6 октября ст. ст.)

Апостола Фомы (I). Сщмч. Иоанна Рыбина пресвитера (1937).
17:00  Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).